Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование внимания




Недостатки внимания наиболее часто встречаются у умственно отсталых детей и отрицательно влияют на всю их деятель­ность. Специалисты указывают на то, что эти дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Их вни­мание обладает меньшей, по сравнению с нормой, устойчивостью. Возникают различ­ного рода трудности и при необходимости распределения внимания между нескольки­ми объектами или видами деятельности.

Отрицательное влияние на развитие вни­мания оказывает свойственная умственно отсталым бедность интересов и повышенная утомляемость. Очень важно установить, что является причиной низких результатов ра­боты: отсутствие интереса, непонимание за­дания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких его качеств, как устойчивость, концен­трация, объем, переключаемость, распреде­ление.

Таблица 31

Цели исследования. Выявить способность концентрировать внимание на предъявляе­мых объектах; наблюдательность; зритель­ную память.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку, расположенную в верхней части таблицы 31, и просят назвать изобра­женные на ней предметы, затем предъявля­ют картинку, расположенную в нижней час­ти, и просят сказать, чем она отличается от предыдущей. При этом задают вопрос: «Что здесь забыл нарисовать художник?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сформированным вниманием в 5–б-летнем возрасте выполня­ют это задание.

Дети с задержкой психического развития понимают задание. Случаи ошибочного вы­полнения, как правило, связаны с недостат­ками внимания. Организующая помощь эф­фективна.

Умственно отсталые дети этого возраста не всегда понимают предложенное задание и ограничиваются перечислением предметов, изображенных на таблицах. Такая реакция может усугубляться недостатками внимания.

Таблица 32

Цели исследования. Исследовать такие ка­чества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Процедура проведения. Изображенные на таблице картинки предъявляют одновременно. Задают вопрос: «Чем отличаются картинки?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5–6 лет с интересом сравнивают картинки, находя различия.

Дети с задержкой психического развития понимают задание и выполняют его к б–7 годам. Некоторые нуждаются в организую­щей помощи.

Умственно отсталые дети и в 7–8 лет не понимают смысла задания. Они перечисляют то, что изображено на картинке, не проявляя особого интереса к сравнению картинок.

Таблицы 33, 34

Цели исследования. Выявить особенности внимания; наблюдательность; наличие инте­реса к работе.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу 33. В ее верхней части нарисован мальчик. Внизу он изображен в окру­жении детей. Исследуемому ребенку дают задание: «Найди среди детей мальчика, который нарисован в верхней части таблицы».

Задание может быть выполнено в том слу­чае, если ребенок сумеет выделить и удер­жать в памяти внешние признаки мальчика, которого надо найти в нижней части таблицы.

Таблица 34 и задание к ней («Найди в бу­кете цветы, которые нарисованы вверху») имеют аналогичную направленность.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5–6 лет справляются с этими заданиями и проявляют интерес к работе.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной организующей помощи.

Умственно отсталые дети справляются с этой работой в сравнительно более позднем возрасте (в 7–8 лет). При этом им надо ука­зать на признаки сопоставления объектов. Интерес к работе весьма невелик.

Таблицы 35 – 37

Цели исследования. Исследовать наблюда­тельность; способность к сосредоточению внимания; характер эмоциональных реакций.

Процедура проведения. Ребенку последо­вательно предъявляют таблицы, на которых у изображенного предмета что-то не дорисо­вано. При этом задают вопрос: «Что тут (на картинке) не дорисовано?»

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4,5–5 лет обычно са­мостоятельно определяют и называют недо­рисованные детали. Картинки с отсутствую­щими элементами вызывают улыбку, смех, удивление.

Дети с задержкой психического развития при организующей помощи могут ответить на поставленный вопрос.

Умственно отсталые дети справляются с этим заданием к б–7 годам при условии, если их стимулируют к внимательному рассмат­риванию с помощью наводящих вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.