Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные методические ошибки при изучении понятий




По систематизации Маловой И.Е. [доп. лит. 18] типичными методическими ошибками при изучении понятий являются ошибки следующих видов:

1. Ошибки в подборе содержания:

– для обсуждения на этапе усвоения введения понятия выбран частный случай;

– на этапе усвоения представлен не полный набор упражнений на существенные и несущественные признаки.

2. Ошибки в структуре изложения:

– пропущен этап мотивации;

– пропущен этап усвоения;

– пропущен этап подведения итогов.

3. Ошибки в ведении диалога:

– предложен монолог вместо диалога, что лишает учеников возможности участия в процессе формирования определения;

– признаки понятия на основном примере обсуждаются в терминологии, отличной от терминологии определения;

– исправление ошибок берет на себя учитель вместо того, чтобы: привести контрпример и предложить ученикам обсудить, подходит он под определение или нет; привлечь учеников к обнаружению и исправлению ошибок.

4. Ошибки в логике изложения:

– связи с прошлым материалом отсутствуют или являются необоснованными;

– нет логического перехода от примера к определению (например, вместо: «Вот такие числа, которые …, называются…» используется «Вот такие числа называются»);

– не намечены пути дальнейшей работы с изучаемым понятием.

Задание 6. Для построения методики изучения правила или свойства повторите лекции и материалы семинарских занятий по общей методике и основную литературу по списку. Фрагмент урока должен включать тему урока, этап урока, описание деятельности учителя, деятельности учащихся, образцы оформления записей на доске и в тетрадях. В курсе арифметики и алгебры основной школы элементы теоретических знаний формулируются в виде правил (алгоритмов) и свойств. Для их изучения можно использовать приемы работы с правилами и алгоритмами и общие методические приемы работы с теоремой.

Методика изучения свойств, правил (теорем) включает три этапа:

1) подготовительный; 2) основной; 3) закрепление.

Примерные обобщенные типы учебных задач

На подготовительном этапе:

1. Повторить ранее изученный материал.

2. Решить практическую (подводящую) задачу.

3. Выполнить практическую или лабораторную работу исследовательского характера, накапливающую данные для гипотезы о том или ином свойстве понятия.

4. Выполнить вычисления или преобразования для «открытия» нового свойства.

На основном этапе:

1. Сформулировать правило, свойство (теорему).

2. Доказать и выделить основные этапы доказательства свойства (теоремы). Выяснить идею (метод) доказательства.

3. Представить правило в виде алгоритма (в виде блок-схемы).

На этапе усвоения:

1. Заполнить пропуски в данном предложении так, чтобы получилось верная формулировка правила (свойства).

2. Решить задачу на применение правила, свойства.

3. Составить задачу на применение правила, свойства.

4. Доказать свойство, используя другие обозначения.

5. Найти ошибку в применении правила, свойства.

6. Прокомментировать решение задачи.

Пример выполнения задания смотрите на странице 41.

Типичные методические ошибки при изучении правил, свойств (теорем)

1. Ошибки в подборе содержания:

– для этапа усвоения не подобраны «подводящие» задачи;

– задачи предложены без обоснованной системы;

– не выделены ситуации, в которых может применяться изученное правило, свойство (теорема).

2. Ошибки в структуре изложения:

– пропущен этап мотивации;

– пропущен этап усвоения;

– пропущен этап подведения итогов.

3. Ошибки в ведении диалога:

– учащиеся не привлекаются к работе с формулировкой правила, свойства (теоремы);

– учащиеся привлекаются к разговору в мелких вопросах, что сбивает темп усвоения логики доказательства;

– учитель решил не привлекать учеников к доказательству, но не озвучил диалог с самим собой, в результате ученикам остается только механическое запоминание доказательства;

– не продуманы диалоги по повторению основных моментов доказательства;

– не продуманы диалоги по решению устных задач на применение правила, свойства (теоремы).

4. Ошибки в логике изложения:

– связи с прошлым материалом отсутствуют или являются необоснованными;

– нечетко выделены отдельные операции, входящие в правило (алгоритм);

– нечетко выделены этапы доказательства свойства (теоремы);

– выделены очень мелкие этапы доказательства свойства (теоремы);

– идея доказательства не сформулирована;

5. Ошибки в организации работы с правилом, свойством (теоремой):

– не продумана запись правила, свойства, доказательства на доске и в тетрадях учеников;

– не продумана помощь ученикам в запоминании правила, свойства (теоремы);

– не намечены способы опроса правила, свойства, доказательства с целью успешного усвоения каждым учеником.

Задание 7. Выпишите основные типы задач в данной теме, используя предложенную основную литературу, выберите из учебника и решите задачи основных типов, оформите решение в соответствии с требованиями к оформлению. Сформулируйте и запишите общие и специальные приемы решения задач. Прием учебной деятельности – наиболее рациональный способ деятельности, система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения учебных задач. Состав приема может быть выражен в виде правила, предписания и т.д. Приемы деятельности могут быть разной степени сложности и обобщенности. Примеры выполнения задания смотрите на странице 42.

Задание 8. Решите предложенные задачи, используя общий прием решения математической задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.