Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Линченко А.А., Меркулова Т.К. 2011




НОУ ВПО ЛФ «МИКТ», 2011

Попков Василий Александрович

Андренов Николай Бадмаевич

Линченко А.А., Меркулова Т.К.

 

«Введение в философию»

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) «БАКАЛАВР»

направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»

 

ЛИПЕЦКОГО ФИЛИАЛА

МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Липецк 2011

 

УДК 1(07)

ББК Ю.я7

Л 598

Печатается по решению кафедры

Социально-гуманитарных и общепрофессиональных

дисциплин

Протокол № 1 от _06 сентября _ 2011 г.

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО

«Липецкого государственного технического университета»

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-политических теорий ФГБОУ ВПО

«Липецкого государственного педагогического университета»

 

 

Линченко А.А., Меркулова Т.К. Введение в философию. Учебное пособие для студентов квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника», Липецкого филиала «Международного института компьютерных технологий». – Липецк: Издательство ЛФ «МИКТ», 2011.–209 с.

 

 

Учебное пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия» и образовательных программ по курсу философии для студентов Липецкого филиала «Международного института компьютерных технологий». Пособие содержит краткий курс лекций, список рекомендуемой литературы, вопросы к семинарским занятиям, темы докладов и сообщений, ссылки на электронные библиотеки, содержащие первоисточники и исследования по философии.

Предназначено для организации самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям студентов квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника», ЛФ НОУ ВПО МИКТ.

 

 

Подготовка лекций и семинарских занятий – кандидат философских наук, доцент

Линченко А.А. (доцент кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин ЛФ НОУ ВПО МИКТ).

Подготовка семинарских занятий и составление текстов – кандидат педагогических наук, доцент Меркулова Т.К. (доцент кафедры социально-гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин ЛФ НОУ ВПО МИКТ).

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………...4

Выписка из Государственного образовательного стандарта по

дисциплине «Философия» для квалификации (степени) «бакалавр»...….6

Введение. Современная цивилизация и философия……………………....7

ЛЕКЦИИ……………………………………………………………………17

Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества……17

Лекция 2. Философия, ее сущность и назначение………………………..22

Лекция 3. Философское понимание мира………………………………....28

Лекция 4. Философия человека……………………………………………56

Лекция 5. Философия сознания……………………………………………71

Лекция 6. Философия познания……………………………………………86

Лекция 7. Философское понимание жизни общества……………………105

Лекция 8. Философия истории и современное историческое сознание..109

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ……………………………………………120

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества………120

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение…………………………..122

Тема 3. Философское понимание мира…………………………………...125

Тема 4. Философия человека……………………………………………...131

Тема 5. Философия сознания……………………………………………...136

Тема 6. Философия познания……………………………………………...139

Тема 7. Философское понимание жизни общества………………………143

Тема 8. Философия техники в структуре философского знания………..152

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...154

Тексты к семинарским занятиям…………………………………………..154

Ясперс К. …………………………………………………………………...154

Хайдеггер М. ………………………………………………………………161

Мамардашвили М.К. ……………………………………………………..162

Фома Аквинский …………………………………………………………..166

Вольтер ……………………………………………………………………...167

Августин Блаженный ……………………………………………………..169

Юм Д...............................................................................................................171

Лейбниц Г.В. ……………………………………………………………….172

Берталанфи, Л. фон ………………………………………………………..174

Бердяев Н.А …………………………………………………………………180

Фрейд З....……………………………………………………………………197

Декарт Р. ……………………………………………………………………199

Эйнштейн А. ………………………………………………………………..200

Фромм Э. ……………………………………………………………………202

Швейцер А. …………………………………………………………………205

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ, ЛИТЕРАТУРА И

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ФИЛОСОФИИ…………………………..208

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рубеж тысячелетий – время для подведения итогов и формирования целостного мировоззрения, как отдельного человека, так и человечества. Важнейшую роль в формировании подобного мировоззрения играет философское знание. Философия традиционно решает общие методологические проблемы науки, завершая собой научный синтез, преобразуя его в единую картину мира. Курс философии необходим прежде всего потому, что позволяет сформироваться представлению о многообразии альтернативных способов мышления и способствует тем самым выстраиванию адекватной жизненной позиции, целостного отношения человека к миру.

Альтернативные способы мышления, в основе которых лежит философское знание, играют огромную роль в процессе подготовки современного инженера. Благодаря данным способам развивается способность к нелинейным ходам мысли, умению видеть факты разного порядка в целостности. В рамках данной задачи курс рассматривает традиционные для философии темы – онтологию, антропологию, теорию сознания, философские проблемы познания и науки, социальную философию. Отдельное внимание уделяется философским проблемам изучения техники и техногенной цивилизации. Изучение фундаментальных вопросов теоретической философии, представленное в данном учебном пособии, опирается на историко-философский материал.

Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части излагается краткий конспект лекций. Вторая часть посвящена планам семинарских занятий, с указанием ключевых понятий, литературы и источников. Третья часть представляет собой подборку текстов, позволяющих учащимся оценить аргументы философов и представителей науки по отношению к изучаемым на лекциях и семинарах проблемам теоретической философии.

Содержание тем лекционного материала и семинарских занятий определялось:

- соответствию Государственному образовательному стандарту квалификации (степени) «бакалавр» направление 140400 – «Электроэнергетика и электротехника»;

- тематика изучаемых тем и вопросов, актуальна в отношении современного мира, жизни человека, личности, специалиста востребованного в данном социуме;

- вопросы лекционного курса и семинарских занятий подобраны в соответствии с опытом подготовки к прохождению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.

Структура и тематика семинарских занятий построена таким образом, что студенты могут получить представление, как о традиционных проблемах философии, так и об основных проблемах современного философского знания не только из доступного материала конспекта лекций, но и в процессе самостоятельной работы над первоисточниками и исследовательской литературой. Проведение семинарских занятий в данном учебном пособии представлено в форме семинаров-диалогов и семинаров-дискуссий. Это не отменяет традиционную схему вопроса-ответа, но преобразует ее в герменевтический диалог, строящийся вокруг прочитанного текста. Подобная задача означает приоритетное значение текстов на семинарах, что в свою очередь требует тщательное подготовки по основным проблемам семинара дома. Семинар, таким образом, превращается не в повторение лекционного материала устами обучающихся, а в самостоятельный поиск ответов на ключевые проблемы философии через анализ первоисточников на основе уже освоенного дома базового теоретического курса. Каждое семинарское занятие снабжено перечнем необходимых философских понятий и категорий, которые должны быть освоены на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки студента.

В пособии представлены ссылки не только на ставшие уже «классическими» учебники по философии, но и на современные философские исследования, представленные в ведущих российских философских периодических изданиях.

В данном учебном пособии помимо литературы к семинарским занятиям указывается и литература к лекции. Несмотря на требования образовательного стандарта о соответствии учебной литературы, сроком давности не более 5 лет, что выполняется в разделе семинарских занятий, в литературе, представленной к лекционным курсам содержатся ссылки на более давние, но ничуть не потерявшие своей актуальности издания.

Авторы попытались охватить работы широкого спектра ученых в области не только философии, но и других, смежных гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, используя опыт отечественных и зарубежных исследователей.

Возможность самостоятельно сформулировать вопросы и дать на них ответы, пополнить багаж личных знаний - незаменимый опыт в развитии и формировании культуры высказывания собственного мнения, культуры умения слышать и понимать высказанную мысль автором. Надеемся, что совокупный объем работы поможет развитию и формированию умения формулировать и высказывать свою собственную, обоснованную точку зрения, нелинейно и целостно воспринимать и преобразовывать окружающий мир.

Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

по направлению подготовки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.