Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 9. Определите последовательность развития психологического знания




Вопрос № 6. Расставьте в хронологическом порядке российских ученых, внесших свой вклад в развитие отечественной психологии

Вопрос № 5. Установите хронологическую последовательность в возникновении научных психологических школ

Тема 24. История развития научной психологии

ДЕ № 6. Введение в общую психологию

 

Вопрос № 1. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З. Фрейдом, – это…

 

  1. гуманистическая психология
  2. ассоциативная психология
  3. глубинная психология (психоанализ)
  4. когнитивная психология

 

Вопрос № 2. Созданием первой психологической системы, изложенной в тракте «О душе», является…

 

  1. Спиноза
  2. Платон
  3. Аристотель
  4. Декарт

 

Вопрос № 3. Установите последовательность в смене представлений об психике в истории становления психологии:

 

Утверждение
  1. у всего, что существует на земле, есть душа
  2. особая психологическая причинность действует в сознании
  3. душа человека «чистая доска» – пассивная, но способная к восприятию среда.
  4. душа есть форма живого тела

 

Вопрос № 4. Ассоциация-это связь между психическими явлениями по признакам…

 

  1. признак сходства
  2. признак контраста
  3. признак пространственно-временных отношений
  4. признак причинно-следственных отношений

 

 

  1. гуманистическая психология (А. Маслоу)
  2. неофрейдизм (К. Хорни)
  3. психоанализ (З. Фрейд)
  4. культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский)

 

 

Порядок Ученый
Г.П. Челпанов
Л.С. Выготский
Е.А. Климов
Б.Г. Ананьев

 

Вопрос № 7. Крупный вклад в развитие бихевиоризма внесли...

 

  1. К. Л. Халл
  2. А. Х. Маслоу
  3. Дж. Уотсон
  4. К. Р. Роджерс

 

Вопрос № 8. Расставьте в хронологическом порядке с позиции основного предмета психологии этапы развития психологической науки как науки о…

 

Порядок Предмет психологии
  1. поведении
  1. душе
  1. сознании
  1. фактах, факторах, механизмах и закономерной психики

 

 

Порядок Этап
  1. религиозно-мистическая психология
  1. литературно-художественная психология
  1. научная психология
  1. житейская психология

 

Вопрос № 10. Установите соответствие между основными направлениями в психологии и их основными идеями и постулатами:

 

человек – совокупность двигательных и вербальных реакций на внешние воздействия (стимулы); социальными стимулами являются другие люди 1. гештальт-психология
внутренняя системная организация целого какого-либо психического образования определяет свойства и функции образующих его частей 2. бихевиоризм
знания, представления, образы и характер протекания познавательных процессов определяют поведения индивида 3. гуманистическая психология
человек – уникальная, открытая, устремленная в будущее система; он стремится свободно реализовывать свои потенции к творчеству, вере в себя, личностному росту 4. когнитивизм

 

 

ГЛОССАРИЙ:

 

Ананьев, Борис Герасимович (1907-1972) – советский психолог, стремившийся создать системную модель человекознания («Человек как предмет познания, 1969 г.»), в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности.
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и не отделимая от тела сущность; это форма, функции, суть и цель живого тела), автор первого специального психологического произведения – трактата «О душе»
Ассоциативная психология (ассоцианизм) – общее название для концепций и школ, считавших ассоциацию главным или даже единственным механизмом функционирования психики и сознания. Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель; принцип ассоциации использовали для объяснения разнообразных психических явлений Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Юм. Классический период развития ассоциативной психологии – сер. XVIII – нач. XIX вв (Д. Гартли, Т. Браун, Дж. Милль). Основной чертой ассоциативных теорий этого времени является стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) неделимых элементов (ощущений или представлений)
Бихевиоризм крупное направление в психологии, предметом исследования в котором является поведение индивида. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние воздействия. Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). Основателем бихевиоризма является Дж. Уотсон, крупными представителями – Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен, К. Халл, А. Бандура.
Выготский, Лев Семенович (1896 – 1934) — отечественный психолог, создатель культурно–исторической концепции развития высших психических функций. Изучал проблемы психологии искусства, аномального развития. Ввел понятие зоны ближайшего развития.
Гештальт-психология (от нем. Gestalt – форма, структура) – психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до сер. 1930-х гг. основные представители – М. Вертгеймер, К. Левин, В. Кёлер, Ф. Коффка. Основные понятия – гештальт как целостный образ, фигура, фон. Гештальт-психология характеризуется целостным, системным подходом к изучению психики и сознания.
Гилозоизм (от греч. hyle, здесь — вещество, материя и zoe — жизнь), философское учение об универсальной одушевлённости материи (термин был введён впервые в 17 в.). В истории философии гилозоизм встречается у самых её истоков — в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к гилозоизму были близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы гилозоизма содержались в учении Аристотеля.
Гуманистическая психология – направление в западной психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода и ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т.д.
Декарт, Рене (1596-1650) — французский философ и естествоиспытатель. Исходил из того, что наиболее достоверным для исследователя является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических.
Климов, Евгений Александрович (р. 1930) — российский психолог, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. Автор теста на профориентацию (Дифференциально-диагностический опросник)
Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. ХХ века. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. В центре исследования – познавательные процессы.
Культурно-историческая концепция концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. ХХ в. советским психологом Л.С.Выготским при участии его учеников А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. Согласно этой концепции, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово.
Маслоу, Абрахам Харольд (1908-1970) — американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, патопсихологии. Один из основателей гуманистической психологии. Автор гуманистической теории мотивации.
Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа Зигмунда Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной (а не врожденной) детерминированности психики человека. Представители: К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. С. Салливэн, Э. Фромм.
Павлов, Иван Петрович (1849-1936) — выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным.
Психоанализ (глубинная психология) Направление в психологии, основанное австрийский психологом и психиатром З. Фрейдом в конце XIX – начале ХХ века. Главным предметом исследования являются бессознательные психические процессы и мотивация.
Роджерс, Карл Рэнсом (1902-1987) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
Уотсон, Джон (1878-1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма. Автор программной статьи этого направления «Психология с точки зрения бихевиориста», написанной в 1913 г.
Фрейд, Зигмунд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Создал трехчленную структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное); в 20–х гг. уточнил свою концепцию, в результате чего структура личности была представлена инстанциями Я (Ego), Оно (Id) и Сверх-Я (Super-Ego).
Халл, Кларк Леонард (1884 – 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор «гипотетико–дедуктивной» концепции поведения.
Хорни, Карен (1885-1952) — немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма. До 1932 г. проводила клиническую работу в Германии, после эмигрировала в США. По Хорни, основную роль в развитии невроза играют взаимоотношения с родителями в детстве.
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) – русский философ и психолог. В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли, Д.Юма, Б.Спинозы, но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. В 1914 г. Челпанов организовал Психологический институт при Московском университете и журнал "Психологическое обозрение".
Этапы развития психологического знания 1) Житейская психология 2) Религиозно-мистическая психология 3) Литературно-художественная психология 4) Научная психология

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.