Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 22. Мастерство педагогического общения




ДЕ № 5. Основы педагогической деятельности

 

Вопрос № 1. Обмен информацией в процессе педагогического общения составляет его…

 

  1. перцептивную функцию
  2. воспитательную функцию
  3. интерактивную функцию
  4. коммуникативную функцию

 

Вопрос № 2. Когнитивный компонент педагогического общения направлен на…

 

  1. изучение личности воспитанника
  2. привлечения внимания учащихся к излагаемому материалу
  3. создание приятного психологического климата в учебной группе
  4. творческое сотрудничество учителя и ученика

 

Вопрос № 3. К правилам эффективного педагогического общения НЕ относится…

 

  1. признание права ребенка на ошибку
  2. проявление уважения к личности ребенка
  3. демонстрация неумелости ребенка
  4. активное слушание

 

Вопрос № 4. Привлечение внимания учащихся к излагаемому материалу при помощи паузы относится к __________ способу.

 

  1. вербальному
  2. смешанному
  3. невербальному
  4. двигательно-знаковому

 

Вопрос № 5. Речь педагога НЕ должна быть…

 

  1. логичной, доступной
  2. образной, эмоциональной
  3. неторопливой
  4. насыщенной научной терминологией

 

Вопрос № 6. Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…

 

  1. использования поощрения как основного метода воспитания
  2. создание благоприятного психологического климата в учебной группе
  3. либеральный стиль взаимоотношений
  4. высокая самооценка учащихся

 

Вопрос № 7. Наиболее эффективным в педагогическом общении является ________ стиль

 

  1. либеральный
  2. авторитарный
  3. попустительский
  4. демократический

 

Вопрос № 8. Попустительскому стилю воспитания соответствует случай, когда педагог…

 

  1. определяет не только общие цели деятельности, но и способы их выполнения
  2. самоустраняется от происходящего, от ответственности за него
  3. активно участвует в работе группы по обсуждению предстоящей работы, её организации

Вопрос № 9. Враждебность во взаимоотношениях членов учебной группы в сочетании с покорностью и заискиванием перед педагогом являются признаками __________ стиля педагогического руководства.

  1. демократического
  2. либерального
  3. авторитарного
  4. попустительского

 

Вопрос № 10. Синтез деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, называется педагогическим(-ой)…

  1. общением
  2. мастерством
  3. технологией
  4. тактом

ГЛОССАРИЙ:

Авторитарный стиль руководства – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности учебного коллектива и каждого его члена; сам определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках обучающихся, ноне принимает во внимание их мотивы. Не позволяет проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Внешние показатели успешности деятельности (успеваемость, дисциплина) чаще всего высокие, но социально-психологическая атмосфера в учебном коллективе, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения может быть эффективен для учащихся и учебных коллективов с низким уровнем социально-психологического и личностного развития. Как для попустительского, так и для авторитарного стиля характерны дистанция в отношениях, отсутствие доверия, обособленность, отчужденность, подчеркивание педагогом своего доминирующего положения.
Демократический стиль руководства – педагог ориентирован на повышение роли участия во взаимодействии, на привлечении каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля общения, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач; глубокое понимание личности учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие личности учащегося. По внешним показателям учебной деятельности такие педагоги могут уступать своим авторитарным коллегам, но атмосфера в учебном коллективе при таком стиле руководства всегда благополучная.
Компоненты педагогического общения 1) перцептивный – взаимное восприятие и понимание людьми друг друга; 2) коммуникативный – обмен информацией; 3) интерактивный – осуществление совместной деятельности;
Общение – взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Выделяют три основных аспекта общения: «коммуникация» (обмен информацией), «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), «интеракция» (взаимодействие).
Педагогическая технология – комплекс увязанных между собой педагогических методов, форм педагогического процесса и средств воздействия на личность обучающихся, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.
Педагогический такт – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.
Педагогическое мастерство – сплав личностных и профессиональных качеств, позволяющий эффективно организовать педагогический процесс.
Педагогическое общение – профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Его функции: 1) восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований; 2) информационная функция - обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе; 3) функция организации деятельности - способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений; 4) нормативная - направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок. 5) регулятивная - предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение);
Попустительский (либеральный, игнорирующий) стиль руководства – характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Реализуется посредством тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами учебного коллектива и его членов. Успеваемость и дисциплина на занятиях таких педагогов, как правило, неудовлетворительные. Как для попустительского, так и для авторитарного стиля характерны дистанция в отношениях, отсутствие доверия, обособленность, отчужденность, подчеркивание педагогом своего доминирующего положения.
Речь педагога – педагог должен уметь: 1) быстро и правильно ориентироваться в ситуации общения; 2) правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; 3) находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, слова и т.д.); 4) обеспечивать обратную связь. Речь педагога должна быть логически связной, эмоциональной, неторопливой.
Средства общения – вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, паузы, поза, походка, взгляд)
Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение: коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
Стиль педагогического руководства – способ обращения педагогов с воспитанниками в ходе педагогического процесса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.