Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития малой группы




В ходе своего становления и развития группа проходит определенные стадии. Выделяются четыре основные стадии развития группы:

1. первичного объединения,

2. разъединения,

3. вторичного объединения,

4. консолидации или возникновения коллектива как сложной системы групповых процессов и взаимодействий.

Стадия первичного объединения, по существу, это стадия недавно возникшей и на начальных этапах своего развития формально существующей рабочей группы. Решением высшего руководства в ней назначается руководитель, распределяются должностные функции и обязанности, формулируются производственные задачи и цели.

В такой группе люди объединены только фор­мальными отношениями, они знают друг друга, в основном, со стороны деловых качеств и не осве­домлены о личных особенностях друг друга.

Довольно часто в работающей группе, находящейся на первой стадии развития, постепенно выделяется доминирующее активное «ядро», которое возглавляет лидер. Им может стать как реальный руководитель, имеющий формально-должностной статус, так и неформальный лидер, по тем или иным функциям дополняющий руководителя.

Практически во всех случаях выдвижение неформального лидера в «коллективном ядре» группы связано с наличием серьезных недостатков у формального руководителя. Поэтому разумными являются не ожесточенная борьба с таким неформальным лидером, а поиск конструктивного решения данной социально-психологической проблемы. Следует найти ответы такие вопросы как:

1. какие функции выполняет лидер в образованной группе?

2. деятельность неформального лидера в работающей группе повышает или понижает общую групповую эффективность?

Если активность неформального лидера снижает эффективность работы команды, его следует нейтрализовать (перевести в другое подразделение или даже уволить). Если же за счет активности неформального лидера эффективность групповой работы повышается, следует понять: какие недостатки формального руководителя компенсирует неформальный лидер? Существуют ли условия для организации эффективного партнерства и сотрудничества формального и неформального лидеров? Если таких условий нет, какие можно найти нормы успешной активности как формального, так и неформального лидеров, чтобы сохранить общую высокую результативность работающей команды?

Если по тем или иным причинам данные вопросы не решаются, на первой стадии развития группы неформальный лидер может начать борьбу, используя свои связи и влияние на сотрудников.

Вне зависимости от результата (победы формального или неформального лидеров), как правило, в этих случаях группа распадается, поскольку он еще не прошел необходимые стадии развития и реально не начал существовать.

Идеальное положение дел на первой стадии развития группы таково: либо реальным лидером активного «ядра» становится формальный руководитель, либо формальный и неформальный лидеры находят возможности конструктивного взаимодействия. При таком разворачивании событий в работающей команде она переходит на вторую стадию своего развития.

Стадия разъединения (или «коллективного индивидуализма») начинается тогда, когда происходит постепенная дифференциация социальных позиций каждого члена группы. Возникают небольшие группы по два – четыре человека, в каждой из которых выделяется свой лидер. Как правило, возникает также нейтральная группа сотрудников, не примыкающая ни к одной из группировок и занимающая «позицию центра».

Взаимодействия людей в малых группах имеют личностную окраску и возникают на основе общих интересов или взаимного расположения. Довольно часто именно в малых группах происходит обсуждение действий руководителя, его деловых и личностных качеств.

Руководитель должен быть готов к тому, что подчиненные оценивают, анализируют и обсуждают каждое его действие и каждый его шаг. Это происходит в каждом коллективе и полностью исключить такие разговоры невозможно. Более того, подчиненные чаще критикуют своего начальника, нежели дают ему положительную оценку. Данная особенность отчетливо проявляется в мужских коллективах, в которых руководитель является либо значительно более молодым, нежели его подчиненные, либо имеет интеллектуальный статус более низкий, нежели исполнители.

Стадия «коллективного индивидуализма» — самая сложная с точки зрения управления группой. На данной стадии в группе формируется общественное мнение, доминирующие ценности, групповая мораль. Именно на второй стадии развития группы возможно формирование корпоративной культуры организации. Если руководитель «упускает» группу на второй стадии его развития, впоследствии что-либо изменить становится чрезвычайно трудно.

На второй стадии стиль руководителя должен быть гибким и дифференцированным. К каждой группировке следует найти свои подходы и индивидуальные способы воздействия на групповых лидеров. Для этого руководитель должен располагать индивидуально-психологической и личной информацией о каждом члене группы, быть в курсе мнений и точек зрения, возникающих в его подразделении и, по возможности, участвовать во всех событиях, происходящих в его коллективе.

Мера влияния руководителя на группу в этот период должна быть максимальной. В целом действия руководителя должны быть нацелены на формирование работоспособного, эффективного и психологически здорового «коллективного организма», тонко и своевременно реагирующего на его воздействия и распоряжения.

Стадия вторичного объединения начинается в тот момент, когда подавляющим большинством сотрудников происходит принятие общей групповой морали и общих ценностей. Можно сказать, что данная стадия группового развития еще не прошла полного и окончательного оформления («окостенения», фиксации) групповых процессов, поэтому те или иные воздействия руководителя на коллектив еще могут что-то в нем изменить. Но в целом группа уже сложилась и начинает функционировать по своим внутренним законам.

В такой группе обязательно существует ведущая группировка, навязывающая «свою игру» всем остальным работникам. В ней, как правило, есть свои активные члены, колеблющиеся и аутсайдеры. В такой группе есть сотрудники, которых все уважают, и сотрудники, которых никто не уважает. Наконец, в такой группе всегда есть ведущий неформальный лидер, о котором мы говорили вначале.

Стадия консолидации коллектива, на которой группа превращается в сплоченную работающую команду единомышленников, партнеров и соратников. Такая группа ой имеет свой особый социально-психологический микроклимат, свою ауру, свое «лицо».

Такая группа способна улаживать возникающие в ней недоразумения и конфликты собственными средствами. Довольно часто в ней присутствует свой «коллективный дипломат», который успешно разрешает сложности и проблемы, возникающие как между сотрудниками, так и между руководителем и подчиненными.

В таком объединении существуют также негласные нормы поведения, выражающиеся в том, что участники должны вести себя в соответствии с тем, «как принято», и избегать того, что «не принято». Женщины и мужчины стараются соответствовать групповым нормам не только в поведении, но и в манере одежды. Если тот или иной сотрудник допустил вольность и перестал «соответствовать», ему обязательно сделают замечание.

Напомним, что во многих западных компаниях и банках вообще принята, форма единого для всех делового костюма. Распространена ситуация, когда руководитель может отослать домой своего подчиненного по причине того, что его галстук не подходит по цвету к рубашке.

Полностью оформившаяся группа способна как на разумное подчинение своему руководителю, так и на проявление удивительной сплоченности в процессе сопротивления или бунта, если они возникают.

Поэтому успешное управление такой группой должно быть прогностичным на предыдущих стадиях ее развития с тем, чтобы не допустить разворачивания событий в работающей команде, в ходе которых консолидированный коллектив может «сбросить» своего неэффективного руководителя.

Если в такую группу приходит новый сотрудник, от него, как правило, ждут принятия сложившихся групповых ценностей. Если приходит новый руководитель, он вынужден считаться с теми групповыми процессами, которые в нем протекают, особенно на начальных этапах своей работы.

Итак, преимущества консолидированной группы вроде бы, налицо. В последнее время заказы, формулируемые руководителями для практических психологов, часто касаются проведения мероприятий по консолидации коллектива. Предполагается, что сплоченная группа работает более эффективно. По-видимому, это действительно так. Однако не следует забывать и о недостатках, имеющихся в консолидированных коллективах и снижающих их эффективность.

В консолидированном коллективе групповые ценности доминируют над индивидуальными. Многие члены группы начинают проявлять осторожность, податливость и конформность. В ситуациях внутреннего несогласия они стараются промолчать и внешне не проявить своего несогласия. Постепенно в коллективе возникает единообразие мнений и, как следствие, снижается его творческий потенциал.

Сотрудники, которые не высказывают своих мнений, со временем начинают испытывать внутреннее напряжение по причине «незаконченного действия». В результате возможны различные варианты их поведения: переход в позицию пассивного и равнодушного человека, внутренний бунт или конфликт или просто увольнение по собственному желанию.

В консолидированном коллективе формируются цели и установки с ориентацией на средний уровень продуктивности, доступный большинству его членов. Тем самым талантливые сотрудники вынуждены искусственно снижать свою активность, чтобы не превышать общий групповой «предел». Рано или поздно снижается общая эффективность коллектива.

Следовательно, необходимо помнить о недостатках такой сплоченной команды и разрабатывать специальные мероприятия для их нейтрализации.

В числе таких мероприятий можно назвать следующие:

· сотрудник, способный на более высокие результаты, должен чувствовать поддержку и защиту со сторону руководителя с тем, чтобы он мог уверенно в определенной мере идти против группового мнения;

· критически настроенные сотрудники также должны быть, под защитой руководителя, чтобы внутри коллектива сохранялась возможность своевременного выявления ошибок и недостатков в работе;

· периодически, в случае необходимости, руководитель может осуществлять мероприятия по реорганизации, частичного или полного обновления коллектива, переформирования имеющихся группировок и тому подобные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.