Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи и методы педагогической психологии




Занятие №1

 

 

Основные понятия: педагогическая психология как наука, комплексность методов педагогической психологии.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что изучает педагогическая психология? Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета возрастной психологии при общности их объекта?

2. Раскройте структуру педагогической психологии.

3. Каковы задачи педагогической психологии?

4. Какие методы исследования применяются в педагогической психологии? В чем их особенность?

5. Психолого–педагогическая характеристика личности ребенка, классного коллектива как комплексный метод исследования в педагогической психологии.

Основная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-208с.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.- М.: ВЛАДОС, 2000.- Кн.2: Псих практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. –160с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997,.-480с.

4. Картавцева М. И., Чередникова О. М. Не позволяй душе лениться… Очерки и беседы.- Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1975.-167с.

5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.-544с.

 

Дополнительная литература:

1. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Методические рекомендации В данной теме надо уяснить историю становления педагогической психологии, ее современное состояние. Необходимо раскрыть сущность предмета данной науки, его специфику, отличия от предмета возрастной психологии.

Важно остановиться на методах исследования предмета педагогической психологии, показав их особенные характеристики: комплексность и непосредственная включенность в педагогический процесс.

 

Навыки и умения общения являются важнейшими в профессиограмме учителя и могут быть развиты. Проверьте свой уровень общительности, определите в случае необходимости пути коррекции данного феномена.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали.

4. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями, с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей", и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане, либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

КЛАССИФИКАТОР К ТЕСТУ В.Ф. РЯХОВСКОГО

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете оди­ночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольст­вом - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна­тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпе­ливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыль­чивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно зна­комитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При жела­нии, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями.

Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Ознакомьтесь с психолого-педагогической периодикой за предыдущий год. Выберите статью, в которой рассматриваются проблемы, связанные с предметом педагогической психологии. Сделайте письменно аннотацию данного текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.