Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы общественного сознания 2 страница. ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεχτιχή (τέχνη) – искусство вести беседу




ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεχτιχή (τέχνη) – искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι – веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Д. есть филос. теория, метод и методология науч. познания и творчества вообще. Теоритич. принципы Д. составляют существенное содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет теоритич., мировоззренч. и методологич. функции. Основные принципы Д., составляющие ее стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

ДУАЛИЗМ (от лат dualis - двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит монизму. Термин «Д.» был введен нем. философом Х. Вольфом и обозначает признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейший представитель Д. – Декарт (хотя он не использовал этот термин), который разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю); проблемы взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психическую и физическую проблемы) Декарт решал позиций психофизиологического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологического Д., который, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка и Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Иную разновидность гносеологического Д. развивал Кант, который рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, не зависимым от внешнего мира законам – в соответствии с априорными формами чувственного созерцания и рассудка.

Отвергая все формы Д., диалектический материализм утверждает материалистический монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ, неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания. Так, напр., видимое движение Солнца вокруг Земли принимается в определ. условиях за истинное, действит. движение. 3. имеет объективные основания, обусловленные ограниченностью социальной практики и познания или абсолютизацией отд. сторон практич. познават. деятельности. 3. обществ. сознания закрепляются классовыми и групповыми интересами людей и выполняют определ. социальные функции. Нередко основаниями 3. являются исторически обусловленные пред­рассудки, а также формы мышления и языка.

Выявление 3. осуществляется через преодоление видимости его истинности. Непосредств. основание этого – установление содержат. противоречия между наличным знанием л действительностью, разрешение к-poгo требует качеств. преобразования этого знания, отрицания приня­тых в качестве истинных предпосылок и определений пред­мета. Преодоление выявленных 3. осуществляется в про­цессе выдвижения принципиально новых идеи и разработ­ки более адекватных методов исследования предмета. От­рицание 3. — внутр. момент и условие процесса развития объективной науч. истины. Истина достигается только че­рез выявление и преодоление 3. как её диалектич. проти­воположности. «Истина и заблуждение, подобно всем ло­гическим категориям, движущимся в полярных противо­положностях, имеют абсолютное значение только в преде­лах чрезвычайно ограниченной области» (Энгельс Ф., Маркс К.).

Отказ от 3. означает разрыв с исторически сложившейся познават. или социальной традицией. Преодоление 3. обществ. сознания, как правило, протекает в драматич­ных условиях, когда субъект (социальная группа, класс) вступает в глубокие противоречия с сообществом (классом), стоящим на страже наличных социальных и познават. представлений и предрассудков. Преодоление 3. в обществ. сознании нередко оказывается тесно связан­ным с преобразованием исторически конкретной формы обществ. бытия и обществ. отношений. Критика 3. осво­бождает человеч. сознание от историч. ограниченности, от господства над ним всякого рода догм, устаревших пред­ставлении.

 

ИДЕАЛИЗМ (франц. idéalisme, от греч. ίδέα - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И. противостоит материализму в решении основного вопроса философии – об отношении бытия и мышления, духовного и материального. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в.

Философский термин «И.» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле И. в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.

Внутри И. выделяют две главные формы: И. объективный и И. субъективный. Для объективного И. характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для субъективного неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Исторический прообраз объективного И. можно усмотреть уже в религиозно-художественных построениях др.-индийских упанишад (материальный мир – покрывало майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала – брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В средне-вековой философии его представлял схоластич. реализм, в новое время крупнейшие мыслители – Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ. идеалистов 18 в. Беркли и Юма.

В пределах главных двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. реализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).

 

ИЗМЕНЕНИЕ — категория философского дискурса, кото­рая характеризует состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. В соответствии с локализацией изменений в про­странстве и времени выделяют изменения в пространстве (ме­ханическое движение) и изменения во времени. Различия в трактовке времени определяют понимание характера измене­ний — обратимых и необратимых, направленных и ненаправ­ленных, спонтанных, самоорганизованных и организуемых. Любые изменения коррелятивно связаны с чем-то инвари­антным, устойчивым, и, наоборот, инвариантные структуры предполагают вариативное, изменчивое. Уже в античной философии наряду с линией Парменида, де­лавшего акцент на устойчивости и неизменности бытия, су­ществовала линия Гераклита, настаивающего на универсально­сти изменений и текучести вещей. Согласно Гераклиту, все на­ходится в непрерывном изменении и движении, поскольку все определяется борьбой противоположностей, в ходе которой вещь переходит в свою противоположность: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти противоположности, переменившись, суть те, а те, вновь переменившись, суть эти». Изменения, по Ге­раклиту, подчиняются всеобщему закону — Логосу. Выход из альтернативы философских позиций был найден в допущении многих структурных, неизменных и устойчивых элементов, об­разующих соединения друг с другом и формирующих много­образие чувственно-воспринимаемого мира изменчивых вещей. Изменения во времени пространственных отношений вечных, структурных элементов при неизменности каждого элемента воспринимаются органами чувств как перемены, происходящие в мире вещей. Анаксагор видел в изменении вещей соедине­ние и разделение гомеомерий — мелких частиц. Древнегречес­кие атомисты (Левкипп, Демокрит) исходили из признания бес­численного множества вечных, неделимых и неизменных эле­ментов — атомов, лежащих в основе всего многообразия чув­ственно данного и текучего мира. Тем самым они не отрицали ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни измен­чивости, ни множественности вещей, понимая их как вторич­ный, производный феномен. Согласно Эмпедоклу, не суще­ствует ни возникновения, ни изменения, а лишь смесь элемен­тов вещей, являющаяся результатом притяжения разнородных элементов друг к другу благодаря силе Любви, и разрушение первичной смеси под влиянием сил Вражды. Противопостав­ление инвариантного и текучего миров приобрело у Платона форму противопоставления изменчивого мира чувственных ве­щей — предмета неустойчивых мнений — и мира неизменных, статуарных эйдосов (идей) — предмета теоретического, всеоб­щего и необходимого знания.

Аристотель строит различные классификации изменений — привходящих и непривходящих, осуществляющихся вследствие чего-нибудь и становящихся чем-то. Связывая изменение с существовани­ем противоположностей и с противопоставлением, он выде­ляет такие виды изменений: 1) изменение по противоречию, или возникновение (genesis); 2) уничтожение, или изменение из субстрата в несубстрат (phthora). При этом Аристотель от­мечает, что видов изменений столько, сколько видов сущего. Однако он отделяет движение от изменения, т. к. изменение связано с противопоставлением сущего и не-сущего, а не-сущее не предполагает движения. Аристотель выделяет четыре вида изменений: 1) сути, или возникновение и уничтожение; 2) качества, или изменение состояния данной вещи; 3) количества, или рост и убывание; 4) места, или пространственное перемещение.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие И. объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религии и религиозно-философские учения.

И. с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще.

 

ИСТИНА, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория И. характеризует как результаты процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познават. деятельность. Понимание И. как соответствия (принцип корреспонденции) знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция в понимании И. была продолжена в новое время преимущественно в материалистич. филос. учениях.

В идеалистич. системах И. понимается или как вечно неизменное и абс. свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Нем. класс. идеализм начиная с Фихте внес в трактовку И. диалектич. подход. По Гегелю, И. есть диалектич. процесс развития знания, в к-ром достигается соответствие понятия предмету мысли.

Т. зр. сторонников субъективно-идеалистич. эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Юм, Рассел) или как соответствия идей стремления личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений (Мах). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чуств. опытом. Конвенционализм (А. Пуанкаре) исходит из того, что дефиниция И. и ее содержание носят условный характер. Представители экзистенциализма трактуют И. субъективно-идеалистически – как форму психологич. состояний личности. Общая черта различных концепций И. в совр. зап. философии – отрицание объективности содержания знания (в особенности общественно-историч. знания). Признание объективности И. принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма. Объективной И. является такое содержание человеч. представлений, «…которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества».

Мир объективной действительности не может сразу и в полном объеме быть познан людьми. Поэтому «И. есть процесс»: на каждом историч. этапе человечество располагает относительной И. – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Его истинность обусловлена уровнем развития материальной практики, духовной культуры, совершенством специализированных средств наблюдения, эксперимента и т. п. Признание относительности И.связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Утверждая объективность И., диалектич. материализм указывает и на абс. значение исторически относит. этапов раскрытия И. Совокупность подтвержденных экспериментом, производств. деятельностью и социальной практикой знаний есть не просто непротиворечивая конструкция сознания или полезное в прагматич. отношении представление, но отражение с той или иной степень. глубины и точности объективных характеристик бытия. Поэтому подобное знание преодолевает конкретно-историч. условия своего произ-ва, продолжает жить в новых теориях, вобравших в себя его объективное содержание. Т. о., истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной И.: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеч. познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

Абсолютная И.есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учет всех условий, в к-рых находится объект познания, выделение главных, существ. свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения И., в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, науч. дискуссии, критику и преодоление фетишистских форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологич. и науч.-теоретич. форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практич. и мировоззренч. предпосылок теоретич. построений.

 

КАЧЕСТВО — философская категория, выражающая суще­ственную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержа­ние категории качества неоднократно изменялось на протя­жении истории философской мысли. Первое достаточно яс­ное истолкование категории качества восходит к Аристоте­лю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «...сущ­ность связана с качеством, а качество имеет определенную природу». В Средние века под скры­тыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества от­части отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в ча­стности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вы­зывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снеж­ном коме, я называю качествами». Локк раз­деляет все качества на первичные — присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные — не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, зву­ки, вкусы и т. п).

В философии Гегеля категория «качество» получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество опре­деляется как начальная ступень познания вещей. Как онто­логическая категория «качество», по Гегелю, «есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, те­ряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Именно такое понимание качества вошло в марксис­тскую философию и развивалось советскими философами гл. о. в связи с законом перехода количественных изменений в качественные.

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т. е. форма, величина, цвет, объем и т. п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К не­существенным свойствам предмета относят те, которые пред­мет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущ­ности, отличной от других, и детерминирует его свойства, про­являющиеся в отношениях с другими предметами.

 

КАЧЕСТВО, СВОЙСТВО И КОЛИЧЕСТВО. Различие меж­ду предметами и явлениями уже на уровне чувственного по­знания непосредственно отображается с помощью свойств, которые выражают отдельные их особенности, признаки и отношения. Сравнение и измерение свойств и отношений предполагает выделение качественно однородного и одина­кового в вещах, а именно тождественных их свойств и отно­шений. Поскольку первичным в познании является ощуще­ние, а в нем неизбежно содержится качество, то анализ ко­личества начинается именно с выявления качественно од­нородных свойств вещей. Эти свойства в науке называют величинами, и они могут быть сравнимы или измеримы. В пер­вом случае между ними устанавливается отношение, выража­емое терминами «больше», «меньше» или «равно». Во втором случае выбирается определенная общая единица измерения (напр., длина, масса, температура и т. п.) и значение соответ­ствующей величины определяется ее отношением к единице измерения, т. е. числом. Это число может оказаться целым дробным или даже иррациональным. Важнейшая цель познания заключается в открытии законов которые выражают инвариантные, устойчивые, регулярные связи между величинами, характеризующими определенные процессы в мире. Количественно эти связи отображаются с помощью различных математических функций, определяю­щих зависимость одних величин (функций) от других незави­симых величин (аргументов). Если с помощью элементарной математики постоянных величин можно было изучать фик­сированные связи между ними, то с введением переменных величин стало возможным исследовать разнообразные функ­циональные отношения, а тем самым математически отобра­жать движение и процессы. Создание дифференциального и интегрального исчислений дало в руки ученых мощное средство для количественного исследования различных процессов, и прежде всего изучения движения земных тел в механике и небесных тел в астрономии. В дальнейшем математика создала еще более эффективные методы количественной анализа: она не ограничилась изучением величин, а перешла к исследованию более общих абстрактных структур, среди которых анализ величин занимает весьма скромное место хотя в прикладных исследованиях по-прежнему он продолжает играть важную роль. Не случайно поэтому иногда математику определяют как науку о косвенных измерениях вели чин.

 

КОЛИЧЕСТВО — философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т. е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свой­ство или отношение, по которому рассматриваемые вещи срав­ниваются, и абстрагироваться от других их свойств. Посколь­ку количественная сторона мира стала предметом исследо­вания математики, то в дальнейшем философские пред­ставления о количестве связывались именно с результатами изучения тех видов или форм количества, которые существо­вали в математике.

Простейшей формой количества является целое положитель­ное число, которое возникает в процессе счета предметов. Изучая отношения между числами такого натурального ряда, пифагорейцы первыми обратили внимание на то, что такие отношения определяют закономерности между свойствами предметов внешнего мира. Отсюда они пришли к признанию божественной роли числа. Однако открытие несоизмеримо­сти диагонали квадрата с его стороной вызвало глубокий кри­зис в пифагорейской школе, т. к. с помощью целых чисел ока­залось невозможным установить простейшие отношения меж­ду геометрическими величинами. Хотя в дальнейшем это про­тиворечие было внешне преодолено остроумной теорией пропорций Евдокса, оно продолжало оказывать влияние на обобщение и развитие понятия числа. Первое развернутое определение количества, явно ориенти­рованное на опыт древнегреческой математики, было дано Аристотелем. «Количеством называется то, что может быть разделено на части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, и ве­личина — если измеримо».

Это определение в тех или иных вариациях повторялось дру­гими философами и до сих пор не потеряло своего значения, хотя в нем недостаточно ясно выражена связь между коли­чеством и качеством.

 

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии (что первично: материя или сознание) в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. д. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение - объективно существующие формы бытия материи, что мышление не отделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «М.» начали употреблять в 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления М. идеализму.

Виды материализма: наивный (или стихийный) у древних греков и римлян; метафизический (или механический) в 17-18 вв.; диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.

Наряду с основными видами М. существовали промежуточные – переходные от одного основного вида М. к другому (напр., М. Древнего Востока; М. эпохи Возрождения, М. рус. революционных демократов 19 в. и др.).

Изменение формы М. совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития М.

МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория диалектического материализма.

 

МЕТАФИЗИКА (от греч. μετά τά φυσιχά, букв. – после физики), наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В марксизме – противоположный диалектике филос. метод, отрицающий качеств. саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В истории философии термин «М.» нередко употреблялся как синоним философии.

Термин «М.» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Как самостоятельный метод М. обнаруживается у Платона. В раннегреч. философии «мудрость» была синкретичным созерцанием истинной картины космоса, поэтому собственно филос. метод не отличался от научного, т. е. от теории. Не предпринимая формального расчленения «мудрости», Платон дал в ряде диалогов описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям («идеям») по иерархич. «лестнице» понятий и исходящего обратно к чувственному миру. Аристотель построил классификацию наук, в к-рой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией» или «теологией» (учение о боге). В отличие от «второй философии», или «физики», «первая философия» (названная впоследствии М.) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. Не связанная ни с субъективностью человека (как науки «пойетические»), ни с чел. деятельностью (как науки «практические»). М., по Аристотелю, является самой ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеч. Жизни и источник наслаждения.

Антич. М. явилась образцом М. вообще, однако на протяжении истории зап.-европ. философии существенно меняются как оценка метафизич. знания, так и положение М. в системе филос. наук. Ср.-век. философия признавала М. высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Схоластика считала, что М. – доступное богопознание, осуществляемое по аналогии с познанием высших родов сущего (благо, истина и т. п.). Ср.-век. М. дала детальную трактовку таких проблем, как соотношение свободы и необходимости, природа общих понятий и др., и существенно обогатила понятийный и терминологический словарь философии.

М. нового времени вышла из границ, очерченных теологией, и, пройдя этап пантеистической натурфилософии Возрождения; сделала объектом своего исследования природу. Формально оставаясь «царицей наук», М. испытала влияние естествознания, достигшего в этот период выдающихся успехов (особенно в математике и механике), и в определенной мере слилась с ним. Основная черта М. нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, превращение ее в М. познания (в античности и в ср. века она была М. бытия). М. рационализма развивалась в тесной связи с традиц. онтологией. М. эмпиризма резко выступила против гипостазирования понятий и догматического возведения их в статус бытия, характерного для ср.-век. схоластики. М. 17 в., получившая классическое выражение в системах Декарта, Спинозы и Лейбница, в 18 в. переживала кризис, обусловленный отъединением от нее ряда наук, вырождением метафизического учения в догматическое систематизаторство (напр., в системах Вольфа и Баумгартена), а также разрушающей критикой со стороны скептицизма, сенсуализма, механического материализма Просвещения.

В нем. классич. философии происходил сложный процесс окончательного разрушения старой М., противоречиво связанный с реставрацией М. как умозрительной картины мира. Кант критиковал догматичную М. прошлого, признавая необходимость и ценность М. как науки и считая ее завершением культуры человеч. разума. Он усматривал свою задачу в изменении метода М. и определении сферы ее приложения. Разделив рассудок и разум, Кант показал, что ошибки старой М. порождаются некритич. распространением деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Согласно канту, М. возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Однако он не построил такой системы, ограничившись исследованием противоречий, в к-рые неизбежно впадает разум, пытающийся сформировать законченную картину мира. Кант ввел разделение М. на М. природы и М. нравов, толкуя последнюю как такую сферу, где противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также четко размежевал М. и естествознание, указав, что предметы этих дисциплин совершенно различны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.