Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В настоящее время самым 2 страница




 


 

 

Рис. 2. Предмет философии и науки

 

Современная философия, если исходить из единства ее многообразия во взглядах на собственный предмет, отличается от историко-философского подхода разве что еще большей вариативностью. "Каждой философии свой предмет" – так, пожалуй, мог бы выглядеть лозунг некоторых современных философий и их творцов. Но вопреки желаниям некоторых философов воплотить в жизнь абсолютную свободу философствования, все же внутренняя потребность в объективной методологии, социальная заинтересованность, требование объективности философского познания ставят перед ними задачи, возвращающие их к "единому предмету" философии. Таким общим предметом является бытие и познание как его инвариантная составляющая. При всех изменениях предмета философий общим для них остаются фундаментальные принципы бытия и познания, лежащие в основании любой философии. Будь это философия конкретной науки или науки вообще, философия религии или ее разновидностей, философия бытия уникального индивидуального мира личности (экзистенциализм) или позитивистская концепция научного познания – все они исходят из понятий бытия и познания. И как бы по-разному философы не понимали само бытие или само познание, все они вынуждены обратиться именно к этой инвариантной предметности – бытию и познанию.

Современные универсальные философские системы, включающие в свое содержание философии конкретных наук и ненаучных знаний и рассматривающие свою теорию как целостное знание, ничем не ограничивают свой предмет. К примеру, неотомизм[33], диалектический материализм[34], позитивизм[35] и отчасти экзистенциализм[36] претендуют на безграничность предмета исследований и беспредельный универсализм философских знаний. У значительной части современных философов, создателей конкретно-предметных философий (философия природы, общества, истории, науки и др.) не то что "не хватает пороха" на конструирование универсальных философских систем, они просто используют явно или неявно фундаментальные идеи уже имеющихся. Бытие и познание как предмет философии порождают безбрежное поле философствования. Философия не оспаривает у науки и других видов знания их предмет, но и не исключает в нем собственного интереса. В настоящей философии все знания обретают возможное единство и предметную целостность: бытие и познание существуют как единство общего, особенного и единичного.

Структура философского знания

 

Предметное самоопределение философии самым непосредственным образом сказывается на структуре философского знания. Номинальный предмет философии – бытие и познание – позволяет структурировать философское знание на два фундаментальных раздела: онтологию – учение о бытии и гносеологию – учение о познании. Однако реальная жизнедеятельность людей порождает новую, уникальную сферу предметности, отличную от бытия и познания, но и определяемую тем и другим, и не существующую без того и другого. Это сфера ценностей, являющихся содержанием культуры, суть продукт оценивающей деятельности субъекта. Без субъекта практики и познания, как и без предмета оценивания, ценности не существуют. Двойственная природа бытия ценностей указывает на диалектическую взаимосвязь дополняющих и взаимополагающих субъективных (духовных) и объективных (материальных) компонент ценности. Возникает раздел философии – аксиология [37] – учение о ценностном бытии (рис. 3).

Общефилософские компоненты знания (онтология, гносеология, аксиология) базируются на историко-философском основании и логике историко-философского процесса. Нет современной философии без своей истории и логики ее формирования. Логика историко-философского процесса объективно определяет развитие "самосознания эпохи", т.е. духа и содержания современной философии. Логика суть выражение необходимости становления и развития той или иной философии, ее предмета и соответствующей проблематики.

История философии и логика историко-философского процесса является ядром общефилософского знания. С другой стороны, важнейшим компонентом структуры общефилософского знания выступает диалектика. Она формирует внутреннее триединство, системную целостность, самоорганизующую способность и развитие общефилософских знаний. Диалектика связывает общефилософскую компоненту знаний с конкретно-философским, образуя систему философского знания (философскую теорию). Диалектическая логика философского познания такова, что элементы общей онтологии, гносеологии и аксиологии реально участвуют в создании метанаучных (общенаучных) онтологии, гносеологии и аксиологии, а через них устанавливают связи с конкретными науками.

 

3. Структура системы философского знания

 

 

Может ли философия существовать сама по себе, вне диалектической структурной связи с науками, обыденными знаниями, религией и другими его видами.

Можно однозначно утверждать, что "чистой" философии нет и быть не может, как не существует "чисто" научных, религиозных и иных знаний. Наше обыденное знание является продуктом синтеза знаний и языка философии, науки, техники, искусства и множества иных составляющих человеческого творчества. Поэтому философия как предельно универсальное знание обречено на синкретизм[38], взаимосвязь и взаимообусловленность со всем многообразием интеллектуальной и предметной деятельности человеческого духа. И тем не менее философия, как и другие виды знания, обладает несомненной предметной и теоретической определенностью.

Специфика философии, по существу, может быть определена лишь в соотношении с другими видами знания и сферами духовной жизни людей: наукой, теологическими знаниями, аксиологией как общекультурологическим знанием, иррационалистическими и мистическими учениями. В отечественной учебной литературе советской поры и современности чаще всего подчеркивается научный характер философских знаний и универсализм законов бытия и познания. Философия "есть наука о всеобщем", о "всем сущем во всей своей полноте содержания и смысла" [39]. Интересно отметить, что авторы учебника философии, составленного по программе Кембриджского университета Дж.Тейчман и К.Эванс дают предметно-теоретическое определение философии, мало чем отличающееся от бытующего в нашей учебной литературе. "Философия представляет собой рассмотрение проблем предельного, абстрактного и наиболее общего характера. Это проблемы природы существования, познания, нравственности, разума и назначения человека"[40]. Однако, не указывая на научный характер философских знаний, определение включает самый широкий круг философских концепций, в том числе и антисциентистских (антинаучноориентированных).

Чем же отличается философское знание, имеющее статус особой науки от конкретно-научного? Выделим основные отличия:

1) философское знание является предельно общим (универсальным) знанием бытия и его фрагментов (включая познание) [41]. В философии знание единичного может быть представлено в структуре общего знания. Поэтому научное знание и его предмет сами могут быть представлены в универсальных связях бытия. Так законы квантовой механики и сами квантомеханические объекты в философской интерпретации представлены включенными в универсальные принципы и законы философии. Однако в отличие от философии наука имеет своим предметом не бытие, а его фрагменты (бытие единичного), исследует не универсальные, а конкретные принципы и законы бытия. И все же неверно проводить границу философского и конкретно-научного знания на основании универсализма одного и единичности (отдельности) другого. Конкретно-научные знания имеют универсальную компоненту в той мере, в какой философия имеет единичную составляющую знаний. Научная философия является наукой в той мере, в какой наука включает в себя философское знание. Именно поэтому антисциентистские философии представляются абсолютно недейственными в науках (в фундаментальном естествознании в особенности);

2) философия, по преимуществу, рациональное (мысленное, а не чувственное (опытное) познание бытия. Еще Аристотель выделяет "первую философию" как исследующую высшие, недоступные органам чувств, умопостигаемые начала бытия, первые принципы и причины его, обязательные для всех наук. Само понятие "бытия" может быть предметом исследования разума, а не чувственности. Такими же предельно абстрактными понятиями являются понятия: материя, сознание, ценности, обозначающие виды бытия как предмет философского познания. Утверждение о рациональности философского познания как преимущественном означает изначальное движение знания от предельно абстрактных и универсальных принципов, законов и категорий (философских понятий) к знаниям меньшей общности, к эмпирическим законам и опыту. Это гипотетико-дедуктивный метод построения системных знаний, характерных для логики рационального познания, как философии, так и науки.

Рационализм, по преимуществу, как это ни покажется странным, является, характерным признаком так называемых иррационалистических философий (волюнтаризма А.Шопенгауэра, "философии жизни" Ф.Ницше, "философии бессознательного" Э.Гартмана, экзистенциализма, неопротестантизма и многих других). Иррационализм вовсе не отрицает разумное, логически доказательное познание. Для них разум – единственный инструмент познания того, что оказывается ограниченным предметом философского и научного познания: подсознание, воля, чувство, интуиция, "мистическое озарение", воображение и многое другое. Иррационализм весьма часто пытается средствами разума доказать невозможность разумного познания чего бы то ни было. Иррационализм даже рационалистичнее по методам доказательства, чем сами явно рационалистические философии. Интуитивная ясность, отчетливость, логичность – характерные черты иррационалистической философии;

3) философия, по преимуществу, теоретический уровень знания. Ее эмпирическая компонента скрыта за системой универсальных принципов и законов, предельно абстрактных понятий (категорий). Возможности наполнить их опытом ограничены, но принципиально допустимы.

Существующее и поныне убеждение в абсолютной теоретичности и неэмпиричности философии основано на уверенности в одностороннем философском влиянии на науку. В той мере, в какой философское знание воздействует на научное познание, последнее, несомненно, влияет на саму философию. Конечно, нельзя признать философию опытной или экспериментальной наукой. Но философия не только опосредованно, как это многими признается, но и непосредственно подтверждается опытом. Философское утверждение (универсальное по существу) – "бытие изменчиво" – имеет непосредственное опытное подтверждение в практике и познании. Другое дело, что подтверждение опытом предельно общих, универсальных принципов и законов никогда не будет окончательным, как это иногда признается в науке. Нельзя, однако, утверждать вместе с неопозитивизмом и постпозитивизмом, что философские принципы и законы неверифицируемы (не подтверждаемы опытом) и нефальсифицируемы (неопровержимы) в принципе[42]. Нет никаких особых отличий философских утверждений от научных, за исключением степени их общности и познавательной направленности. Философия исходит в познании преимущественно из предельно общего, направлена к общему (особенному) и опытному, а наука – из опыта – к общему (особенному) и всеобщему. Философия суть выход за пределы опыта и конкретно-научных знаний. Философия – "наднаучное знание" в силу универсализма своих принципов и законов.

Теоретичность философии обнаруживается особенно в отношении к обыденному и иным, не сводимым в систему знаниям: мистическим, религиозным, мифологическим и практическим. Философское знание, на наш взгляд, не только взаимодействует с ненаучными видами знаний, но отчасти включает их в себя. Философские вопросы ставятся и решаются не только философами-теоретиками и в рамках философских теорий, но и любым человеком и на уровне здравого смысла[43]. Homo sapiens становится Homo philophicus раньше, чем возникает сама философия. Область собственно философских вопросов простирается далеко за пределы философского теоретизирования. Герои художественных произведений Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя "мучаются" философскими вопросами. Вопросы эти, чаще всего, житейские, с элементами мифологического и религиозного сознания, мистических спекуляций и обыденного знания, но имеющие глубокие философские корни.

Среди множества жизненно важных вопросов всегда найдется такой, который требует выхода за пределы житейской мудрости, здравого смысла. К примеру, вопрос о "смысле жизни" волнует, несомненно, каждого человека, но является ли он достоянием только житейского разума?

Не хотелось бы упрощать философскую проблематику, стремясь подчеркнуть заземленность философии, ее демократизм. Строго говоря, вопрос о смысле жизни, бытия не является чисто теоретическим, но он, несомненно, философский. Порой теоретический снобизм профессионального философа разбивается о простоту и разумность житейского решения, к примеру, вопроса о сущности жизни или счастье человека. От ответа на подобные вопросы порой зависит благополучие и даже сама жизнь человека. Ясно, что не всякий алчущий ответа на жизненно важные вопросы, находит их с помощью философа-теоретика. Однако следует признать, что философ не может игнорировать "бытовую философию" или оградить философскую теорию от позитивного или негативного влияния обыденного и других видов ненаучного знания;

4) философия – это универсальная система знаний о бытии. Она суть единое, целостное и взаимоувязанное знание о всеобщей системе бытия (природе, обществе, познании, культуре как целостности). В отличие от систем конкретно-научного знания, философское представляется универсальной, более замкнутой и устойчивой, вытекающей из предельно общих принципов и законов. Диалектическое воззрение на философию определяется принципами всеобщей связи [44] и развития [45], где каждая компонента знания истинна в силу логической необходимости, если истинна вся система и, наоборот, истинна система, если истинны все компоненты знания. Именно в этом смысле следует понимать слова Гегеля: "Подлинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее". Однако философская система знаний охватывает истину в возможно большей целостности, единстве и полноте. Отдельные фрагменты этой системы знаний хоть и представляют истину, но ограниченную, неполную, относительную. Поэтому универсальные философские системы скрывают в целостности своих знаний антиномии – взаимополагаемые противоречивые, одинаково доказуемые (относительно истинные) положения.

 

Антиномичность философии, ее предмета и методологии

 

Философии (особенно универсальные, построенные на основе системных принципов, законов и единой методологии) выступают как единственно истинные системы знаний. Но именно в рамках таких философий обнаруживается многоаспектность (плюрализм интерпретаций) и антиномичность системы знаний. Современные мировые философии позитивизма, диалектического материализма (философия марксизма), экзистенциализма, неотомизма и других внутренне антиномичны. Самоопределение философского знания, сути его предмета, методологии и функциональной значимости начинается с осознания их антиномичности.

Под антиномиями обычно понимают взаимопротиворечащие утверждения (тезис и антитезис) в равной мере доказуемые в рамках философской теории. "Философия суть наука" и "Философия не наука" – тезис и антитезис универсальной философии указывает на возможность разрешения противоречия диалектическим и адиалектическим (метафизическим[46]) путем. Первый путь связан с преодолением ограниченности формально-логического взгляда на противоречие: "Философия – наука", поскольку имеет все атрибуты последней (системность, теоретичность, истинность знаний, единая предметность, общая социальная функциональность и многое другое); "Философия не наука" в силу специфичности ее знаний, предметности, социальных функций и много другого. Философия и наука, и больше, чем наука.

Адиалектический путь разрешения противоречия антиномий – формально-логический: истинной может быть лишь одна из сторон антиномий – либо утверждающая, либо отрицающая. Философия либо наука, либо не наука. Адиалектическое понимание антиномий как альтернативных положений о природе философского знания сегодня характерно сциентизму (неопозитивизм и постпозитивизм) и антисциентизму (экзистенциализму и многим другим). Позитивизм противопоставляет научное знание как положительное философскому, негативному. Выработаны даже критериальные приемы определения философского и научного знания. Научное – опытно проверяемо (принцип верификации) или опытно опровергаемо (принцип фальсификации). Философское знание не подчиняется данным принципам.

Антисциентизм, напротив, считает, что философия изначально антинаучна. Утверждается, что всякое стремление придать философии черты науки ограничивает ее познавательные способности рамками необходимости, жесткого детерминизма и исключает из процесса исследования необъятный и неповторимый субъективный мир личности. Антисциентистские тенденции характерны для всех школ экзистенциализма, возлагающих ответственность за негативизм развития современного общества на науку, технику и технологические новации. Сциентизм и антисциентизм философии существенно обедняют ее возможности. Наиболее плодотворной является диалектическая позиция в предметном самоопределении философии, в решении антиномичности природы философского знания.

Диалектическая антиномичность обрекает нас учитывать противоположные и противоречивые стороны определенности философского знания, уже отмеченные выше: универсализм философии предполагает знание единичного, особенного; рационализм – чувственно-эмоциональную компоненту знания; теоретичность – эмпирию; системность – знание элементов, подсистем. Диалектика как собственно философский метод сам полагает естественную необходимость антиномий предмета философии как взаимодополнительность универсальных сторон бытия: единство – многообразие; качество – количество; причина – следствие; необходимое – случайное; форма – содержание; действительность – возможность; материя – сознание; движение – покой. Таким образом, бытие в качестве предмета философии не определяется лишь как некая абсолютная универсальная сущность, включающая в себя не менее универсальные компоненты (природу, общество, человека, сознание, познание, культуру), но представляет единство множества сторон бытия, их целостность и системность.

Диалектический метод истолкования антиномий сущности философского знания, его предмета и методологии требует:

– указывая на основные сущностные стороны антиномий с необходимостью связывать их с противоположными. Иными словами, сущность философии, ее предмета должна быть расширена за счет взаимополагаемых и взаимодополняющих сторон антиномии;

– находить в антиномиях их единство (общий их аспект), выраженное в особых понятиях. Например, "общему-единичному" соответствует понятие (категория) – "особенное". Оно указывает на единство антиномий и их различие;

– рассматривать взаимодействие сторон антиномий как необходимый источник движения (развития) и гармонии (устойчивости) бытия;

– находить взаимодействие сторон антиномий как процесс, изменяющий содержание самих антиномий. К примеру, взаимодействие сторон антиномии сущности философского знания – "философия – наука" и "философия не наука" – исторически явно меняет содержание. В период становления и развития философии научная компонента в структуре философского знания была ничтожно мала. Поэтому умозрительность универсального знания философии была, по существу, преобладающей. Сегодня в сциентистских подходах явно, а в антисциентистских неявно либо участвуют, либо оказывают влияние собственно научные знания.

 

Самоопределение философии как проблема

 

Определение (лат. definitio – дефиниция) – логическая операция, раскрывающая сущность содержания понятия. Определение решает задачи;

1) отграничения и отличения содержания понятия;

2) выражения сущности понятия.

К примеру, рассмотрим одно из самых устойчивых определений отечественной философии недавнего прошлого – "философия – это наука (учение) о наиболее общих законах бытия и познания". Определение отграничивает содержание понятия "философия" рамками науки (учения), с одной стороны, и выделяет в нем сущность – наибольшую общность законов бытия и познания. Философия, однако, выходит за границы науки (учения). Она во многих определениях выступает формой общественного сознания, типом мировоззрения, его ядром или мировоззрением как таковым, видом теоретической деятельности, способом духовного освоения мира, самосознанием эпохи или самого человека. Границы философии подвижны, легко расширяются или сужаются в зависимости от предмета. Предмет философии часто не имеет устойчивых границ и многосущественен.

" Предмет философии не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла ". Это определение предмета философии известного философа А.Г.Спиркина[47] отграничивает "все сущее…" от отдельных "сторон этого сущего". Вопрос лишь в том, как "все сущее во всей полноте своего содержания и смысла" может существовать без одной какой-нибудь стороны сущего? Ведь тогда "все сущее" уже не будет соответствовать самому себе. Однако, как мы выяснили ранее, диалектическая логика вполне резонно допускает антиномичность предмета философии и, как следствие, признает возможным считать, вместе со Спиркиным, философию "наукой о всеобщем". При этом вряд ли кто-либо из современных отечественных философов будет отрицать тот факт, что предметом философии может быть любая сторона всеобщего или его элементов, в том числе и единичная.

В определении важно не столько указать на атрибут (неотъемлемое свойство) предмета (хотя без этого не обойтись), сколько необходимо подчеркнуть универсализм философских знаний. В этом, как считают многие современные философы, выражается непреходящий характер философии, идентичность ее знаний в различных концепциях, возможность отличить, отграничить философию от всех иных знаний. Универсализм принципов и законов философского знания и есть один из его атрибутов, предлагаемых в определении. Идет ли речь о бытии вообще, об отдельных видах или единичных формах его, философия интерпретирует (отражает) бытие в его многообразии с единых позиций универсальных законов и принципов. Но поскольку законы и принципы философии являются законами и принципами бытия, то речь идет о единстве философского знания и его предмета в сущности.

Существующий ныне плюрализм логических определений философии вовсе не ограничивает попыток отыскать наиболее адекватное, соответствующее непреходящему характеру и специфичности философского знания. Напротив, само признание единства бытия и познания должно привести нас к единому общефилософскому определению. Попытки дать его продолжаются и не только в рамках универсальных философских систем. Однако следует признать, что плюрализм определений философии есть следствие плюрализма философских знаний. Последний имеет естественные основания в бытии, познании и культуре, а не является прихотью философствующего субъекта, о чем будет сказано ниже. Поэтому важно понять, что плюрализм самоопределений философии, в тех формах, как она существует, закономерен с позиций онтологии, гносеологии и аксиологии. Можно сегодня лишь надеяться, что новый уровень развития философии будущего позволит нам приблизиться к единому более адекватному общефилософскому определению самой философии.

Не рискуя предложить здесь определение, всесторонне охватывающее отмеченные нами стороны природы и специфики философского знания, предоставим слово людям, неоднозначное и заинтересованное мнение которых для нас небезразлично.

"Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. Отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой. Философ есть, прежде всего, познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла" (Н.А.Бердяев).

"Философия есть не что иное, как деятельность теоретического познания, теория Универсума" (Х.Ортега-и-Гассет).

"О философия, вождь жизни!.. Ты породила города, созвала разрозненных людей в сообщество жизни" (Цицерон).

"Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли наук, в свою очередь, оказывают сильное влияние на тех ученых, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения" (А.Эйнштейн).

"Эмпирические науки, когда ими занимаются только ради них самих, без всякой философской цели, подобны лицу без глаз" (А.Шопенгауэр).

"Философия не может быть ничем иным, как только сознанием, которое эмпирические науки сами о себе добывают" (Ф.Лассаль).

"Я заметил, что философы живут обыкновенно в добром согласии с поэтами; философы знают, что поэты не мыслят; это их обезоруживает, трогает и восхищает…" (А.Франс).

"Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология – самым безумным, суеверия и деспотизм – самыми несчастными" (Диоген).

"Между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон. Эта Ничейная Земля и есть философия" (Б.Рассел).

"Философия начинает с борьбы против мифа, но кончается она тем, что приходит к мифу, как увенчание философского познания… Никогда настоящий философ не откажется от того, чтобы ставить и решать вопросы которыми занята и религия, которые теология считает своей монополией" (Н.А.Бердяев).

"Знание того, что мы можем знать, есть философия; смирение и гипотеза там, где прекращается знание, есть религия" (И.Рахэль).

"Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов" (Р.Декарт).

"Народы будут счастливы, когда настоящие философы будут царями или когда цари будут философами" (Платон).

"Философия господствует над протекшим и будущим; настоящее убивает ее" (К.Н.Батюшков).

"По мнению Платона, человек создан для философии; по мнению Бэкона, философия – для человека" (Т.Маколей).

"Истинная необходимость – это необходимость для каждого существа быть самим собой: для птицы – летать, для рыбы – плавать, для ума – философствовать" (Х.Ортега-и-Гассет).

Итоги и выводы

1. Обозначенный еще в античности предмет философии, антиномично представленный в границах бытия – небытия единством их видов и их многообразием, при всех изменениях философского знания остается неизменным. Философия не имеет предметных границ: для нее не существует запретных тем и содержательных ограничений.

2. В отличие от своего предмета философское знание относительно ограничено универсальностью своих принципов и законов, наукосообразностью знаний, их предельной системностью, логико-рационалистичностью методов исследования и построения знаний. В истории философские знания меняются, расширяя, уточняя и углубляя свое содержание, отражая наиболее значимые стороны предмета, совершенствуя методологию. Как утверждает М.Хайдеггер, "философия от Аристотеля до Ницше как раз на основе этих изменений и благодаря им остается одной и той же"[48].

3. С момента своего возникновения философия обретает особое качество парадигмы духовной культуры, становится образцом, идеалом и нормой любого познания. Образ философии содержит в себе знание схем, предписаний, методов, приемов, процедур познания; предъявляет совокупные требования к научному, религиозному, художественному, мистическому познанию, определяет критерий любого типа познания, но преимущественно родственного себе, – научного.

4. Вся история философии – это история ее самоопределения: становление сущности философского знания и отграничения его от всего многообразия видов знаний (научного, ненаучного (обыденного) и вненаучного (мифологического, религиозного, мистического, искусства)). Первобытный синкретизм философских знаний сохраняется и до наших дней. Однако сегодня речь может идти только лишь о взаимном влиянии философии и других видов знаний (включая культуру в целом) (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Диалектическая взаимосвязь философии и культуры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.