Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джайнизм




 

Религиозно-философское учение, сформировавшееся в VI – V вв. до н.э. под названием джайнизм (от Джина – "победитель"), основной целью ставило победу над мирскими страстями путем преодоления людских страданий. На основе философских идей чистого умозрения джайнизма строится система практических рекомендаций религиозного вероучения его. Основателем джайнизма считается странствующий проповедник, выходец из богатого кшатрийского рода Вардхамана (VI в. до н.э.), получивший впоследствии имена Махавиры ("Великий герой") и Джины ("Победитель")[123].

На протяжении длительного времени джайнистская традиция существовала в устной форме. Письменные источники появились лишь во II в. до н.э. Поэтому трудно отличить первоначальный джайнизм от позднейшей доктрины. В любом случае в учении джайнов (последователей джайнизма) содержатся религиозные наставления, сопровождаемые философской аргументацией[124].

В вопросе первосущности (субстанциальности) мира (в решении ОВФ) онтология джайнизма дуалистична. Признается существование двух вечных субстанций: души (сущности всего живого) – дживы – и не-души (материи вообще) – адживы. Джайнистская космология атомистична. Материя дискретна: имеется четыре вида атомов, составляющих землю, воду, воздух и огонь. Миру материи изначально присуща душа, имеющая атрибуты жизни, радости и печали. Атомизм джайнов сочетается с анимизмом (с признанием всех вещей одушевленными). Джайнистский космос лишен Бога. Вечная и изменчивая природа вселенной управляется кармой (деятельным началом), основным атрибутом дживы (души) материального бытия.

Гносеология джайнизма прочно связана с онтологией дживы (души). Признается два вида познания: несовершенное (непосредственное - чувственное и опосредованное – рациональное) и совершенное (интуитивное) – свободное от связи с материальным миром. Джайнизм не признает существование абсолютных истин. Истина всегда условна, относительна, поскольку мир и его фрагменты всегда рассматриваются с различных позиций. Релятивизм гносеологии джайнизма дополняется концепцией плюрализма, согласно которой существует множество относительно истинных теорий мира и человека. При этом абсолютная истина в познании принципиально недостижима. Несмотря на абсолютизацию различных сторон познания (преувеличения относительности истины, отрицание абсолютной, абсолютизация многообразия знаний о бытии и отрицание их единства и многое другое) гносеология джайнизма весьма диалектична (признание единства противоречивых утверждений, непрерывного развития знаний, его становление в борьбе мнений).

Джайнистская концепция человека исходит из двойственности его природы. В зависимости от способа связанности дживы и адживы, которые единятся кармой (тонкой материей), человеческое бытие предстает в двух формах: совершенной и несовершенной. В состоянии совершенного бытия джива освобождается от адживы (душа освобождается от уз бренного тела) и оказывается способной управлять своим бытием. Находясь в состоянии несовершенного бытия, джива пребывает в разной степени зависимости от адживы (телесных оков). Человек может достигнуть освобождения по истечении периода многих эволюционных перерождений души в разных жизнях. Круг перерождений (инкарнаций) можно разорвать и выйти из него путем подавления мирских страстей и освобождения от материальных привязанностей, обретя покой и знание.

Этика джайнизма строится на неукоснительном соблюдении принципа ахинса (не нанесении вреда живому) и стремлении души к освобождению. В нравственной жизни джайны придерживаются правил: максимально избегать возможности нанести вред живому[125], нестяжательство, правдивость, непритязательность, великодушие и уважительное отношение к любому человеку, целомудрие (для состоящих в браке – супружеская верность), свобода от материальных благ, бескорыстная помощь людям.

Джайнистсткий образ жизни предполагает различные основные нравственные нормы: для монахов-аскетов – сострадание и самообладание; для джайнов-мирян – самоограничение и великодушие. Не только монахи, но и светские люди знают, что их нравственные подвиги зачтутся на пути к освобождению души.

 

Тот, кто чтит заветы, должен развивать

в себе добронравие [и доброжелательность]

по отношению ко всем живым существам;

почтительное отношение и уважение к другим

людям; сострадание к несчастным, падшим

созданиям и беспристрастие к тщеславным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.