Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миманса




Ньяя

Йога

 

Йога (санкр. – связь, единение, порядок, глубокое размышление, созерцание) – религиозно-философское учение индуизма, ставящее главную цель практического освобождения индивидуальной души от эмпирического тела. Основателем йоги традиционно считается Патанджали (примерно II в. до н.э.), изложивший свои идеи в труде "Йога-сутра"[137]. Но задолго до него йога являлась психофизиологической практикой большинства древнеиндийских школ. Будда также использовал практику йоги. В ранних ведах упоминается о йоге как аскетической практике достижения сверхъестественных способностей психофизического самоподчинения.

Онтология и гносеология йоги, по существу, тождественны соответствующим разделам философии санкхья. Теоретическая компонента философии санкхья почти неизменно перенесена в йогу и стала методологической основой йогоистской практики. В течение многих столетий йога разрабатывала и совершенствовала систему тренировок души и тела. По мнению йоги, душа индивида связана с телом и его атрибутами (так называемым "тонким телом") – чувствами, эмпирическим "Я", умом и интеллектом. Практика йоги делает возможным прервать эту связь и отпустить душу на свободу. Йога требует от человека аскетизма и строгой духовной самодисциплины.

Система самосовершенствования в практике йоги включает в себя нравственные нормы поведения, методики, приемы и процедуры психической и физиологической тренировки, правила медитации. К примеру, раджа-йога предлагает восемь ступеней самосовершенствования, представляющих собой систему последовательных правил поведения, методик и процедур на пути к освобождению индивидуальной души[138]:

1) воздержание от неправедной жизни и обуздание страстей. Требование принципа ахинсы (ненанесения вреда живому);

2) соблюдение нравственных установок и правил этической культуры: придерживаться внешней и внутренней чистоты, удовлетворяться малым, предаваться размышлениям;

3) статические упражнения. Выработка устойчивого состояния тела (позы-асаны);

4) овладение методикой гармоничного дыхания;

5) изоляция чувств, направление сознания внутрь себя с целью подготовки тела к духовному опыту;

6) организация внимания, сосредоточение его на объекте;

7) созерцание и размышление над объектом;

8) сосредоточенность. Состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания). Душа обретает освобождение от телесных связей. На интуитивном уровне разум еще может осознавать объект медитации, но абстрагируется от него в мышлении, растворяясь в объекте, и видит его во всей полноте и ясности. Другой тип освобождения души – полное прекращение мышления и психических процессов, когда объект исчезает из познания и мышления.

Многовековой опыт практики йоги широко распространен в современной Индии. Практика йоги и поныне используется индуизмом как составная часть религиозно-философских систем, кроме мимансы. Виднейшими мыслителями йоги в новое и новейшее время являются Свами Вивекананда (1863 – 1902) и Йогананда (20 в.).

 

Вайшешика

 

Вайшешика (санкр. от вишеша – особенность, отличие) как самостоятельная школа возникла в IV в. до н.э. Однако первое систематическое изложение идей школы мы находим в "Вайшешика-сутра", авторство которой приписывается Канаде (примерно VI в. до н.э.). Вайшешика идейно тесно связана со школой ньяя, от которой почерпнула и усвоила своеобразную гносеологию и логику познания[139]. Вайшешика основательно исследует онтологию, космологию и космогонию.

Вайшешика наиболее серьезное значение придает естественнонаучным элементам знаний и материалистической, по существу, онтологии. Мир состоит из элементов: земли, воды, света, воздуха, а они, в свою очередь, структурированы из атомов. Реальный мир представлен в семи категориях: субстанция, качество, действие, общее, особенное, присущее и отрицание (небытие). Субстанция – основа бытия вещей и источник действия. Она суть источник формирования вещей. В сутрах названы девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Первые четыре субстанции являются атомистическими и производящими. Остальные пять – неощутимы, едины, вечны и всепроникающи.

Сочетание атомов первых четырех субстанций дают нам вещи реального мира. При этом атом понимается, по существу, так же, как и у первых греческих атомистов: как конечная, неделимая, протяженная материальная частица. Само же становление вещей из атомов в сутрах Канады принимает весьма сложный мистический характер. Бог здесь не является творцом мира, он лишь управляет им. Вселенная же не вечна: она создается и разрушается циклично.

Материалистические тенденции онтологии дополняются гносеологическими идеями эмпиризма, в котором можно обнаружить элементы идей субъективного идеализма, свойственного западному позитивизму.

 

Ньяя (санкр. – правила рассуждения, логика вообще) – школа, близкая по своим философским основаниям к вайшешике. Школы взаимодополняют друг друга вплоть до образования единой системы[140]. Основателем ньяя называют Готаму (иногда Акшапада Готаму или Гаутаму), автора "Ньяя-сутры" (примерно II в. до н.э.). Важную роль ньяя играет в разработке теории познания и логики.

Гносеология ньяя строится на основе соотношения знания и действительности, близком к материализму. Различают четыре способа достоверного познания:

1) чувственное познание – восприятие (внешнее: зрительное, слуховое; внутреннее – ум);

2) логический вывод или умозаключение – познание путем логического следования из посылок;

3) сравнение и аналогия – познание объекта путем сравнения с известным предметом;

4) свидетельство авторитета – знание, почерпнутое от учителя или найденное в ведических источниках.

Ньяя признает объектами познания как материальные, так и духовные явления (душа, чувства, ум, активность, дефекты разума, перерождение, эмоции, удовольствия и страдания). Теория познания обосновывает пути избавления от страданий.

Ньяя считается школой знатоков логики. Важнейшим предметом исследования в логике выступает умозаключение. Ньяя выделяет три вида умозаключений: 1) от причины к следствию; 2) от следствия к причине; 3) вывод по аналогии[141]. Ньяя считает наиболее предпочтительной формой умозаключения пятичленный силлогизм[142]:

1) тезис: на горе огонь;

2) довод: потому что дым;

3) пример: где дым, там огонь;

4) соотношение с примером;

5) вывод: тогда на горе огонь.

Не только повсеместным использованием логики и логических приемов познания, но и идеями гносеологии и онтологии ньяя, совместно с вайшешикой, являются школами, наиболее близкими и схожими с западной философией. Современная ньяя на передний план исследования выдвигает логику, семиотику (учение о знаках) и языкознание.

 

Миманса (санкр. – размышление, рассуждение, исследование, дискуссия) – религиозно-философская школа, опирающаяся на авторитет Вед, основана на их анализе и идеологической защите. Изначально предметом идейного интереса мимансы стала интерпретация (идеологическая и философская) ритуализма Вед, текстов "Брахман" и "Упанишад". Позднее миманса обратилась к разработке собственно философского обоснования Вед и совместно с ведантой вела острую идейную борьбу в их защиту. Основателем мимансы традиционно считают Джаймини (III в. н.э.) – автора трактата "Миманса-сутра".

Ранняя миманса, направленная на утверждение и защиту требований общественного и религиозного долга (дхармы) с позиций учения Вед, называется дхарма-мимансой. Более поздняя именуется брахма-мимансой, где основу учения составляет концепция Брахмана как первопричины сущего. Брахма-миманса совпадает по взглядам с ведантой, завершающей систему ортодоксальных школ индуизма.

Онтология мимансы основана на признании реальности материального мира, который вечен, бесконечен и неизменен. Бытие имеет девять субстанциональных начал (пять вещественных элементов: земля, вода, воздух, огонь, эфир; четыре невещественных: душа, ум, время, пространство). Вещественные элементы состоят из атомов. Все субстанции, за исключением ума, воспринимаются органами чувств.

Теория познания мимансы основана на признании абсолютной истинности ведических знаний. Всякие попытки доказать истину вед считаются некорректными. Иными словами, основным источником истинного знания являются веды. Чувственное познание, логические выводы и сравнения лишь помогают постичь основные философские понятия вед. Известный интерес представляет учение мимансы о связи языка и мышления, знаков и их значений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.