Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпидокл из Агригента




Анаксагор из Клаземен

Философия Анаксагора и Эмпидокла

 

Общая картина становления и развития философской мысли в досократический период была бы незавершенной без обращения к оригинальному творчеству стихийных материалистов-натурфилософов Анаксагора и Эмпидокла. Их учение подготовило почву атомизму Левкиппа и Демокрита. Классики античной философии высоко оценивали их последовательность и диалектичность философствования.

 

Все во всем.

 

Анаксагор (500 – 428 до н.э.) – выходец из Ионии, ученик Анаксимена, большую часть жизни (30 лет) прожил в Афинах, которые не без его участия становятся в этот период столицей античной философии.

Анаксагор испытал влияние элеатов и Гераклита, знал труды многих ранних философов, однако его онтология существенно отличается от онтологических учений и предшественников и современников. Если последние ставили задачу найти в бесконечном многообразии мира его единство, то Анаксагор, напротив, пытался обосновать естественное многообразие бытия исходя из его единства. Такой единой сущностью бытия являются гомеомерии ("семена вещей"), которых столько же много, сколько качеств вещей. Это суть онтологический плюрализм – новая идея в античной философии. Существуют гомеомерии цвета, формы, вкуса и т.д. Гомеомерии являются основой вещей, состоящих из них в разных пропорциях и определяющих их качество.

Изменение и трансформация вещей есть результат движения гомеомерий. Причиной их движения являются нус (ум) – "наилучшая и наичистейшая из всех вещей". Нус является силой, упорядочивающей структуру вещей и самого мира. Ум не ограничен ничем и не зависит ни от кого, сама жизнь вещей определяется им. Идея Анаксагора о нусе как первопричине, отличной от гомеомерий как первооснове мира, использована Платоном в учении о мире идей как первопричине мира вещей.

 

 

Любовь и вражда! Обе они

изначальны и бессмертны.

 

Эмпидокл (484 – 424 до н.э.) – поэт и философ, основатель риторики, знаток медицины, ученик Пифагора, знаком с трудами ионийских и элейских мыслителей. Известны стихотворные произведения Эмпидокла: "О природе", "Очищение".

Эмпидокл – стихийный материалист. Его учение о "четырех корнях" бытия (земли, воды, воздуха и огня) является своеобразной концепцией первоматерии, характерной для ранних натурфилософов. Однако у Эмпидокла "корни" бытия пассивны. Поэтому, как и у Анаксагора, вводится активная сила бытия, внешняя к его "первокорням" и независимая от них – любовь (дружба) и вражда (ненависть). Любовь разделяет однородное и соединяет разнородное ("из многого делает одно"). Вражда разделяет и соединяет однородное ("из одного делает многое").

Развитие космоса и формирование вещей в нем связано с активной деятельностью любви и вражды. Этапы в развитии мира связаны с переходом власти над миром от любви к вражде, и наоборот. Возникновение жизни, целесообразная организация живых организмов определяются периодами преобладания в мире любви или вражды. Признание первоосновы и первопричины бытия самостоятельными делает онтологию Эмпидокла дуалистичной и дает возможность объективно-идеалистической ее интерпретации.

Теория познания Эмпидокла основана на принципе "подобное познается подобным". Принципиальная возможность познания определяется тем обстоятельством, что субъект и объект познания состоят из одних и тех же "корней" бытия. Эмпидокл, в отличие от Анаксагора, придает чувственному познанию решающее значение. Разум действует эффективнее, когда основывается на результатах чувственного познания.

Античная философская классика

 

Классическим периодом античной философии называют время наиболее интенсивного ее развития. Расцвет философии был обусловлен общей духовной атмосферой, бурной социальной жизнью (хозяйственными, политическими, культурными факторами, объединительными тенденциями в рамках полисной жизни). Греческое общество нуждалось в образованных людях. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных людей участвовать в делах государства.

Требовались знания истории, политического управления, основ хозяйствования, риторики, этики, искусства, педагогики, религии. Происходит смещение фокуса философской рефлексии с проблем природы, космоса на проблемы человека. Космоцентризм первых философов замещен антропоцентризмом философии классического периода. Появились философы, называвшие себя софистами (мудрецами), профессия которых заключалась в обучении (причем платном) слушателей, всем этим премудростям, с целью подготовки их для общественной деятельности.

Софисты не представляли единой философской школы. Общим признаком для софистов служит их профессиональная деятельность. Различают старших и младших софистов. Всем им, однако, свойственен скептицизм в познании, релятивизм (онтологический и гносеологический, эстетический и этический), часто материализм и атеизм.

Софисты становятся носителями нового, революционного для того времени типа ментальности античной Греции, который и определил неоднозначное отношение к ним:

1) рождается заинтересованная педагогика, воспитывающая и обучающая практически полезным знаниям и умениям;

2) исследование личностных и общечеловеческих начал бытия людей;

3) провозглашение свободы исследовательского духа и пренебрежение традициями в познании;

4) безграничная вера в разум человека и ограничение возможностей познания.

Софисты проложили дорогу философскому творчеству античных классиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.