Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система медицинского права и медицинского законодательства. Реализация медико-правовых норм




Наличие.системы.медицинского.права.позволяет.законодателю при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию.того.или.иного.вопроса.медицинской.деятельности, эффективно сочетать положения данных документов с уже существующей юридической базой. Между системой права и системой.законодательства.имеется.много.общих.черт.и.взаимных связей, однако ставить знак равенства между ними нельзя – эти категории не тождественны.

В теории права система права определяется как внутренняя.структура.права,.которая.состоит.из.взаимозависимых норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам [10].

Система медицинского права – это его внутреннее строение, определяющее объединение норм права в правовые институты и подотрасли медицинского права. Норма медицинского права является первичным элементом системы медицинского права и представляет собой содержащееся в нормативном.правовом.акте.общеобязательное.правило.поведения, предназначенное для урегулирования медицинских отношений и обеспеченное силой государственного принуждения. Следующим элементом системы медицинского права является институт медицинского права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности..Например,.управление.в.сфере.здравоохранения, предоставление платных медицинских услуг и др. Подотрасль медицинского права как структурный элемент системы права - это обособленная часть отрасли права, которая регулирует качественно.однородные.группы.общественных.отношений..Например, медицинское страхование, медицинская экспертиза и др. Под системой медицинского законодательства понимается система нормативно-правовых актов, которые являются внешней.формой.существования.медико-правовых.норм,.способом придания им объективности, определенности.

Система медицинского права и система медицинского законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Понятие системы медицинского права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права, понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону – форму. Различия между системой медицинского права и медицинского законодательства наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме. Так, система медицинского права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, в то время как система медицинского законодательства является внешней, видимой формой системы права. Система медицинского права представляет собой совокупность правовых норм, а система медицинского законодательства – совокупность нормативно-правовых актов. К тому же, первичным элементом системы медицинского права является норма права со своей структурой (гипотезой, диспозицией, санкцией), а первичным элементом системы медицинского законодательства – статья закона, которая содержит нормативное распоряжение (текст грамматически и логически завершенных частей нормативного акта, в котором непосредственно выражаются содержание и структура медико-правовых норм), не содержащее, как правило, все три элемента логической правовой нормы. Система медицинского права формируется объективно, соответственно существующим общественным отношениям, а система законодательства создается в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент. Кроме того, структурные элементы системы медицинского права в отличие от системы медицинского законодательства не имеют внешних реквизитов: названий разделов, глав, статей.

Таким образом, если система права отражает внутренние закономерности и отношения норм в их взаимной связи, то система законодательства характеризует внешнее объединение нормативного материала, его структуру и соотношение институтов и норм. Обе эти категории диалектически связаны между собой как форма и содержание. На этом вопросе мы остановились не случайно, поскольку в настоящее время не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению «внутренней логики» отраслей законодательства, по-прежнему допускается смешение права и закона. Как и прежде, принятие одного-двух законов дает повод признать появление соответствующей отрасли права. Если исходить из данной посылки, то медицинское право уже существует, если не столетие, то, по крайней мере, не одно десятилетие. Такое механическое отождествление упрощает представления о праве и законе, так как первое явление гораздо шире и богаче второго.

Систему медицинского законодательства составляют: 1) международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины; 2) конституционное законодательство; 3) общее законодательство об охране здоровья населения; 4) отраслевое законодательство, содержащее правовые нормы, регулирующие общественные отношения, участниками которых являются медицинские работники и пациенты [11].

Реформирование законодательства о здравоохранении началось в 1992 г. после принятия Верховной Радой Украины Основ законодательства Украины о здравоохранении.

После принятия в 1996 г. Конституции Украины специалистами в области здравоохранения был осуществлен анализ направленности указов Президента Украины и законов Украины по вопросам здравоохранения, а также экспертиза решений правительства и ведомственной нормативной базы на предмет их соответствия действующему законодательству [12]. Анализ всех действующих нормативно – правовых актов и методических документов показал, что законы Украины были изданы на развитие 10 разделов Основ, Указы Президента - 9, постановления Кабинета Министров Украины – 6, приказы Министерства здравоохранения Украины – 10, методические рекомендации – на развитие 4 разделов Основ. Анализ, проведенный Министерством здравоохранения Украины и Институтом общественного здоровья показал, что эти нормативные акты развивают положения 10 из 12 разделов Основ. Исключение составили 1 и 12 разделы, где изложены общие положения и содержится регламентация ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья.

В 2004 г. Верховной Радой Украины было принято более 100 законов, касающихся охраны здоровья. Они развивают 27 статей девяти разделов Основ и положения Конституции Украины.

На развитие ст. 2 раздела Основ «Права и обязанности граждан в сфере здравоохранения» приняты такие Законы: «Об охране труда» от 14 октября 1992 г., «Об информации» от 2 октября 1992 г. и др. Более 15 законов принято для развития разд. 3 Основ («Основы организации здравоохранения»), которые.непосредственно.касаются.охраны.здоровья,.обеспечения санитарного и эпидемического благополучия и т.д. Более 16 законов Украины подготовлено для развития семи из восьми статей разд. 4 Основ («Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни»). Разработаны и приняты четыре закона Украины чисто медицинской направленности («Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» от 15 февраля 1995 г., «О донорстве крови и ее компонентов»от 23 июня 1995 г., «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» от 16 июля 1999 г., «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 г. и др.) для развития раздела 5 Основ («Лечебно – профилактическая помощь»).

Законы Украины «О ратификации Соглашения об обеспечении населения лекарственными средствами, вакцинами и другими иммунобиологическими препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники, которые вырабатываются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» от 26 апреля 1996 г., «О ратификации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Швейцарской Конфедерации об оказании безвозвратной финансовой помощи на Проект «Охрана здоровья матерей и детей (неонатология)» от 27 июля 1998 г., «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г. приняты для развития разд. 6 -7 Основ.

Положения ст. разд. 8 Основ «Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности и отдыха» в определенной степени развивают законы Украины «О плате за землю», многочисленные указы Президента Украины.

Однако нормы действующих законов охватывают не все основные сферы медико-правовых отношений. Многие нормы Основ носят декларативный характер (так, например, в Основах не заложен механизм осуществления прав, о которых говорится почти во всех разделах этого нормативного акта, не определены обязанности, которые неразрывно связаны с правами; отсутствуют перечень оснований и условий возникновения ответственности, способы и формы ее несения и пр.).

Установление государством правовых норм – не самоцель. Главная задача состоит в практическом осуществлении заложенных в них требований. Речь идет о реализации государственной воли, выраженной в правовой форме. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной – характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий. Так, например, субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий.

Классификацию форм реализации медико-правовых норм можно провести на различных основаниях. Так, например, с точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно выделить: 1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализацию в конкретных медицинских правоотношениях конкретных медико - правовых норм.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием медико-правовой нормы, следует различать: 1) соблюдение запретов (пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом). Так, например, согласно ст.74 Основ: «медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующее медицинское образование и соответствуют единым квалификационным требованиям». Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, если нет соответствующего медицинского образования; 2) исполнение обязанностей (реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение). Например, согласно ст.39 Основ «врач обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличие риска для жизни и здоровья» или, например, согласно ст. 8 Закона Украины «О лекарственных средствах» заказчик клинических испытаний лекарственного средства обязан перед началом клинических испытаний заключить договор о страховании жизни и здоровья пациента (добровольца)); 3) использование субъективного права (в этой форме реализуются управомачивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права). Так, например, в ст. 290 ГК Украины записано: «совершеннолетнее дееспособное физическое лицо имеет право быть донором крови, ее компонентов, а также органов и других анатомических материалов и репродуктивных клеток». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченого, посредством совершения юридических действий, через предъявление требования к обязанному лицу и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.