Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон и кривая спроса




Среди фундаментальных понятий рыночной экономики в микроэкономике в первую очередь выделяют спрос, потребительский выбор, полезность, издержки и предложение.

В определенной степени эти понятия уже затрагивались в части I «Основ экономической теории». Данные понятия в микроэкономике более широко рассматриваются в связи с издержками и доходом фирмы как элементами рыночного механизма. Спрос как понятие означает желание, возможность и готовность потребителей приобрести данный товар. Спрос еще можно охарактеризовать как платежеспособную потребность.

Спрос характеризуется его величиной (или объемом), означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

Объем и структура спроса зависят от цен на товары, а также от других неценовых факторов: доходов и структуры населения, моды, вкусов потребителей, а также от изменения цен на товары-заменители, сопутствующие товары и от экономической политики правительства.

В рыночных условиях действует закон спроса, суть которого в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара; и, наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Графически зависимость между ценой и спросом может быть отображена следующим образом: (см. рис. 10).

 

Рис. 10. Кривая спроса.

 

При снижении цены потребитель захочет приобрести больше товара или услуг, одновременно при этом дешевеют и другие товары и услуги.

Изменение цены вызывает движение вдоль кривой спроса.

Действие закона спроса во многом объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект замещения. Одной из причин, по которой люди покупают большее количество того товара, цена которого падает, является тенденция заменить товаром с низкой ценой те товары, которые относительно дороги.

Эффект дохода. Вторая причина, по которой изменение цены вызывает изменение величины спроса, связана с воздействием изменений цены на величину реального дохода.

В экономической теориитермином «номинальный» обозначаются величи­ны, измеряемые самым обычным образом, т.е. в терминах рублевых, или долларовых, или других цен, по которым фактически заключаются сделки.Термин «реальный» используется для указания на величины, скорректированные так, чтобы учесть влияние изменений цен. Типичным примером является разграничение реального и номинального дохода. Если вы ежемесячно получаете по чеку 5000 рублей, то таков и будет ваш номинальный доход, равный числу полученных рублей. При увеличении реального дохода вы купите большее количество нормальных товаров и меньшее количество низших товаров.

Закон спроса не является универсальным. Его действие ограничено в следующих случаях:

n при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

n для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

n при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок на персональные компьютеры; снижение цен на первые не вызовет роста спроса на них.).

Неценовые факторы вызывают перемещение кривой спроса.

Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и покупаемые товары.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.