КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логистики в структуру предприятияТема 7. Внедрение производственной
Элементы логистики имеются на любом действующем предприятии. Как правило, они распределены по структурным подразделениям и слабо увязаны с достижением общекорпоративных целей. Такая простая организация решений логистических задач приводит к низкой конкурентоспособности фирмы. Глобализация рынков и всемирное расширение конкуренции вынуждают фирмы перестраивать свою структуру управления и свои цели в направлении растущего значения бесперебойного выполнения заказов. В условиях рынка продавца фирмы могут свободно устанавливать свои цели. Для этого случая подходит функциональная система управления. В условиях рынка покупателя интересы последних имеют преобладающее значение. Предприятия обязаны это учитывать, чтобы обеспечить себе реальные перспективы в условиях конкуренции. Этому случаю в большей степени соответствуют структуры управления, ориентированные на продукт. При реализации логистики на фирме одной из важнейших задач является координирующая (интегрирующая) роль логистики. К инструментам координации относятся: система целей, структура управления, системы планирования и контроля, стандартизация и т.д. Помехи в координации являются причиной недостаточной эффективности логистической системы. К ним относятся: – конфликты между целями (прибыль и зарплата); – ошибки в планировании производственного процесса; – недостаточная компетентность управляющих различного уровня; – недостаточное техническое и информационное обеспечение; – неточные и некачественные информационные показатели; – неправильная мотивация персонала (готовность к конфликту, а не к компромиссу). При любой структуре построения организации логистические задачи могут подключаться: – централизованно (создаваться службы логистики); – децентрализованно (распределяться между структурными подразделениями); – из-за пределов фирмы (аутсорсинг).
Вопросы
1. Почему в настоящее время фирмы, имеющие функциональную структуру управления, с точки зрения логистического подхода, слабо конкурентоспособны? 2. Почему на фирмах, имеющих функциональную структуру управления, внедрение логистики затруднено, а ее эффективность низка? 3. Для известной вам фирмы, какой вариант подключения логистики был бы эффективен? Почему?
Тема 8. Затраты в производственной логистике
Доля затрат на логистику колеблется в пределах от 15% в машиностроении до 35% в пищевой промышленности. Проведенные в Великобритании исследования показали, что доля затрат на логистику в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, составляет ~70%. В будущем минимизация затрат в бизнесе, в основном будет достигаться за счет уменьшения затрат на логистику, т.к. резервы уменьшения затрат за счет других факторов практически исчерпаны. Основными видами затрат на логистику являются: – затраты на персонал;
– затраты на средства производства;
– затраты на хранение и транспортировку;
– затраты на связанный капитал.
Затраты на связанный в запасах капитал = Количество единиц хранения ∙ Цена ∙ Время хранения ∙ Ставка банковского процента.
Цена и банковский процент являются практически независи-мыми для фирмы, которая не может существенно на них повлиять. Фирма может влиять только на количество единиц хранения и время хранения. Влияние количественной составляющей. Ряд фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства, уменьшили свои производственные запасы на 50%. Влияние временной составляющей. Известно, что 95 – 98% времени, в течение которого материал находится на предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. По данным фирм Bosh-Siemens, Mitsubishi, General Motors 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема продаж.
Вопросы
1. Какие другие (кроме логистического) направления снижения затрат в бизнесе вам известны? И каков порядок их эффективности? 2. За счет чего можно снизить величину запасов? 3. За счет чего можно уменьшить время пролеживания материалов и в каких звеньях логистической цепочки?
Тема 9. Логистика в диверсификации продукции
В последние годы отмечается тенденция роста диверсификации продукции. Эта тенденция является следствием ускоряющего обновления производства и смены продукции при расширении номенклатуры выпуска. При этом происходит увеличение числа позиций материалов. В этом случае целью логистики является обеспечение многообразия вариантов в соответствии с потребностями рынка при одновременной минимизации вариантов различных узлов и деталей. Растущее многообразие продуктов связано также с более высокими объемами информации, что увеличивает объемы производственной документации и затрудняет руководство. В целом эта тенденция ведет к возрастанию затрат на логистику. Многообразие вариантов продукции диктуется рынком покупателей. Клиент все в большей мере требует индивидуально созданного изделия и отказывается от стандартных решений. Поэтому изготовители вынуждены предлагать большое количество вариантов серийной продукции. Уменьшается число крупных оптовых и увеличивается число мелкооптовых и штучных покупателей. Дробление единиц сбыта ведет к большим колебаниям номенклатуры сборочных единиц и к росту общего числа позиций. Рост числа партий собственного изготовления и рост частоты запуска сказываются на трудоемкости, затратах на производство и связанными с ними затратами на логистику. Это ведет к перерывам в работе и непроизводительному пролеживанию. В совокупности со снижающейся долей деталей собственного изготовления возникают разбросы по времени в приобретении покупных деталей. Растущие колебания в величине партий увеличивают долю ошибок при управлении изготовлением. Чтобы обеспечить высокий уровень сервиса увеличивается число партий и частота доставки, при этом загрузка транспортных средств уменьшается. С ростом диверсификации увеличивается число изменений и переналадок в производственном процессе, что приводит к увеличению потребных производственных мощностей и уменьшению объемов выпуска на них. Логистические аспекты конструирования приводятся в лекциях. Вопросы
1. Чем обусловлен рост числа позиций материалов? 2. Почему происходит увеличение числа переналадок в серийном производстве? 3. Как бороться с ростом затрат на логистику при росте диверсификации продукции?
Для проверки уровня знаний студентов по дисциплине «Логистика» в прил. 1 приведены темы дипломных и курсовых работ.
ЧАСТЬ II. ПРАКТИКУМ
Практическое занятие № 1
Управление материальными потоками на основе пооперационного учета логистических издержек
Цель занятия: изучение возможностей повышения эффективности функционирования склада, которые открывают пооперационный учет значимых логистических издержек. Одна из главных задач логистики – управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если они точно измеримы. Практическое занятие по данной теме знакомит студентов с возможностью оптимизировать материальные потоки в любой логистической системе. На практическом занятии рассматривается пример оптимизации материальных потоков на складе предприятия оптовой торговли (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1. Принципиальная схема склада
Теоретические пояснения
Склады — это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях потока материалов, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Грузооборот склада – общепринятое название входящего на склад или выходящего со склада материального потока за соответствующий период.
Задание 1. Расчет величины суммарного материального потока на складе. Исходные данные приведены в таблице 2.1. Таблица 2.1
Факторы объема складской грузопереработки (факторы, влияющие на величину суммарного материального потока на складе) [1]
Примечание: T – грузооборот склада, т/год – 5000 т/год. Ход решения
1. Необходимо определить суммарный материальный поток по грузам, рассматриваемым в процессе внутрискладского перемещения. Он равен сумме выходных грузовых потоков всех участков без последнего: T (с участка разгрузки) + T·A1/100 (из приемочной экспедиции) + T·A2/100 (с участка приемки) + T (из зоны хранения) + T·A3/100 (с участка комплектования) + T·A4/100 (из отправочной экспедиции) __________________ = Pп.г. {17 250}[2] 2. Определение грузопотока при ручной разгрузке груза: Рр.р.= T·А5 / 100 (т/год) {3 000}. 3. Определение грузопотока при механизированной разгрузке груза: Рм.р.= T (1 – А5 / 100) (т/год) {2 000}. 4. Определение грузопотока при ручной погрузке груза: Рр.п.= T·А6 / 100 (т/год) {1 500}. 5. Определение грузопотока при механизированной погрузке груза: Рм.п.= T·(1 – А6 / 100) (т/год) {3 500}. 6. Определение грузопотока в процессе ручной переборки при приемке товаров: Рп.р.= T·А2 / 100 (т/год) {1 000}. 7. Определение грузопотока в процессе ручной переборки при комплектации заказов покупателей: Рк.м = T·А3 / 100 (т/год) {3 500}. 8. Определение грузопотока в процессе выполнения операций в экспедициях: Рп.э.= T·А1 / 100 (т/год) {750}; Ро.э.= T·А4 / 100 (т/год) {2 000}. Расчет суммарного материального потока в экспедициях: Рэ.к.=Рп.э.+ Ро.э. = Т·(А1 + А4) / 100 (т/год) {2 750}.
9. Расчет грузопотока в зоне хранения: Рх.р.= Т·А7 (т/год) {10 000}. 10. Расчет величины суммарного материального потока на складе: Р = Pп.г. + Рр.р. + Р.м.р. + Рр.п. + Рм.п. + Рп.р + Рк.м + Рэ.к. + Рх.р. {44 500}. Расчет величины суммарного материального потока на складе рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл.2.2 (столбец 4). Таблица 2.2 Расчет величины суммарного материального потока и стоимости грузопереработки на складе
Задание 2. Расчет стоимости грузопереработки на складе.
Стоимость грузопереработки определяется: – объемом работ по той или иной операции; – удельной стоимостью выполнения той или иной операции. Пооперационные объемы работ определены при выполнении первого задания.
Удельные стоимости выполнения той или иной операции на складе представлены в табл. 2.3. Эти данные позволят представить общую стоимость грузопереработки на складе в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Таблица 2.3 Группы материальных потоков на складе
Суммарная стоимость работ с материальными потоками (стоимость грузопереработки – С груз ) определяется по формуле:
С груз = S 1 ·Pп.г. + S 2 · Рэ.к. + S 3 · (Рп.р. + Рк.м) + S 4 · Рх.р. + S 5 · (Рр.р.+ Рр.п.) + + S 6 · (Рм.р. + Рм.п.) {70 750}.
Удельные стоимости вносятся в столбец 5, а стоимости работ в столбец 6 таблицы 2.2.
Выводы. Входной грузооборот склада составляет 5 000 т/год. Внутренний грузооборот превышает входной в (44 500 / 5 000) = 8,9 раза. Средняя стоимость грузопотока составит (70 750 / 44 500) = = 1,6 у.д.е./т.
Практическое занятие № 2
Размещение товаров на складе
Цель занятия: приобретение практических навыков в оптими-зации размещения товаров на складе. Склад является наиболее общим элементом логистических цепей. Рационализация материальных потоков на нем – резерв повышения эффективности функционирования любого предприятия. Задача определения приемлемого варианта размещения товаров на складе не является новой для торговли и системы материально-технического снабжения. Разработаны различные алгоритмы, предлагающие решать эту задачу с помощью ЭВМ. Решение заключается в определении оптимальных мест хранения для каждой товарной группы. Несмотря на очевидное достоинство, применение этих методов сдерживается необходимостью наличия на складах соответствующего программного обеспечения и вычислительной техники, а также специально подготовленного персонала. Названные ограничения могут быть преодолены в результате применения метода Парето (20 / 80), согласно которому 20% объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дают, как правило, 80%-й результат. На складе применение метода Парето позволяет минимизировать количество передвижений посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие большого количества перемещений, и группы, к которым обращаются достаточно редко. Прием и отправка продукции со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъеди-нены (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Разделение потоков на складе: «горячая линия»; «холодная линия» Задание. Выделение значимого (с точки зрения количества внутрискладских перемещений) ассортимента склада и размещение его на «горячей» линии. Исходные данные: Склад с ассортиментом в 27 позиций (см. табл. 2.4). Груз поступает и отпускается целыми грузовыми пакетами, хранится в стеллажах на поддонах в пакетированном виде и все операции с ним полностью механизированы. Груз размещается на складе по случайному закону. Таблица 2.4 Реализация за месяц [3]
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |