Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М о д у л ь III социальная психология




Тема 5 Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей

Понятие "общение". Общение свойственно всем живым суще­ствам, но у человека оно приобретает самые высшие формы, становится осознанным, сопровождается речью. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, приводящее к возникновению психического контакта (взаимодействия). Под содержанием общения понимают информацию (сведения, сообщения о чем-либо), которую сообщают люди друг другу в процессе общения. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид актив­ности. У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворе­ния многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, твор­ческих, познавательных, эстетических. Психологи выделяют восемь основных целей общения: контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовнос­ти к приему и передаче сообщения; информационный обмен сообщениями – прием и передача сведений, инфор­мации; побудительная стимуляция – склонение человека к каким-либо поступкам или действиям; координационная – взаимное ориентирование при совместной деятельности; понимание; эмотивное возбуждение –обмен эмоциями; установление отношений; оказание влияния.

Виды общения: прямое, косвенное, непосредственное и опосредованное, межличностное и ролевое и др.

Структура и социально-психологические функции общения. Основные функции общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения. Под коммуникацией понимают, прежде всего, то, что люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настро­ениями – информацией. Но коммуникация – это не просто передача информации от одного чело­века к другому. Это именно активный обмен ею. Посредством коммуника­ции происходит воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние возможно лишь при единых или сходных сис­темах кодификации и декодификации у партнеров. Проще говоря, все должны говорить на одном языке. У общающихся должны быть идентич­ны: лексическая система, синтаксическая система, одинаковое понимание ситуации общения.

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов:побудительная или констатирующая. Побудительная информация, передаваемая человеку, может выражаться в приказе, совете, просьбе. Целькоммуникатора, передающего такую ин­формацию, – изменить наше поведение в сторону совершения какого-либо поступка. Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Такой вид информации используется в различного рода образовательных системах. На первый взгляд, констатирующая информация не влияет на наше по­ведение. Но на самом деле в итоге она тоже оказывает влияние на наши поступки. Поэтому констатирующую информацию относят к коммуникации.

Передача информации осуществляется с помощью знаковых систем. В за­висимости от типа знаковой системы выделяют: вербальную (речевую) коммуникацию; невербальные виды коммуникации. Функция невербальной коммуникации – дополнение речевого общения. К невербальной коммуникации относят: жесты, мимику, пантомимику, паралингвистическую систему знаков (это система вокализации – каче­ство голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистическую систему знаков (включает в себя паузы, покашли­вание, смех, плач).

Интерактивное общение

Мотивы интерактивного общения – взаимодействие людей с целью непосредственной организацией их совместной деятельности. Совместная деятельность людей рождает коммуникативный процесс, который позволяет планировать действия.

Типы взаимодействий. Все взаимодействия делятся на два основных и противоположных друг другу вида: кооперация; конкуренция. Кооперация обозначает, что силы участников координируются, суммиру­ются. Кооперация – необходимый элемент любой совместной деятельнос­ти. Другой тип взаимодействия– конкуренция. Наиболее ярко выраженной формой конкуренции является конфликт. Конфликт представляет собой столкновение интересов, целей, средств их достижения, позиций, мне­ний или взглядов оппонентов.

Перцептивная (чувственная) сторона общения

Наиболее ярким проявлением перцептивной стороны общения являются интимные отношения – это такие отношения между людьми, которым присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. К интимным отношениям относят не только положительные отношения между людьми (любовь, дружбу), но и отрицательные (вражду, ненависть). Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привя­занности, общности интересов. В отличие от любви дружба – это в основном отношениямежду людьми одного пола. Дружба имеет множество целей. Цели дружбы могут быть, например, де­ловыми, утилитарными, эмоциональными, рациональными, ориентиро­ванными на взаимное совершенствование. Люди в дружеских отношениях руководствуются следующими нормами и правилами: равноправие, уважение, умение понять,готовность прийти на помощь, доверие, преданность.

Долгая дружба людей противоположного пола нередко перерастает в глу­бокую любовь.

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Любовь – это вершина человеческой интимности. Конечной целью любви можно назвать самосовершен­ствование. Несмотря на возвышенность понятия любви, все же можно выделить не­сколько видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь человека к самому себе, любовь к Богу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.