КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М о д у л ь III социальная психологияТема 5 Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей Понятие "общение". Общение свойственно всем живым существам, но у человека оно приобретает самые высшие формы, становится осознанным, сопровождается речью. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, приводящее к возникновению психического контакта (взаимодействия). Под содержанием общения понимают информацию (сведения, сообщения о чем-либо), которую сообщают люди друг другу в процессе общения. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У людей количество целей общения по сравнению с животными сильно увеличилось. Общение людей используется ими как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических. Психологи выделяют восемь основных целей общения: контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения; информационный обмен сообщениями – прием и передача сведений, информации; побудительная стимуляция – склонение человека к каким-либо поступкам или действиям; координационная – взаимное ориентирование при совместной деятельности; понимание; эмотивное возбуждение –обмен эмоциями; установление отношений; оказание влияния. Виды общения: прямое, косвенное, непосредственное и опосредованное, межличностное и ролевое и др. Структура и социально-психологические функции общения. Основные функции общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения. Под коммуникацией понимают, прежде всего, то, что люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями – информацией. Но коммуникация – это не просто передача информации от одного человека к другому. Это именно активный обмен ею. Посредством коммуникации происходит воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние возможно лишь при единых или сходных системах кодификации и декодификации у партнеров. Проще говоря, все должны говорить на одном языке. У общающихся должны быть идентичны: лексическая система, синтаксическая система, одинаковое понимание ситуации общения. Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов:побудительная или констатирующая. Побудительная информация, передаваемая человеку, может выражаться в приказе, совете, просьбе. Целькоммуникатора, передающего такую информацию, – изменить наше поведение в сторону совершения какого-либо поступка. Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Такой вид информации используется в различного рода образовательных системах. На первый взгляд, констатирующая информация не влияет на наше поведение. Но на самом деле в итоге она тоже оказывает влияние на наши поступки. Поэтому констатирующую информацию относят к коммуникации. Передача информации осуществляется с помощью знаковых систем. В зависимости от типа знаковой системы выделяют: вербальную (речевую) коммуникацию; невербальные виды коммуникации. Функция невербальной коммуникации – дополнение речевого общения. К невербальной коммуникации относят: жесты, мимику, пантомимику, паралингвистическую систему знаков (это система вокализации – качество голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистическую систему знаков (включает в себя паузы, покашливание, смех, плач). Интерактивное общение Мотивы интерактивного общения – взаимодействие людей с целью непосредственной организацией их совместной деятельности. Совместная деятельность людей рождает коммуникативный процесс, который позволяет планировать действия. Типы взаимодействий. Все взаимодействия делятся на два основных и противоположных друг другу вида: кооперация; конкуренция. Кооперация обозначает, что силы участников координируются, суммируются. Кооперация – необходимый элемент любой совместной деятельности. Другой тип взаимодействия– конкуренция. Наиболее ярко выраженной формой конкуренции является конфликт. Конфликт представляет собой столкновение интересов, целей, средств их достижения, позиций, мнений или взглядов оппонентов. Перцептивная (чувственная) сторона общения Наиболее ярким проявлением перцептивной стороны общения являются интимные отношения – это такие отношения между людьми, которым присущи глубоко личные, сокровенные и задушевные переживания. К интимным отношениям относят не только положительные отношения между людьми (любовь, дружбу), но и отрицательные (вражду, ненависть). Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. В отличие от любви дружба – это в основном отношениямежду людьми одного пола. Дружба имеет множество целей. Цели дружбы могут быть, например, деловыми, утилитарными, эмоциональными, рациональными, ориентированными на взаимное совершенствование. Люди в дружеских отношениях руководствуются следующими нормами и правилами: равноправие, уважение, умение понять,готовность прийти на помощь, доверие, преданность. Долгая дружба людей противоположного пола нередко перерастает в глубокую любовь. Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения. Любовь – это вершина человеческой интимности. Конечной целью любви можно назвать самосовершенствование. Несмотря на возвышенность понятия любви, все же можно выделить несколько видов любви: братская, материнская, эротическая, любовь человека к самому себе, любовь к Богу.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |