Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия XX века. М.,1997




Парадигма(с гр.)—образец, пример, своего рода эталон, который берется для доказательства опреде­ленных смысловых связей между изучаемыми явле­ниями. Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.


Пассионарность (с лат. страсть, неистовость) — термин Л. Гумилева, означает особое состояние этноса, получившего извне большой заряд энергии, что делает этнос пассионарным.

Паттерн (с анг.) — образец, пример, специальная форма, модель, манера поведения. В социальной фи­лософии — типичные образцы какой-либо культуры, ее артефакты.

Позитивизм (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, счи­тающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторон-ностей" материализма и идеализма.

Редукция (с лат. отодвигать назад, возвращать) -— методологический прием сведения исследуемых явлений к исходным началам, :такое упрощение структуры объекта позволяет понять его происхож­дение и единство с другими объектами.

Реинкарнация (с лат.) — первоплощение души, возрождение.

Релятивизм (с лат. относительный) — учение об относительности всякого познания, а значит о невоз­можности получения константного, абсолютного объективного знания.

Репрезентация (с фр.)—представительство, доста­точное для того, чтобы судить о свойствах генераль­ной совокупности всех исследуемых процессов.

Референт (с лат.) — сообщающий. В лингвистике — это предмет, к которому относится слово или знак.

Рефлексия (с лат.) — самоуглубление внутрь себя, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущих исследуемому явлению.

Ригоризм (с лат. строгость, суровость) — без­условное повеление какого-либо нравственного принципа. Например, у И. Канта — долг — главный принцип морали. Ригористская этика — этика дол­женствования.

Свобода — категория философии, обозначающая возможность поступать так,.как хочется. В XX; в. философами рассматривается свобода "от" и свобода "для". Свобода "от" принуждения, насилия, эковдэми-

ческого диктата и т. п., или от смерти, страха, отчая­ния, рассматривается как своего рода иллюзия, а сво­бода "для" есть свобода всестороннего развития сил и способностей человека.

Сенсуализм (с лат. чувство, ощущение) — прин­цип познания, основанный на чувственном восприя­тии, согласно которому в интеллекте нет ничего, че­го ранее не было в чувстве. Сенсуализм близок по­зитивизму.

Семитичные (от Сим. сын Ноя) — народы, осново­положником которых был Сим (в первую очередь евреи), говорящие на родственных семитических или семитских языках.

Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запре­щают, предписывают и покоряют.

Синология (с лат. названия Китая) — наука о ки­тайском языке и литературе, часть китаеведения.

Синтезия (с гр.) — соединять, сочетать, сопостав­лять.

София (с гр. мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Бога, в ней за­ключены все мировые идеи и идеи самого человече­ства. Олицетворение женственного в Боге и символ тайн бытия.

Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которо­го точно предсказать или описать невозможно.

Сублимация (с лат. вознесение, поднятие кверху) — в философии З. Фрейда обозначает переключение либидозных влечений, не получающих удовлетворе­ния, на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку.

Субстанция (с лат. сущность) — нечто неизмен­ное в противовес меняющимся состояниям и свойст­вам. Чаще всего субстанция — синоним материи, ве­щества. Термин используется с античных времен, однако, в разных философских школах понимается по-разному.

Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

Тварность (с гр.) — сотворенное Богом — при­рода, вещь, человек — созданное, сотворенное, воз­никающее, т. к. акт божественного творения непре­рывен.

Тенденция (с нем.; лат.) — стремление, склон­ность к чему-либо — предвзятая мысль, проводимая в какой-либо теории или научном труде; направле­ние, в котором идет развитие каких-либо явлений действительности.

Теодицея (с гр. бог + правда, справедливость) — учение об оправдании бога, в связи с существова­нием в мире не только добра, но и зла.

Теология (с гр.) — богословие, учение о боге, систематизация вероучения той или иной религии^ Теология зачастую отождествляется с религиозной философией и в этой связи является объектом фи­лософской критики.

Теизм (с гр.) — вера в единого индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, сущест­вующего как творец, хранитель и властитель мира, вне мира и выше всего мирского.

Толерантность (с лат. терпение) — терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привыч­кам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

Тоталитаризм (с лат. целый, полный) — общест­венно-политический строй, основанный на автори­тарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отноше­нии инакомыслящих.

Трансцендирование (с лат. выходящее за пределы) — недоступное познанию, то, что находится за" пре­делами опыта, лежит по ту сторону опытного, эмпирического знания.

Трансцендентализм — исходное понятие филосо­фии И. Канта, означающее систему рассудочных по­нятий и принципов, которые связаны с предметами,


данными нам чувственно, а значит могут быть под­тверждены опытом. Трансдентальным могут быть: теория познания, проблема внутри нее, познание, связанное с предпосылками возможного опыта.

Феноменология (с тр. явление + наука) — по И. Канту: "наука о феноменах или явлениях действи­тельности; по Гегелю: учение о развитии науки и знания, начиная от первой мысли познающего субъ­екта об объекте вплоть до абсолютной истины; по Гуссерлю: априорная наука о чистом сознании, кото­рое всегда является "сознанием чего-либо" т. е. направленным на предмет.

Филогенез (с гр. "племя, род и происхождение, развитие") — общая эволюция различных родов и видов организмов. Филогенез необходимо рассматри­вать в единстве с онтогенезом — особенностями индивидуального развития живого организма.

Физикализм — философская концепция, считаю­щая, что все должно постигаться при помощи мето­дов физики, в противном случае познание бессмыс­ленно.

Холизм (с гр. целое) — учение о целостности мира во всех его главных областях— психической, биологической и самой внешней и самой рациональ­ной физической действительности.

Шизоанализ (с гр. расколоть и анализ) — на­правление современной постмодернистской филосо­фии, исследующее маргинальные группы и их пове­дение, а также их язык как существенную часть их неязыкового поля, которое называется "машинами желания". Мир желания с точки зрения шизоанализа — это мир. где все возможно.

Экзистенция (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущ­ности человека и по-разному определяющего эту сущность.

Экуменическое — движение за объединение всех христианских церквей для усиления влияния рели­гии и борьбы против атеизма. Возникло в XX веке. В переносном смысле — создание на основе консенсу­са теории, одинаково пригодной для разных областей звания.

 


Экстравертность (с лат.) — обращенность лич­ности во вне. Такое поведение и образ мысли чело­века, когда он постоянно открыт для внешних влия­ний, в отличие от интровертов, обращенных в свой внутренний мир, замкнутых по отношению ко внеш­ним воздействиям. Термины предложены К.-Г. Юнгом, психологом.

Элитарность (с фр.)— лучшее, избранное. Свой­ства людей, делающие их интеллектуальной, военной, экономической, политической или творческой элитой — теми привилегированными слоями обще­ства, которые на деле осуществляют функции управ­ления и творческого развития всех сфер культуры.

Эмоция (с фр.) — реакция человека и животных на воздействие каких-либо раздражителей. Терми­ном обозначают все виды чувствительности и пере­живаний. Эмоциональное мышление находится под влиянием чувства, настроения.

Эмпиризм (с гр. опыт) — направление в теории познания, которое считает главной силой в познании чувственный опыт (эмпирию). Эмпиризм как прин­цип познания противостоит рационализму.

Эпистемология (с гр. знание + учение) — теория познания. Эпистемологический синоним — теорети­ко-познавательный, гносеологический.

Эсхатология (с гр. крайний, последний) — пред­ставление о конце мира и связанных с ним возмездиях. Разрабатывалось преимущественно в религиоз­ных концепциях. В XX веке используется в футурологических концепциях, связанных с катастрофиче­ским. видениеммира.

Эзотерическое учение (с гp.) — направленное внутрь, тайноеучение, предназначенное только для избранных, специалистов и понятые только этому кругу. Противоположное учение — экзотерическое — доступно и приятно всем, непосвященным и не­специалистам.

Элита (с фр. лучшее, избранное) — обозначение высших, привилегированных слоев в обществе. При­чина возникновения элит в природной одаренности людей. В современном мире различают 5 элит: поли­тическая, экономическая, административная, воен­ная, интеллектуальная.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.