Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники налоговых отношений. 1 страница




Экономическое содержание и законодательная база налогов и сборов РФ.

Экономическое содержание, элементы и функции налогов

Налоги представляют собой неотъемлемый элемент рыночной экономики. В эпоху становления капиталистических отношений в различных странах значение налогов для государственного регулирования экономики усиливалось. Казне нужны были деньги для содержания армии и флота. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет экономическое содержание налога. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйственных субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Налоговое право базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип обязательности элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налогов, сроки уплаты налогов, льготы, налоговые санкции. Приведем характеристику вышеперечисленных элементов.

Объектом налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество, прибыль, доход и т.д. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем (ст. 39 НК РФ) признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с правилами, установленными в НК РФ.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договор о совместной деятельности), паевые взносы и паевые фонды кооперативов);

- передача имущества (имущественных прав) по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздел такого имущества;

- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

- изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами ГК РФ.

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Налоговая ставка – это величина налоговых отчислений в расчете на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка и налоговая база устанавливается Налоговым Кодексом РФ.

Налоговые льготы представляют собой преимущества для определенной группы налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, предусмотренные законодательством, т.е. это возможность либо не уплачивать налог, либо уплачивать в меньшем размере. Например, необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов, освобождение от уплаты отдельных категорий плательщиков, целевые, в т.ч. налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов). Предоставляемые льготы направлены на стимулирование финансирования затрат на развитие производства, малых форм предпринимательства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности в социально-культурных сферах. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые санкции – это мера ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговая отчетность (в форме налоговой декларации) – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, льготах, о суммах налогов, источнике дохода.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, о окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Днем создания организации является дата ее государственной регистрации.

Функции налогов

Функции налоговявляются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют пять функций налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

Фискальная функция заключается в изъятии средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины до­ходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хо­зяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового ме­ханизма.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и России и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность. Она отличается от уже рассмотренной стимулирующей подфункции регулирующей функции налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.

 

Характеристика налоговой системы РФ и классификация налогов

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны. Для характеристики налоговой системы необходимо раскрыть основные принципы ее построения.

Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией. Рассмотрим эти принципы.

1). Детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные.

2). Гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету.

3). Социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

 

Классификация налогов

Налоговая система РФ включает федеральные, региональные (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства. Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Существуют несколько принципов классификации налогов:

- по уровню бюджета, в который зачисляется налог

По данному признаку налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами России о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами мест­ного самоуправления могут льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика.

К федеральным налогам относятся:

· налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);

· акцизы (гл. 22 НК РФ);

· налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

· налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

· налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

· водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

· государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

 

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с налоговым кодексом РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам, налогам краев, областей, автономных краев и областей относятся:

1)налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

2)налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3)транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

 

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. К местным налогам относятся:

· налог на имущество физических лиц (до принятия главы в НК РФ начисляется согласно Закону РФ от 19.02.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»);

· земельный налог (гл. 31 НК РФ).

 

Особенностью местных налогов является то, что: некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления; другая часть налогов может вводиться районными и городскими органами власти.

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.

 

- по способу взимания налогов

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги, в свою очередь, взимаются с физических и юридических лиц. Косвенные налоги входят в стоимость товара.

Существуют также специальные налоговые режимы. Они представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН);

· упрощенная система налогообложения – УСН;

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Законодательство по налогам и сборам.

Органы управления налоговой системой.

Законодательство по налогам и сборам регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов в РФ и отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Основные моменты Законодательства заключаются в следующем:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

- признаются всеобщность и равенство налогообложения;

- налоги не могут иметь дискриминационный характер (не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности и гражданства);

- не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство РФ и ограничивающее свободное перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств;

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Акты законодательства о налогах и сборах, вносящие изменения в действующий закон, вступают в силу не ранее, чем по истечении первого месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и местного самоуправления, вводящие налог и сборы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

 

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Сумма излишне уплаченного налога подлежит:

· зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам;

· возврат налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Порядок зачета суммы излишне уплаченного налога приведен в таблице 1.

Зачет излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика в течении одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Таблица 1

Зачет суммы излишне уплаченного налога

Вид зачета Порядок зачета
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам Осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась  
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию Производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Может осуществляться на основании письменного заявления налогоплательщика, о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

 

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. В этот же срок поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении, о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

При нарушении срока возврата, на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок (один месяц со дня подачи заявления о возврате), начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Банка России, действовавший в дни нарушения срока возврата.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Сумма излишне взысканного налоговыми органами подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течении 10 дней со дня получения указанного заявления.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В суд исковое заявление может быть подано в течении трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал о факте излишне взысканного налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы и обязан сообщить об этом налогоплательщику в течении 10 дней. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов соответствующего вида или задолженности по пеням соответствующего вида возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. Возврат налоговым органом данных сумм производится не позднее одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по действовавшей в эти дни ставке финансирования Банка России.

Изменение срока уплаты налога и сбора

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока также возможно при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа. Изменение сроков уплаты налогов, сборов, пени и штрафов не касается налоговых агентов. Оно может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица, претендующего на такое изменение:

· возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

· проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;

· имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

· в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:

· по федеральным налогам и сборам – ФНС России;

· по региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица;

· по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - таможенные органы;

· по государственной пошлине – органы (должностные лица) и (или) лица, уполномоченные в соответствии с НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

 

Законодательными документами по налогам и сборам являются Налоговый Кодекс РФ (НК РФ)(часть 1 и 2), федеральные законы и законы субъектов федерации по налогам и сборам, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.

Налоговый Кодекс состоит из двух частей. Первая часть устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения:

- виды налогов и сборов;

- основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов.

Во второй части представлены непосредственно налоги. Глава 21 – НДС, глава 22 – акциз, глава 23 – налог на доходы физических лиц, глава 24 – единый социальный налог, глава 25 - налог на прибыль, глава 25.1. – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, глава 26 – налог на добычу полезных ископаемых, 26.1 – единый сельскохозяйственный налог, глава 26.2. – упрощенная система налогообложения, глава 26.3 – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, глава 27 – налог с продаж (отменен с 01.01.2004 года), глава 28 – транспортный налог, глава 29 – налог на игорный бизнес, глава 30- налог на имущество организаций.

 

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

- таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Охарактеризуем участников налоговых отношений.

Налоговые органы

В соответствии с частью первой НК РФ, введенной в действие с 1 января 1999 г., налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее территориальные подразделения.

Налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в банках и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном НК РФ;

- обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.