Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема бессмертия




ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ.

 

Жизнь человека – высшая ценность для него и для общества. Но это может осознаваться в разной степени. К тому же и реально ценность жизни далеко не одинакова и относительна для разных времен. Осознание ценности жизни неизбежно ведет к вопросам об ее содержании и значительности, количестве и качестве прожитых лет, о судьбе и ее поворотах, «звездных часах», о начале и конце жизненного пути. Переживание острых моментов жизни заставляет поставить свою жизнь в ряд с другими, которые есть, были и будут. Философия человека, вырастающая из его практической и духовной жизни, ставит вопрос о смысле жизни, смерти и бессмертии.

Вряд ли решение этих вопросов является лишь внутренней биологически обусловленной потребностью человека. Психологически человек (особенно в молодые годы) воспринимает себя как бесконечное во времени существо (не отсюда ли принятие идеи бессмертия души?), он также не может представить свою конечность и бесконечность материального мира. Но философствующий разум приходит к этим проблемам, хотя соответствующие мысли и чувства могут быть вплетены и в познание, и в верования, и в осознание своего места в обществе, и в представления о ценностях, и в образное восприятие действительности. Безусловно, эти вопросы проблемы наиболее важны для моральной сферы жизни человека, определяющей вместе с внутренней философией и мировоззрением жизненную позицию человека, его поведение и активность, самооценку и образ жизни.

Данные вопросы общественно значимы. Социальная философия каждой эпохи также пытается дать на них свои ответы, конечно, относящиеся к человеку данной общности, общества и эпохи. Именно самосознание общественного человека ставит вопрос о жизни, смерти и бессмертии, вопрос о смысле жизни. Ответы разные для разных людей в разные времена. Общие ответы зависят от характера философии и от трактовки человеческой природы.

Надо иметь в виду, что философия не одинока в решении этих проблем. Свои подходы и решения дают религия, искусство, нравственность, наука. И философия не может не обобщать эти подходы и решения, более узкие и частные. Она же осмысливает жизнь как целостный процесс, во всех ее сторонах и проявлениях, в ее соединенности с жизнью других людей и с природой.

Реальная жизнь человека конкретна и определена, уникальна и обыкновенна. Само понятие «жизнь» очень богато и многозначно, тем более это относится к жизни человека. Есть объективная, материальная биологическая сторона жизненного процесса – целостный организм, система функционирующих органов, обмен веществ, воспроизводство. Есть временные стадии жизни – рождение, становление, формирование, функционирование, старение, смерть. Но человеческая жизнь заполняется еще духовным и творческим содержанием, богатством чувств, мыслей, переживаний, надежд, желаний, наслаждений. Содержание человеческой жизни зависит не только от человека и природы, но и от общественных отношений и процессов. От общества во многом зависит и «цена» человеческой жизни, и ценностные ориентации, соответственно которым человек пытается строить жизнь. В целом же содержание жизни противоречиво и определяется взаимодействием объективного и субъективного, общества и человека, целей и средств, социальной и природной необходимости и свободы. В результате жизнь со всем ее содержанием есть реализация в той или иной степени родовой сущности человека, часто независимо от желания и осознанности его жизненного выбора.

Смысл жизни конкретного человека может быть осознан как бы изнутри им самим или определен кем-то со стороны. Возможны разные уровни определения смысла жизни – от конкретно – прагматического («зачем живу, что сделал?») и житейски – психологического (весело ли, комфортно, хорошо ли живу?) до высоко философского понимания (моя жизнь в бесконечном мире, в контексте всемирной истории). Но в любом случае эти вопросы философские, поскольку ответы на них предполагают обобщенный взгляд на содержание, направленность и результаты человеческой жизни.

Можно различить объективный смысл жизни как реальную оценку ее содержания и результатов по определенным критериям и субъективный, усматриваемый и оцениваемый самим человеком. В первом случае критерии оценки исходят из родовой сущности человека, во втором – из личных позиций человека, из его уровня понимания своей общности с родом человеческим. При этом может возникать и деформированное представление о смысле жизни с преувеличением индивидуальной ценности жизни или ее исторического, всеобщего родового предназначения («смысл жизни – в удовольствиях» или «смысл жизни – в борьбе за коммунизм»).

Самоценность человеческой жизни, чаще всего воспринимаемая эмоционально, больше переживаемая, чем осознаваемая, может отодвигать осмысление родовой ценности жизни. Но накопление опыта и мудрости, размышления в связи с критическими моментами в жизни, переживание пограничных (на грани жизни и смерти) ситуаций ведет к философской оценке. Это ситуация, когда «надо и о душе подумать», и смерть, обрывая жизнь, высвечивает ее общий смысл. Человек осмысливает конечность жизни, переживает ее, но психологически не принимает такую перспективу. Чем же снимается проблема, где видится ее разрешение?

Можно говорить о духовном и практическом преодолении ограниченности жизни, смертности человека. Духовное преодоление стремится дать религия через проповедь бессмертия души, веру в вечную жизнь в загробном мире (правда, с воздаянием за грешную или праведную земную жизнь). Искусство уводит человека в вымышленный, отстраненный мир, заставляет его жить жизнью других людей и как бы снимает, хотя бы на время, ограниченность человеческой жизни в пространстве и во времени. Познание, наука также переносят трагический вопрос о смертности в спокойную плоскость объективной истины: «Все смертны».

Для философии духовное преодоление смерти является внутренне присущей целью, и здесь она взаимодействует прежде всего с нравственностью и религией.

Духовно устанавливаемое бессмертие подтверждается реальным и практическим бессмертием человека лишь как представителя человеческого рода. Мощная природная основа – в естественном продолжении рода – от собственного рождения до участия в воспитании подрастающего поколения. Психологическая, нравственная и философская рефлексия этого факта примиряет человека с вечностью – «я продолжил свой род и дал жизнь тем, кто его продолжит после меня».

Но «свой род» – это лишь часть рода человеческого (через «мой народ», «единоверцев» и т.п.) и поэтому не менее важны «реальное» преодоление смерти и обретение действительного смысла жизни – в практическом преобразовании мира, творчестве, создании культуры. Конечно, большая часть практически сделанного человеком нужна для поддержания его жизни, но при этом он, воспроизводя собственную жизнь и жизнь близких, воспроизводит и свой род, и род человеческий. Однако в то же время создаются новые продукты материального и духовного производства, которые наследуются последующими поколениями людей. Люди одного поколения различаются разным соотношением родовых качеств, уровнем самостоятельности и активности, но они, взаимодействуя, дополняют друг друга и воспринимают жизненно необходимое для них из жизни социальной общности. Здесь тоже есть довольно глубокое противоречие.

Человек проживает свою собственную жизнь, но он живет вместе с другими и часто для других людей или общности – жизнь каждого есть жертва или самопожертвование в интересах общества. Смысл жизни в этом случае находится вне самой жизни, и это может иметь и положительный (продуктивный, прогрессивный), и отрицательный (разрушительный, реакционный) результаты. Содержание, границы, смысл жизни определяется часто не самим человеком, а другими людьми, общностями или социальными институтами. От степени свободы человека зависит, насколько он сам определяет эти функциональные параметры своей жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.