Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы человечества




ТВОРЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И

Родовые качества человека не могут существовать сами по себе, они важны в совместном проявлении, в действии, которое и есть человеческая жизнь. И сущность человека не есть что-то застывшее, однозначное, она выражает не столько факт, наличность, бытие человека, сколько его жизненность через движение. Сущность человека в том, чем он жив. Во-первых, он жив природой. Но и внутренняя его природа, и взаимоотношения с внешней природой не могут существовать без общества и сознания. Сама жизнь человека невозможна без органического соединения природного, социального и духовного. Но человеческая жизнь – не только воспроизведение, функционирование (движение по кругу), но и изменение, развитие (восходящее движение с появлением нового, усложнением организации самого человека, его отношений с другими людьми, сознания и деятельности).

Во-вторых, человек жив деятельностью, которая неотделима от человека, общества, сознания, поэтому понятие деятельности является сквозным, универсальным, ключевым в философии, социологии, да и во всем обществознании. Деятельной сущности человека посвящен целый раздел курса философии. В данной теме это понятие берется как выражение в общем виде природы и сущности человека.

Понятие «деятельность» охватывает единство, взаимопереплетение и взаимодействие труда, познания и общения. Важно подчеркнуть определяющее, ведущее значение труда, но нельзя недооценивать значение социальной и духовной деятельности. Это единство изначально, оно было всегда, в XX веке оно проявилось как существенное. Здесь необходимо осмысливать и изменение характера труда, и резко возрастающую роль науки, знаний, информации, и все большую объединенность людей в мире. Не менее важно видеть противоречивость деятельности вообще, и каждого вида и рода деятельности, и их взаимосвязи.

Деятельность противоречива в принципе, по сути, изначально, везде и всегда. Она неестественна, выделяет человека из природы, но конечный смысл ее состоит в соединении человека с природой, в следовании ее законам природы. Человек невозможен без деятельности, деятельность невозможна без отчуждения, но ее смысл – в преодолении отчуждения. Деятельность и сама может быть отчуждена от человека, но конечный смысл – в соединении с жизнью в едином процессе жизнедеятельности. Противоречиво и соединение материального и идеального, объективного и субъективного, цели и средств, процесса и результатов деятельности.

Для философии человека важна не только природа и значение деятельности, но и ее направленность и общий смысл, которые можно обозначить единым понятием «творчество». Это емкое и многогранное понятие можно кратко определить как создание нового, но отметим противоречивость в самой природе этого явления и процесса. Фактически любая деятельность человека есть создание нового – продукта, знания, общественного отношения – и здесь в принципе не важно, создавалось ли такое раньше. Творчество в широком смысле слова – соединение элементов наличного (веществ природы, орудий, знаний, отношений) и преобразование их в необходимый предмет, мысль, связь.

Творчество в узком смысле слова имеет огромное значение – через него идет развитие человека и общества. Но без «обыкновенного» творчества в процессе воспроизведения ранее открытого и сотворенного нет и создания принципиально нового, как нет развития объекта без его функционирования. Появление в результате деятельности новой идеи, продукта, технологии, формы организации или отношений – не случайность. Творчество заложено в природе человека как природно – социально – духовного существа – в наличии у него родовых качеств: разумности, активности, самостоятельности, рефлексивности. Оно обусловлено потребностями человека и их развитием.

Необходимо также рассмотреть вопрос о творчестве как о самореализации человека. Ведь человек обращает все свои качества и на самого себя, он обладает в той или иной мере самосознанием, самоконтролем, самосозиданием. Человек не просто подчиняется природе и обществу и ими формируется, он свободен и формирует себя сам. Осознавая свои потребности, он определяет способы их удовлетворения, но одновременно и строит самого себя. И это служит важнейшей причиной творчества.

Через творчество человек самореализуется, строит мир «по себе», но при этом выясняется, что он часть общества и дитя природы. Поэтому творчество осуществляется совместными усилиями людей по законам общества и природы. Оно ограничено степенью развития человека и общества, и творческое содержание деятельности расширяется по мере общественного прогресса. Результаты творчества составляют систему культуры как накапливаемой и обновляемой основы человечности, социальности и духовности.

Можно выделить общий смысл, направленность, историческую тенденцию в осуществлении творческой сущности человека, имея в виду природные, исторические и социальные условия и процессы как предпосылки и результаты человеческой деятельности. Труд как творчество обеспечивает расширенное воспроизводство материальных условий жизни и развивается от приспособления к природе, к ее преобразованию, созданию «второй природы».

Конечным смыслом творчества оказывается красота, совершенство, гармония общества и природы, искусственного и естественного в обществе, саморазвитие человека. Обратите внимание на возрастающее (по мере экономического прогресса) значение познания (и всей духовности) в труде и одновременно – усиление общественного характера труда.

Главное направление творческой деятельности в духовной сфере – познание – является закономерным и необходимым процессом построения идеального, «отраженного» мира для более эффективного преобразования объективного, реального мира. Общий смысл познавательного творчества - создание как можно более точных «копий» реального мира, таких идеальных моделей, операции с которыми позволяют действовать соответственно реальному миру, предвидеть его изменения, воздействовать на них или обеспечивать необходимые искусственные изменения. Это путь к истине, которая может быть применена. В развитии познания важно видеть не только возрастание значения материально – технических и социальных условий, но и собственно духовные возможности творческого познания и человеческие качества. Путь к истине начинается с осознания противоречий, а это во многом зависит от человека.

Человек является субъектом социального творчества, хотя чаще всего – в составе общности. Человек невозможен без общности – но он ее и создает, вместе с другими людьми соединяясь в совместном труде и познании. Общность, отношения ее составляющие, могут отделяться от людей, но человек не может жить ради общности. Наоборот, общность существует не только через человека, но и для человека. И очень важно, насколько это осознано людьми.

Общение носит в разной степени творческий характер, поскольку через отношения и связи поддерживается жизнедеятельность и обеспечиваются возможности развития человека. Установившиеся устойчивые связи между людьми означают возникновение социальных общностей разного характера и уровня – это семья, род, племя, народность, нация, класс, социальная группа, сообщество жителей, граждан страны, ассоциации, общества, партии и др.

Существует коренной социально – философский вопрос о природе общества, общностей, социального целого. К сожалению, и марксистское понимание оказалось утопическим, ибо в нем также подчеркивалась первичность общества, класса, социальной группы, народа, государства, партии и других социальных и политических образований по отношению к человеку. Общность и организации тут как бы самостоятельны и определяют жизнь человека и все социальные процессы. Человек как таковой в качестве основы общества исчезает, общественная жизнь и ее развитие фатально предрешены. Человеческая активность воспринимается как аномалия, деструктивная сила, которую надо ограничивать, как и порождающие ее интересы и потребности. Подобный взгляд в философско – теоретической форме отражал реальное положение человека в деформированном, перевернутом обществе тоталитарного типа, построенном по схеме «бог (идея «светлого будущего») – церковь (партия) – государство – общность – человек».

К концу XX века жизнь и философия приходят к признанию правомерности схемы, выводящей общество из интересов человека, общественную жизнь – из человеческой жизни. При таком подходе человек первичен как свободное суверенное и самостоятельное существо, а общество складывается из системы отношений таких людей между собой. Родовым качеством человека является свобода, хотя в начале человеческой истории она существует в очень ограниченном, неявном виде. Свобода, самостоятельность, активность – в природе человека, прежде всего в духовности, и это обеспечивается через главные выражения творческой сущности человека – труд, познание, общение. Труд дает свободу по отношению к природе, через самосовершенствование открывается путь к гармонии человека с природой и обществом. Здесь и путь к экономической свободе. Познание – путь к духовной свободе через осознание законов действительности. Через общение – путь к социальной и политической свободе.

Свобода, таким образом, не только состояние, но и внутренне противоречивый процесс, охватывающий все стороны человеческой жизни. Возрастание степени свободы связано с творчеством, с переходом человека в новые качественные состояния. В социальном творчестве свобода соединяется с понятием индивидуального блага и добра и имеет как таковая гуманистическое значение.

Положение о первичности человека по отношению к социальности имеет методологическое значение для трактовки важнейших вопросов социальной философии. Понятие общественного бытия и общественного сознания необходимо выводить из бытия и сознания человека и на новом уровне обосновывать относительную самостоятельность, активность сознания и его роль в изменении общественного бытия.

Идти от человека необходимо и при характеристике общественных отношений, их структуры и субординации. В этом случае труднее разорвать взаимосвязанные экономические, социальные, политические, духовные, нравственные отношения, мыслить их параллельно, как это делалось раньше. Первичность экономических отношений относительна, и обратное воздействие на них других отношений более четко определяется, если учитывается активность человека как субъекта всех отношений. Все взаимодействия идут прежде всего через человека.

При анализе социальной структуры вопрос о реальном смысле общих понятий – «класс», «народ», «общий интерес» может решаться более основательно, если идти от человека, общечеловеческих ценностей, тем самым преодолевая односторонность чисто классового подхода. Поскольку на этом подходе построена в основном теория революционного марксизма – ленинизма, то из этого следуют принципиальные выводы о характере этой идеологии и построенных на ней общественных наук. В прямой связи с указанными вопросами – проблема развития общества, его источников и движущих сил. Тут важно сделать акценты на духовных факторах, на роли социально –культурных и духовных потребностей в экономическом развитии, принципиально важным является вопрос о соотношении эволюции и революции, роли насилия в развитии общества. Революционный путь исходит из первичности классовых интересов и предлагает насилие, эволюционный – из первичности человека и естественного, реформистского пути преобразования общественной жизни через взаимодействие интересов, конкурентность, свободу выбора вариантов развития, наличия различных форм собственности и т.п.

Аналогичные акценты необходимы и при изучении политической системы общества. Особенно важно здесь понятие «гражданское общество», имеющее ключевое значение для характеристики демократии и частной собственности как основы социальной и политической свободы, демократии и правового государства. Собственность считается экономическим понятием, однако ее социально – философский и человеческий смысл недостаточно исследован. Правильная методологическая ориентация здесь очень важна. Наличие у человека действительной собственности обеспечивает его реальную свободу и самостоятельность. Действительная собственность может быть только частной, то есть неотчужденной от человека, его жизненных интересов и потребностей. Социальная общность или общественный институт не могут обладать действительной собственностью – экономическая история XX века это доказала, особенно на примере нашей страны. Возможна совместная собственность, которую обеспечивают люди не всей массой, а каждый вместе с другими, не теряя при этом своей собственности, своего интереса. Собственность просто исчезает, когда она обезличена, отчуждена от человека, выступает как достояние массы, общности, организации. Необходимая связь свободы, собственности, рынка, демократии и динамичного развития основана на данном подходе.

Здесь полезно также осмыслить положение К. Маркса и Г. Гегеля о всемирной истории как о процессе освобождения человека. Этапы исторического развития общества различаются в зависимости от степени несвободы и свободы человека – от общества личной зависимости через общество вечной зависимости – к обществу свободной индивидуальности. К. Маркс определил закономерности развития человека в обществе, гуманистический смысл и направленность всемирной истории.

Положение человека в обществе и его характерные черты в данное время являются показателем уровня развития общества и ключом к пониманию его особенностей и тенденций изменения. Это относится не только к конкретному обществу, но и к человечеству в целом. В этом смысле важно оценить положение человека в современном развитом обществе. Объективная логика общественного развития, прежде всего экономического, по-новому связала человека и производство, средства развития и его цель. Важно видеть, что это произошло одновременно с формированием единого мирового хозяйства, мирового политического общества, превращением основных экономических, социальных, политических и духовных проблем во всеобщие, глобальные и обострением главных из них – угрозы ядерного самоуничтожения и экологической катастрофы в планетарном масштабе.

Обратите внимание на то, что современное производство и вся общественная жизнь требуют свободного, активного и творческого человека, без чего невозможно даже функционирование производства и общественных структур. В принципе к настоящему времени уже определились общественные механизмы и культурные условия для требуемого уровня развития человека. Принципиально важно то, что цель социально – экономического развития – свободный творческий человек становится сейчас и необходимым средством этого развития. Это означает переход к новому качеству развития и открывает действительные перспективы совершенного и гуманного общества. Вся совокупность обстоятельств общественного прогресса в конце XX века ставит человека в центр жизни, и это должно быть осмыслено в философии. Такое осмысление позволяет по-новому взглянуть и на философию истории.

Современное положение человека можно представить как реализацию того, что было изначально заложено в природе человека. Общее направление развития сущности человека реализуется в развитии общности, происходит гуманизация не только самого человека, т.е. раскрытие его человечности, но и гуманизация природной и социальной среды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.