Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праксеология и креатология




Над-деятельностное содержание в бытии человека и формы его реализации.

Принципиально важным вопросом в выяснении форм вписанности человека в мироздание является вопрос о над-деятельностном содержании в бытии человека и формах существования этого содержания. Исходным моментом в осмыслении такого содержания может выступить отмеченный выше феномен под названием «побочный эффект деятельности», который (как сопутствующий деятельностному процессу фактор) образует своеобразный слой, инфраструктуру, контекст, совокупность обстоятельств и т. д. жизнедеятельности человека. В классической рационалистической традиции явления подобного рода получили название «третьей реальности». Любая реальность, будучи рассеченной на две части, с необходимостью предполагает при выяснении соотношения между ними наличие некой координирующей эти части реальности, которая и получила название «третьей». В случае описания и представления общественной жизни, где в качестве соответствующих противоположностей выступает деятельность и ее продукт, такой «третьей реальностью» являются обстоятельства внешнего плана, к которым как раз и относятся побочные эффекты деятельности. Изменяемые деятельностью обстоятельства в их закономерном воздействии на ход осуществляемого в данный момент времени деятельностного процесса имеют статус над-деятельностного содержания в бытии человека.

Феноменолого-экзистенциально-герменевтическая мысль последнего столетия подошла к пониманию над-деятельностного содержания в бытии человека совсем с другой стороны. Апеллируя к экзистенциальным состояниям человека-индивида (чувственное созерцание – Л. Фейербах; человечески-чувственная деятельность – К. Маркс; состояния аффекта – Ф. Ницше; жизненно-творческий порыв - А. Бергсон; откровение вместо философского умозрения – Л. Шестов; экстраординарные психические и психологические состояния – З. Фрейд, К. Юнг; поток сознания – Э. Гуссерль; критические духовные состояния человека в так называемых пограничных ситуациях – К. Ясперс; состояния сознания под названием «озарение», «инсайт» и другие), мыслители этих направлений в философии, психологии, психоанализе и современной трансперсональной психологии предприняли попытку понять человека в актах его бытия в особом Пространственно-Временном континууме под названием «Здесь-и-Сейчас». В таких состояниях человека деятельность как процесс «вырождается» в один из моментов, сосуществующий наряду и вместе (в единстве) со всеми иными экзистенциалами человеческого существования. Единство всего сосуществующего в данный момент линейного времени и в данном месте есть состояние, являющее себя так, как оно есть. Оно не предзадано. Оно всегда едино, единственно и уникально. Это особый род бытия человека. Именно эти состояния следует отнести ко всему тому, что возникает, образуется, рождается в отличие от того, что производится, проектируется, достигается в соответствии с ранее поставленной целью.

 

Выделение состояний человека такого рода, обладающих самостоятельным статусом, но дополняющих деятельностно-процессуальные состояния, позволяет понять существование человека в двух измерениях: социально-историческом и экзистенциально-герменевтическом. Человек в этих двух измерениях выглядит одновременно и как деятельностно-производящий, и как созидательно-порождающий, а вместе с тем и сам порождающийся. Следует обратить внимание на то, что эти два рода состояний не редуцируемы, то есть, не сводимы одно к другому. Они находятся во взаимодополнении, а характер их взаимодействия может быть выражен в неологизме «взаимо-ношение». В актах состояния (возникновения, образования, рождения) присутствуют моменты деятельности, а в деятельностном процессе имеют место и время акты возникновения, образования и рождения. Благодаря наличию последних возможны качественные изменения, то есть имеют место новообразования, переходы одних качественных состояний в другие, понятые как акты, но не как процессы.

2.1. Практика – исток социальных новообразований. Формы порождения нового в общественной жизни.

Представленное и выраженное таким образом взаимоотношение двух рассматриваемых родов состояний позволяет уяснить и понять существо практики как универсальной формы бытия человека в мире. В качестве соотносящихся социальных реалий общественной жизни выступают: а) все виды целеполагающей и целереализующей деятельности; б) обстоятельства, в которых и при которых осуществляется, протекает, реализуется деятельность. При анализе взаимодействия этих реалий следует рассмотреть такие виды: а) отдельно взятый вид деятельности реализуется как целостный процесс от начала и до конца, завершающийся получением запрограммированного результата; б) какой-либо вид деятельности в силу воздействия обстоятельств (причем, самого различного рода, характера и содержания) может изменить ход своего осуществления или даже закончиться не завершившись, не достигнув своей конечной цели – результата; в) какой-либо вид деятельности «исчезает», то есть прекращает свое существование как реалия общественной жизни в силу стечения обстоятельств.

Представляют особый интерес такие ситуации во взаимодействии осуществляемой деятельности с обстоятельствами, при которых одновременно изменяется и сама деятельность и обстоятельства ее осуществления. Такие ситуации одновременного изменения той и другой социальной реалии К. Маркс определяет как практику. (См.: Тезисы о Фейербахе). При выяснении содержания и характера практики (как состояния, в котором имеет место совпадение изменения деятельности и обстоятельств) следует принять во внимание такие ее параметры, как одновременность (в одно и то же время) и совместность (в одном и том же месте). Одновременность и совместность исключает трактовку изменения в терминах и понятиях, содержащих и выражающих последовательность и разноместность. А это, в свою очередь, предполагает определенный язык (в том числе и понятийно-категориальный аппарат), в котором бы выражались состояния целостности, единства, слитности, нерасчлененности. В таком языке (подумайте, в каких еще формах, помимо словесной, могут реализовываться состояния человека в любых ситуациях: от щемящей сердце пустоты до актов творческого экстаза), действительность и реальность существующего единства человека и мира (точнее сказать, всех миров, включая самый лучший из возможных миров) становится тотальностью (лат. totalis – весь, полный, целый), охватывающей «все и сразу». Такие формы бытия человека-в-мире сказываются, демонстрируются и тем самым «говорят» о человеке и мире несказанное ранее и несказываемое впредь. Обратите внимание на то, каким должно быть время в этих формах бытия. Уникальность состояний человека-в-мире интересна прежде всего тем, что она есть единственный род и акт исполняемости человека в мире и мира в человеке, когда они, будучи взаимонесомыми, образуют смыслы миров, смыслы жизни, смыслы человеческого существования.

Будучи сферой философского осмысления, состояния подобного рода составляют «предмет» особой отрасли знания под названием креатология ( лат. Creatio – сотворение). Первоначальные исходные моменты этой «логии» присутствуют в мифологии (космогонические мифы), в религиозных учениях о сотворении мира и человека Богом (в частности, в теософии), в креационистских биологических концепциях, в некоторых современных концепциях творчества. В рамках традиционного рационалистического стиля мышления креатология может быть понята как способ теоретического представления предпосылок, условий и некоторых общих содержательных характеристик творчества и его результатов. В условиях современной техногенной цивилизации с целью повышения эффективности реализации творческого потенциала личности разрабатываются методики актуализации такого потенциала, например, современные обучающие технологии, интеллектуальные игры, новейшие формы коммуникаций, включая международные компьютерные сети, специализированную подготовку кадров (так называемые группы специального назначения). Какие еще варианты Вы можете предложить?

Доминирующей формой активности человека в условиях техногенной цивилизации остается сфера производственно-технико-технологической деятельности с обеспечивающими ее эффективность условиями. К последним относится разветвленная область научно-технического, экономико-экологического, социально-управленческого, политико-идеологического, социально-психологического обеспечения этой сферы. Уровень философского осмысления и определения статуса данной области выявил обширное поле теоретической конструирующе-проектирующей деятельности, курирующей всю сферу деятельностного бытия человека, получившей название праксеологии (греч. praxis – действие + logos – учение). Первоначальным историческим вариантом праксеологии была аристотелевская прагматика (греч. pragma – дело, действие), как учение о мастерстве человеческого делания, затем вылившаяся в целое течение – прагматизм, в котором были предприняты серьезные попытки осмыслить условия повышения эффективности общественной деятельности и полезность ее результатов. Современная праксеология представляет философскую концепцию деятельности, в которой разрабатывается методология организации и методика реализации различных видов деятельности и их совокупностей (с точки зрения установления их эффективности), социальной значимости (ценности), а также выявляются возможные варианты последствий человеческих деяний.

Креатология и праксеология, взятые в форме взаимодополняющих областей осмысления, изучения и установления должного в общественной жизнедеятельности людей, дают соответствующую картину такой жизнедеятельности. Последняя в данной картине представляет собой единство социально-исторического и экзистенциального, а общественная жизнь, взятая в ее линейно-временном срезе, выступает как естественно-исторический процесс.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Выделите экзистенциалы человеческого существования и попытайтесь организовать их некоторую систему.

2. По каким критериям устанавливается собственное социальное бытие человека и в каких формах и способах оно конституируется?

3. Какие теоретические приемы и процедуры могут быть использованы для описания, выражения и объяснения экзистенциальных состояний человека.

4. В каком смысле человек – существо прагматическое, праксеологическое, практическое, экзистенциально-герменевтическое?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.