Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие истории




ТЕМА V

ТЕСТЫ

I. Какой тезис выражает суть философского подхода к пониманию общества (социума)? Общество – это:

1. совокупность различных общностей (коллективов) людей;

2. определенным образом организованная жизнедеятельность;

3. специфический вид отношений между людьми;

4. обособившаяся часть природы, в которой проявляется сознание;

5. состояния жизнедеятельности людей, в которых имеет место постоянные преобразования самой этой жизнедеятельности.

II. Какое положение выражает суть материалистического взгляда на общественную жизнь?

1. духовные явления лежат в основе всех изменений в общественной жизни;

2. определяющим фактором общественной жизни выступают независимые от сознания и воли людей отношения;

3. все содержание общественного сознания определяется материальными факторами естественного и социального происхождения;

4. все, что есть в духовной жизни, есть и в общественном бытии.

III. Исторически необходимое в общественной жизни определятся и выражается:

1. стихийным действием «слепых» общественных сил;

2. независимостью хода истории от сознательной деятельности;

3. подчинением деятельности людей установленным в обществе законам;

4. независимостью законов общественного развития от воли и сознания людей;

5. подчинением человека законам природы.

IV. Что понимается под социальной структурой общества?

1. основные социальные группы данного общества;

2. система экономических структур и политических организаций;

3. отношения между социальными группами и слоями общества;

4. система базисных (определяющих) и надстроечных (определяемых) явлений;

5. неформальные отношения между людьми.

V. Специфика общественной жизни определяется и выражается:

1. самореализацией личностных свойств и качеств человека;

2. формами и способами реализации идейных (духовных) устремлений людей;

3. совокупным результатом многообразных форм деятельности;

4. зависимостью деятельности людей от естественных условий их существования.

VI. Социальное бытие человека определяется прежде всего:

1. сложившимися в данном обществе связями и отношениями;

2. осмыслением своего места в социальном мире;

3. утверждением своей независимости от внешних обстоятельств;

4. наличием сознания и свободной воли;

5. совокупностью наследственных задатков (способностей, таланта, склонностей и т. д.).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Почему, с Вашей точки зрения, существует не одна, а несколько философских моделей общества и причин его развития?

2. Выбрав одну из теоретических моделей общества, выделите системообразующие факторы и предложите возможные варианты ее будущего развития.

3. В чем заключается принципиальное различие эволюционных и синергетических концепций понимания общества?

4. Возможно ли предвосхищение будущего общества на основании синергетического подхода?

СЛОВАРЬ

 

Коммуникация – общественно значимый, содержательный и смысловой аспект социального взаимодействия, в ходе которого с помощью определенных средств (например, языка, текстов) достигается взаимопонимание участников-коммуникантов.

Общество – динамическое системное образование, представляющее собой изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая реализуется в функционировании социальных институтов, организаций, общностей и групп в их историческом изменении.

Социальная общность – сообщество людей, объединяемое устойчивыми связями и отношениями и характеризуемое социокультурными параметрами (язык, обычаи, традиции, интенции сознания, склад характера и т.п.).

Социальное (социальность) – качественная характеристика человеческого бытия, выражающая совокупность свойств и особенностей общественных отношений и связей, в которые включен человек и носителем которых он выступает; характеристика социальной реальности, фиксирующая связи и отношения различных дискретных ее образований.

Социальное познание – творческая активность человека, направленная на духовное освоение общественного бытия и на выражение последнего в тех или иных формах знания.

Социология – наука о закономерностях функционирования исторически определенных общественных образований и механизмах действия законов в жизнедеятельности людей.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (2 часа)

1. Понятие истории. Философия истории: методология, концепции, учения. Специфика исторического познания. Философская интерпретация смысла истории.

2. Модели исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

Мир философии. Книга для чтения. – Ч. 2. Раздел 6. И. Кант, В. Гумбольдт (146-153), Г. В. Плеханов, Ф. В. Шеллинг (196-201), В. С. Соловьев (208-216), М. Элиаде (227-231).

Философия истории: Антология. – М., 1995. Статьи: Ф. Ницше. О пользе и вреде истории для жизни (131-143). К. Ясперс. Смысл и назначение истории

(187-219). Ю. Хабермас. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных альтернатив (283-289).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997. – Раздел 2. Глава 3.

Крымский С. Б. Метаисторические ресурсы философии истории С. Б. Крымский // Вопросы философии. – 2001. – № 6.

Ивин А. А. Введение в философию истории / А. А. Ивин. – М., 1997.

Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия / Е. В. Золотухина-Аболина. – М., 1995. Глава 5.

Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина и др. – М., 1996. – Часть III. Гл. 1.

Слово «история» широко используется в повседневной речи людей, в различных, порой исключающих друг друга смыслах («случилась история», «влип в историю»). Общенаучный смысл термина «история» означает последовательную смену состояний любого объекта, способного развиваться во времени (история Вселенной, история болезни и т. п.). В науках об обществе термином «история» именуют: – а) минувшую социальную действительность, события прошлой общественной жизни людей; б) знания о прошлой жизни во времени, область познания, устанавливающую, классифицирующую и интерпретирующую свидетельства о прошлом; в) социальную реальность вообще и общество как организационную форму ее существования, включая современное ее состояние как историю «здесь–и–сейчас». Категория «общество» конкретизирует понятие «социум», понятие «история» конкретизирует понятие «общество». Понятие «общество» и «история» органически связаны друг с другом: они характеризуют социальную реальность, совместную деятельность людей, которая предстает перед нами как «общество». При этом мы отвлекаемся от множества конкретных событий и рассматриваем ее сущностные, повторяющиеся черты, где она и становится «историей». Когда же социальная реальность берется в ее конкретном индивидуально-личностном, пространственно-временном континууме «настоящего», то и само понятие истории становится иным. «История» в этом случае является (в буквальном смысле) сотворяющейся реальностью, главным содержательным моментом которой выступает смыслотворение. Одна из задач данного занятия и состоит в том, чтобы выяснить условия и содержание смыслообразующего характера жизнедеятельности людей.

1.2. Философия истории: методология, концепции, учения.

«Философия истории» (термин, введенный в науку Вольтером) как понятие осмысления пути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Плутарха, Августина, Лейбница, Вико и Монтескье, Гегеля, Шопенгауэра, Шпенглера, Тойнби и др. выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Сформировавшись в XIX веке как самостоятельная философская дисциплина, философия истории в той или иной форме существует до сих пор, охватывая собой вопросы онтологии исторического процесса: направление изменения истории, последовательность исторических эпох (логика истории), специфика законов исторического процесса, соотношение истории и природы, соотношение свободы и исторической необходимости, смысла истории, а вместе с тем и вопросы методологии социально-исторического исследования гносеологического, логического, праксеологического, прагматического характера.

 

Различие исторического и философского подходов к пониманию и трактовке состояний социальной реальности

 

- История занимается только прошлым, она не делает прогнозов и не заглядывает в будущее.   - История смотрит в прошлое из настоящего, что определяет перспективу его видения (с изменением «настоящего» меняется и перспектива видения прошлого), однако воздерживается от суждений о «настоящее» как факте истории. - Выявляя определенные линии развития событий в прошлом, философия истории стремится продолжить их в будущее.   - Философия истории рассматривает возможные, но не осуществившиеся варианты исторического развития.   - Философия истории открыто высказывается о «настоящем», опираясь на гуманитарное знание и целостную систему всей современной культуры.

 

В условиях современной техногенной цивилизации социологическая мысль ориентируется на научные эмпирико-теоретические методы исследования социальных явлений. Научная парадигма, ориентирующаяся на поиск общего (повторяющегося, устойчивого, инвариантного) в состояниях мира, включая социальный, так или иначе апеллирует к закону как необходимому и тем самым сводит многообразие мира к некоторым основаниям. Тем самым философия истории приобретает форму метафизики (См.: Тема II).

В различных учениях в качестве метафизических оснований выступают деятельность, социальные структуры, общественные институты, формационные образования, самореализация человека, мировой разум и др.

Классический вариант философии истории представлен гегелевской философской системой. Будучи составной частью этой системы, философия истории охватывала как онтологические вопросы исторического процесса, так и логико-методологические проблемы исторической науки. За логическими схемами гегелевской философии истории просматривалась «логика» реальных исторических событий. Совпадение логического и исторического как выражение рационалистического принципа тождества мышления и бытия – вот теоретическое резюме классической рационалистической традиции в понимании, представлении и выражении истории человечества.

В середине XIX века в философии истории, которая в значительной мере еще продолжала прорабатывать варианты изображения человеческой истории в рамках классического рационализма (например, создание концепций социологического эволюционизма на манер эволюционно-биологического учения Ч. Дарвина, марксистская концепция общественно-экономического формационного развития общества, а несколько позднее – социологические концепции Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера и др.), наметился перелом, расколовший впоследствии «стройную систему» взглядов на общество и его историю. Такой перелом обусловлен внедрением новой методики и методологии исследования социальной реальности и новых подходов к трактовке природы собственно исторического знания. В самой философии истории стали пересматриваться ее собственные основания. Было осознано, что философия истории сама исторична и что ее осмысляюще-описывающе-выражающий аппарат постоянно изменяется и носит также исторический характер. Динамичной социальной реальности должен соответствовать столь же динамичный исследовательско-познавательный инструментарий. При этих требованиях даже гегелевская схематика изображения исторического процесса (обратите внимание, что это была наиболее полная и совершенная в истории рационалистической философии схематика описания и выражения любых явлений действительности) не годилась. Многообразие и многомерность человеческой истории не могли уложиться ни в одну из предлагаемых философской мыслью схем.

Неизбежным следствием таких изменений в структуре философии истории стала все более утверждающая в конце XIX века и особенно в ХХ веке идея плюралистической модели исторического процесса. (В. Дильтей, Ж. А. Гобино, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и др.). Этим, кажется, и ограничивается современная философия истории, предлагая всякий раз «новую» модель общества и его истории или предпринимая анализ и осмысление собственных средств описания, объяснения и выражения в исторических науках. Отсюда вытекает, что статус исторического знания (в этом смысле любое знание исторично), как и его возможности быть истинным, весьма неопределенны и проблематичны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.