Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История формирования представлений о сознании




Занятие первое

1. История формирования представлений о сознании.

2. Способы описания сознания.

3. Идеальное как структура общественной жизни. Критика вульгарного материализма.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

Аристотель. О душе. – Кн.1 / Аристотель // Соч. – Т. 1, Гл. 5. – С.388-393.

Брысина Т. Н. Сознание в современном мире / Т. Н. Брысина. – Саратов, 1993. – Гл. II. – С.30-40.

Маркс К. Капитал. Предисловие ко 2-му изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – Т. 23. – С. 21-22.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. – М., 1974. – Очерк восьмой. Материалистическое понимание мышления как предмета логики. – С.183-210.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Мир философии. – М., 1991. – Т. I. Раздел четвертый. Часть 1.

Философская энциклопедия: в 5-ти т.т. – Т. 1. Статьи «Сознание», «Идеальное».

Дубровский Д. И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 1988. – N 1.

 

Постановка проблемы сознания как специфической философской проблемы в историческом аспекте означало, что философия конституировалась в самостоятельную область деятельности и знания. Поэтому данная проблема выступает как основополагающая, чем и объясняется непреходящий интерес к ней, многообразие концепций и постоянно возобновляющиеся дискуссии. Отсюда определяется главная задача темы – на основе анализа существующих методологических подходов и теоретических решений дать современную интерпретацию проблемы сознания, т. е. очертить круг вопросов, составляющих ее содержание, и найти на них наиболее аргументированные для данного состояния развития философии ответы.

Основная задача первого семинарского занятия состоит в выявлении существующих в философии концепций сознания и анализе используемых ими методов и средств.

 

 

Рассматривая проблематику первого пункта семинарского занятия необходимо опираться на знания о типах бытия и методах познания – диалектика и метафизика, – полученных на предыдущих семинарах (См.: Тема 1, занятие 2; Тема III).

Первые представления сознания в виде образа, который можно «привязать» к конкретному предмету, появляются в философии древних греков. Для его обозначения использовалось слово «душа» (псюхе), заимствованное из мифологического мировосприятия. Поэтому «душа» мыслилась как отличная от тела, но обладающая некоторыми вещественными характеристиками реальность. На этой основе складывается такая форма осмысления сознания, как гилозоизм.

Задание 1. Выделите характеристики гилозоизма и объясните, как они связаны с характеристиками души.

Следующим шагом в понимании сознания явилось разделение действительности на изменяющуюся, текучую (становящуюся) вещественно-субстратную материю и неизменную, вечную, несубстратную, невещественную сущность (основу). Для ее выражения и описания были необходимы уже собственно философские средства (понятия), каковыми стали «дух», «ум», «идея». Особенность этих понятий заключается в том, что невозможно подставить под них какой-либо образ (картинку). Тем самым развитие философского языка обеспечивало теоретическое описание сознания и положило начало трем направлениям концептуализации проблемы сознания: материализму, идеализму, дуализму. Здесь важно, во-первых, акцентировать следующее: содержание формирующегося понятия сознания включает такие моменты, которые характеризуют не столько человека, сколько мир. Это значит, что сознание, представляемое как дух, или ум, или идея, не рассматривается в виде психической (душевной) деятельности человека. Тем самым оно получает статус особого рода бытия. Во-вторых, раскрывается связь умозрения (созерцания) как способа выявления сущности миропорядка и понимания ее природы в качестве невещественной (= нематериальной).

Задание 2. Объясните, каким образом отсутствие наивной веры в то, что реально существует только чувственно данное, стало условием признания сознания особым родом бытия, выступающего предпосылкой и условием существования психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.