Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательная сфера личности 2 страница






5.1. Эмоции –психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Чувства одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Интеллектуальные
Нравственные
Эстетические
Страсти
Чувства
По цели
По силе
Увлечения
Функции эмоций и чувств  
информационная
отражательная
побудительная
регулятивная
переключательная
воздействия
подкрепляющая
коммуникативная
защитная
сигнальная  

пояснения

Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий.

Сигнальная функция сигнализирует человеку о его потребностях.

Информационная функция помогает ориентироваться в окружающем мире. Стимулирующая функция как бы определяет направление поиска.

Регулятивная функция регулирует наше поведение, деятельность и способы ее осуществления. Подкрепляющая функция принимает непосредственное участие в процессе обучения. Переключательная функция особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов.

Приспособительная функция возникла как средство, при помощи которого определяется значимость тех или иных условий для удовлетворения потребностей. Коммуникативная функция проявляется в невербальных средствах общения. Защитная функция состоит в том, что в некоторых случаях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия.

Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственныечувства – чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей, ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Увлечения – слабые и поверхностные переживания.

5.2. Воля–это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Функции воли
Активизирующая
Тормозящая
Особенности волевых действий
Физиологические основы воли
Волевые действия
Скелетная мускулатура
Нервная система
Движения
Акцептор действия
Функциональная система
действия
непроизвольные
волевые
Простые действия
Сложные действия
постановка цели
выполнение
Осознание цели
планирование
исполнение

пояснения

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными.

Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.

Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это, значит, ограничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной па выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Выполнение принятого решения. Человек затем приступает к практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом или умственном навыке, поступке.


 

5.3. Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач  
Особенности эмоциональных состояний  
Подвижность и относительная устойчивость
  Целостность
Индивидуальное своеобразие
Крайнее многообразие и полярность психических состояний  
Взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности  
Зависимость состояний от содержания внутреннего мира личности  
Психические состояния имеют внешнее проявление
Оказывают существенное влияние на деятельность людей  
Формы эмоциональных состояний
Депрессия
Эйфория
Тревога
Стресс
Апатия
Фрустрация
Страх
Паника
Аффект

пояснения

Функциональные состояния обеспечивают:

1) адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;

2) динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.

Апатия – ослабленность побуждений и интересов, безразличие к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Стресс – конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей шоковое состояние, а затем состояние резистентности – максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации.

Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживание крупной неудачи.

Эйфория – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, при котором наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, психомоторное возбуждение.

 


5.4. Стресс это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку, физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма
    Причины стресса
  Психологические стрессоры
Стратегии преодоления стрессовых ситуаций
- дефицит времени; - дефицит информации; -информационные перегрузки; -эмоционально-негативные перегрузки; - угроза жизни (здоровью); - угроза личному благополучию
- фрустрирующая ситуация; - давление; - травма; - конфликт; перемены. - резкие жизненные ситуации
-когнитивная; -поведенческая; -эмоциональная; - физиологичес-кая
Физические стрессоры
- интенсивная деятельность; - длительность; - темп
- Стадии стресса - Реакция тревоги; - Приспособление; - Истощение.
  Симптомы стресса
Основные признаки стрессовых состояний


пояснения

Автор теории стресса Г. Селье выделил в развитии стресса три стадии:

1. Реакцию тревоги, которая характеризуется мобилизацией защитных сил организма, повышающих устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.

2. Приспособление. На этой стадии стабилизируются все параметры, выведенные из равновесия в первой стадии, и закрепляются на новом уровне.

3. Истощение. Эта стадия наступает, если продолжает сохраняться стрессовая ситуация, которая может привести к значительному ухудшению самочувствия, заболеваниям и даже к смерти.

Симптомы стресса проявляются, когда в течение длительного времени не удается снять напряжение.

Основные признаки стрессовых состояний:

- Ощущение непосильных перегрузок;

- Невозможность спланировать даже мелкие дела;

- Ухудшающаяся работоспособность;

- Частые ошибки;

- Большая восприимчивость к болезням;

Наиболее мощными, или экстремальными, стрессорами для юристов являются:

- угроза собственной жизни, жизни товарищей по службе, некоторых категорий граждан (детей, женщин, стариков);

- потери среди сотрудников;

- попадание в «ситуацию заложника»;

- применение оружия и поражение или смертельное ранение человека;

- катастрофа или разрушительное стихийное бедствие, повлекшие массовую гибель людей.


 

Тема 6. Психические свойства личности

Настоящие свойства человека обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить, доказать их на деле.

Л.А. Фейербах

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.

Люк де Клапье де Вовенарг

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.

И. Кант

 

Психические свойства как структурный компонент психики человека раскрываются через его способности, направленность, характер и темперамент.

Психологические свойства личности в отличие от процессов и состояний устойчивы и постоянны, что не исключает возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, психологические свойства оказывают существенное влияние на психические процессы и состояния. Совокупность психологических свойств человека, которая позволяет ему осуществлять максимально целесообразным и эффективным образом тот или иной вид социально значимой деятельности называется в психологии способностями.

Способности являются системным психологическим образованием такого уровня сложности, который соответствует уровню целостного функционирования личности. Именно поэтому способности обычно рассматриваются в ряду таких понятий, как темперамент, характер, личность.

Направленность личности – это относительно устойчивое единство целей, мотивов, установок и потребностей личности, это ведущее существенное свойство личности, которое основывается на его потребностях, структурно включает мотивы деятельности и поведения, систему целей человека, психологические установки и другие психологические явления. Структуру направленности определяют: потребности; мотивы; цели.

Наблюдая за поведением людей можно заметить, что они различаются по подвижности, по колебанию и устойчивости своих устремлений и интересов, потому как у них протекают волевые и эмоциональные процессы и т. д. Подобные различия во внешнем поведении людей не случайны, они обусловлены особенностями психики.

Те особенности психики, которые оказывают определяющее влияние на динамику внешнего поведения, составляют темперамент человека. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах и т.д. За этими проявлениями, разумеется, следует видеть определенные психические качества человека в целом, особенности динамики его психических процессов.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются в поведении.

Характер можно определить как упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.

Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, на неудачу в том или ином виде деятельности.


6.1. Направленность личности – представляет собой совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека и являются относительно независимыми от той или иной ситуации
Потребности
Мотивы
Мировоззрение
Установки
Цели
Слагаемые направленности
Близкие
Далекие
Перспективные

пояснения

Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Потребности человека многообразны. Принято их делить на материальные, духовные, социальные. На основе потребностей у человека формируются мотивы. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы – это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека отражающие его физиологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют более значительную роль в ее жизни.

Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, отношения между людьми, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций.

Целью называют осознаваемый конечный результат выполняемого действия или деятельности в целом. Цель в отличие от мотива практически всегда осознается личностью.

По времени их осуществления цели могут быть далекими или близкими, существенными для личности или случайными, могут иметь личное или общественное значение.

С целями неразрывно связаны установки и перспективы личности.

Установки – это внутренняя настроенность личности на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.


 

6.2. Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение
Темперамент
Типологии
Классификация темпераментов: -сангвинический; -флегматический; -холерический; -меланхолический. (Гиппократ, К. Гален).
Идеи И. Канта: -темперамент чувствования; -темперамент действования.
Э. Кречмер: - иксотимик; - циклотимик - шизотимик
У. Шелдон: -висцетрония; - соматония; церебротония
Гуморальные  
Конституцион-ные (соматические)
Учение И.П. Павлова о темпераментах
Свойства нервной системы: - Сила процесса возбуждения и торможения; - Уравновешен-ность; - Подвижность.
Типы темпераментов: -сангвинический; -флегматический; -холерический; -меланхолический.

пояснения

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (5 в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи, и черной желчи, входящих в ее состав.

Клавдий Гален (2 в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Им были выделены темпераменты, названия которых сохранились и в наше время: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

И. Канта отрицал существование смешанных темпераментов и выделил 2 темперамента действования (сангвиник, флегматик) и 2 темперамента чувствования (холерик и меланхолик).

Главная идея Э. Кречмера заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. С четырьмя конституциональными типами телосложения: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик он соотносит три типа темперамента, которые называет: шизотимик, иксотимик, циклотимик.

У. Шелдон выделил три типа: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцетония, соматония и церебротония.

Учение И.П. Павлова о типах нервной системы и высшей нервной деятельности внесло существенные изменения в научное понимание темперамента. Уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения дали основание выделить четыре главных типа нервной системы, а именно: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный – оживленный тип. 2. Сильный, уравновешенный, инертный – спокойный, но малоподвижный тип. 3. Сильный, неуравновешенный с преимуществом возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.

4. Слабый тип.


6.3. Характер – это иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении
Черты характера
Волевые - Решительность - Настойчивость - Самообладание - Инициативность - и др.
Эмоциональ-ные - Порывистость - Инертность - Безразличие - и др.
Интеллекту-альные - Глубокомыслие - Сообразитель-ность - Находчивость
По силе
По содержанию отношений
По устойчивости
Сильный
Слабый
К долгу
К деятельности
К другим людям
К самому себе
Устойчивый
Не устойчивый
К вещам
К природе
К увлечениям
К излишествам

пояснения

Тип характера – это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Различные проявления характера называют его чертами. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, поэтому одна и та же черта людей различных темпераментов проявляется по-разному.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила – слабость; твердость – мягкость; цельность – противоречивость; широта – узость.

Характер человека проявляется в системе отношений:

1. В отношении к другим людям (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, тактичность, грубость, простодушие, хитрость).

2. В отношении к делу (деловитость, легкомыслие, ответственность, недобросовестность, трудолюбие, леность, корысть, бескорыстие и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность, самовлюбленность, самокритичность, самоуверенность, гордость, приниженность, скромность, хвастовство, себялюбие, самоотверженность и т.д.).

4 В отношении к вещам (щедрость, жадность, экономность, нерасчетливость, бережливость, расточительность, аккуратность, неряшливость, хозяйственность, бесхозяйственность и т.д.).

5. В отношении к природе (турист, домосед, натуралист, натурофоб, зоофил, зоофоб, гелиофил, гелиофоб, аквафил, аквафоб и т.д.).

6. В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, танцор, поэт, философ, охотник и пр.).

7. В отношении к излишествам (чревоугодник, воздержанный, курящий, некурящий, кокетливый, некокетливый, моральный, аморальный, многословный, молчаливый и т.д.)

7 В отношении к долгу (сознательность, фанатичность, убежденность, формальность, верность, неверность и т.д.).

6.4. Способности – индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности
Виды способностей
Актуальные
Потенциальные
Специальные
Общие
Теоретические
Практические
К общению
К творчеству
К учению
Музыкальные, литературные, и пр.
Уровни способностей
Мастерство
Талантливость
Гениальность

пояснения

Способности – это совокупность таких индивидуально- психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.

Под общими способностями в психологии понимаются благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.

Способности специальные (профессиональные) – это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.

Особо высокий уровень проявления способностей обозначают такими понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность.

Гениальность – это высший уровень развития способностей.


Тема 7. Личность и деятельность

 

Деятельность есть наше определение.

И. Кант

Деятельность это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика.

А.Н. Леонтьев

Там, где прекращается желание, прекращается и человек.

Л.А. Фейербах

 

Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Под «человеческой деятельностью», мы понимаем, прежде всего, осознанную, целенаправленную активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов.

Научных работ, посвященных методологическим проблемам сущности и содержания деятельности, довольно много. Наиболее плодотворно данное направление развивается со второй половины 50-х годов двадцатого столетия. В то же время до сих пор не преодолена полисемия понятия деятельности и не стихают споры вокруг выявления ее специфических свойств и признаков, идут поиски конструктивных и проектных методов развертывания ее структур. В литературе можно встретить рекомендации о том, что «особую осторожность, вступая в область психологии, следует проявлять в отношении термина «деятельность».

Отличительной характеристикой человеческой деятельности является лежащее в ее основе осознанное целеполагание. Только человек может ставить перед собой осознанные цели и соответствующим образом выстраивать свое поведение для их достижения. Следовательно, специфически человеческой является деятельность осознанная.

Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.