Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология




Феноменологическая установка на поиск истины о человеке во мно­гом строилась на критике господствующего для XIX века идеала научно­го мышления – позитивизме. Основоположник феноменологической фи­лософской школы XX столетия Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.) считал, что раньше понять человека было нужно, чтобы проникнуть к основаниям науки; теперь – исследовать науку в историческом развитии нужно, чтобы понять человека.

С точки зрения феноменологии, основной объект философского ис­следования – это научное знание и познание. Цель – построить науку о на­уке. Основная проблема теории познания – вопрос об «объективности» позна­ния. Именно эти положения феноменологии попали в поле зрения философов начала века.

Гуссерль расценивается как создатель строго рационалистического уче­ния, одним из главных принципов которого было удаление из сферы филосо­фии таких проблем, как вопросы о существовании внешнего мира, о челове­ческом существовании, о реальном познании и т. д.

Философии, по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендетальный (выходящий за пределы опыта) мир «чистого» сознания, мир феноменов (все явления сознания, которые могут восприниматься). Речь идет не о реальном человеческом сознании, неразрывно связанном с внешним миром, а о «чистом» сознании, представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие.

Важнейшую роль в феноменологии играет понимание сущности, которая отделена от существования и представляет собой идеальный мир наших по­знавательных переживаний. Знание сущности, или феноменов, достигается не путем логических операций, а путем непосредственного созерцания и пси­хологического самонаблюдения.

Следуя Декарту, Гуссерль пытался очистить сознание от эмпирического содержания. Это очищение осуществляется с помощью феноменологической редукции, которая предполагает воздержание от каких-либо суждений до тех пор, пока сознание не освободится от всякого рода догм. В результате редук­ции остается неразложимое единство сознания – интенциональность, которая означает не только направленность на объект, находящийся в самом сознании, а не вне его, но и сами способы этой направленности.

Гуссерль считал, что философия может стать строгой наукой, когда она сделает своим предметом структуру «чистого» сознания, когда она будет сво­бодной от индивидуальных (психологических, социальных) характеристик, т. е. когда она превратится в феноменологию и откажется обосновывать свои выводы с помощью опытных наук.

Однако в поздних своих работах Гуссерль показывает, что европейская наука (и прежде всего естествознание) находится в кризисе, поскольку она не понимает сущности человека вообще и европейского человека в частности. Как Маркс в XIX веке обнаруживает и подвергает анализу человека, являюще­гося следствием социального отчуждения, так и Гуссерль, исследуя «смысл» отчужденного научного знания, приходит к понятию «жизненного мира». Дан­ное понятие – это действительность, в которой изначально живет человек; это неотчужденная реальность.

Теперь Гуссерль усматривает функцию философии в том, чтобы раскрыть не мир науки, а «жизненный мир» как основу всего «объективного» познания, данную до всякой науки.

«Жизненный мир» помимо того, что он является основой всякого объектив­ного познания, представляет собой совокупность «очевидностей» или сферу феноменов. Именно в процессе постижения феноменов происходит достиже­ние истины. При этом истина понимается не как процесс исторической, пред­метной деятельности человека, как это было в классической философии, но как сфера переживаний сознания. В данном случае элементами процесса пе­реживания сознания и выступают феномены.

Природа феноменов имеет две особенности:

Во-первых, в них есть момент непосредственной очевидности, непосредствен­ное единство с истиной, с сущностью.

Во-вторых, это единство не является плодом рассуждения, вывода. Рас­сматривать феномен в его целостной природе можно, по Гуссерлю, только в том случае, если его «схватить» в интуитивном акте.

Иными словами, основной идеей феноменологии, существовавшей в ней с самого начала и воспроизводившейся на различных этапах ее эволюции, является мысль о «данности» мира, о мире «как он есть» только через феномены сознания. Но тогда потребуется дать отчет, как и почему феноменология начинает с феноменов, с потока переживаний.

Принимая в качестве исходной посылки данность мира через сознание, Гуссерль опирался на некоторые идеи Декарта и Канта. В философии Декарта Гуссерль считал наиболее важным принцип «мыслю, следовательно существуют», а у Канта – его идею о невозможности «перешагнуть» за пределы са­мого сознания и говорить о мире самом по себе.

Отсюда, философия вообще и теория познания, в частности, обязаны от­правляться от одного совершенно несомненного факта: мир дан мне только через мое сознание, другому человеку – через его сознание и т. д. Но, если субъективность, особая деятельность сознания является «первоосновой», то в философии следует рассуждать не о мире, но о структуре самой субъектив­ности, структуре сознания человека, средством понимания которой выступает интенциональный анализ.

Итенциональность, по Гуссерлю, означает, что сознание характеризует­ся направленностью на предмет. При этом, отношение сознания к предмету может принимать различный вид; так, например, в восприятии нечто воспри­нимают, в суждении о чем-то судят, в ненависти что-то ненавидят и т. д.

В интенциональном отношении, таким образом, выделяется прежде всего способ отношения, зависящий от типа сознания, а не от предмета и различия предметностей. Тем самым, теория интенциональности Гуссерля по сути дела уже является учением не о реальном взаимодействии субъекта и объекта, как она мыслилась в классической гносеологии, но об особых типах, «состояни­ях», «направленностях» сознания, которые можно различить в пределах самосознания.

В отличие от традиционных философских концепций, феноменоло­гия интересуется не логической рациональной структурой предметной де­ятельности человека, но структурными процессами переживания истины, состояниями и структурами опыта сознания. Что здесь имеется в виду? Пока мы рассматривали сознание как отражение мира, «сознание» – лишний тер­мин, и мы не должны его вводить, поскольку при отражении мы просто дубли­руем мир. Но когда можем показать, что есть некоторые изображения, внутри себя рождающие что-то, тогда мы говорим о сознании. Скажем, картина со­здается не для того – возьмем для примера натюрморт Сезанна, – чтобы изобразить яблоки, а для того, чтобы в пространстве натюрморта породить, уви­деть в мире яблок то, чего нельзя увидеть и что не породилось бы без этой конструкции.

В этом смысле натюрморт «яблоки» не есть изображение яблок, а есть струк­тура опыта сознания, отношение к нашим способностям зрения и видения: что мы видим этими яблоками.

Или другой пример, как Кант говорил, что физика есть не опытное иссле­дование, а исследование для опыта, имея в виду, что она есть создание конст­рукций, посредством которых впервые мы можем испытать то, чего без них никогда не могли бы испытать как эмпирические человеческие существа в своем опыте.

Таким образом, феноменология как философское направление XX века в Западной Европе есть свидетельство того, что объективизм (научный и философский), свойственный философской мысли на протяжении тысячелетия лишним, сменился трансцендентальным субъективизмом.

Основная проблема феноменологии — вопрос о структуре процесса «пе­реживания» истин и общезначимых идей. Главный метод изучения структу­ры переживания – интуиция, усмотрение сущности, истины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.