Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие же это методы?




Основной метод – физика. Физика – это теоретическое знание, которое позволяет контролировать процессы.Особенность физики – соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физика предполагает 2 уровня знания: Эмпирические обобщения; Объясняющая теория.

Между этими уровнями существует строгая логическая связь.

Эмпирическое обобщение есть логический вывод из объясняющей теории. Необходимо их взаимоподкрепление. Метод социальных науки должен стать точной копией методов физических. Отрицая дедукцию, как метод получения новых знаний, Милль преувеличивал роль индукции.

Рассмотрел 4 метода: согласия, различия, остатков и сопутствующих изменений.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил задачу создать синтетическую философию без самой философии.

По Спенсеру это вся философия, но без метафизики. (т.к. метафизика – это попытка судить о мире вещей, которые непознаваемы).

Философия есть научное знание и методология, но не сумма наук. Философия – знание вполне объединенное, а другие науки – отчасти объединенное.

Стержнем единства знаний людей является идея эволюции. Процесс эволюции означает возрастание определенности вида.

Спенсер выводит эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из законов сознания, т.е. психологической привычки человека.

Человек имеет дело со сплошным потоком впечатлений – этот поток – основа закона сохранения.

Спенсер пытается применить идею эволюции при рассмотрении теории познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть результат накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е. в историческом развитии опыт приводит к возникновению новых знаний, а затем это новое усиливается и передается как априорное. При этом наука основывается лишь на ограниченном опыте индивида, то есть ее основа ложна. Непознаваемое лежит и в основе религии, то есть говорит о близости науки и религии.

Перенося эволюцию со всех живых существ на все предметы и явления, Спенсер понимал ее чисто механистически как перераспределение веществ и движения, при этом стирая грани между разными областями материального мира. Это легло в основу его социологических взглядов – органическая теория общества, где общество рассматривается как биологический организм, и все его формы неизбежны и естественны.

Классификация наук – абстрактные (математика, логика), абстрактно-конкретные (механика, физика, химия) и конкретные (биология, психология, социология)

На рубеже XIX – XX вв. произошла научная революция. Были поколеблены абсолютное пространство, абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась электромагнитная.

Что же остается от старой науки?

Наступает второй этап развития позитивизма – эмпириокритицизм.

Эмпириокритицизм – теория критики опыта. Главное назначение этой критики – выяснение существа дел. Цель – очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус(1843-1896) и Мах (1838-1916) считали основным законом познания – экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, атом, субстанция, необходимость, причинность и др. рассудочных понятий.

Раньше думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить, что одно – причина другого это перебор.

Учение принципиальной координации: субъект не разделим с объектом, объект дан с его восприятием. Где есть объект, есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация, в которой Я и дерево скоординированы между собой.

В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности нейтральных элементов и ничьих ощущений. Мир – это опыт, а структуру опыта составляют ощущения.

Каждый новый закон помогает человеку освоится в мире.

Сами по себе элементы мира нейтральны (к материи, сознанию), различие их функционально: одни и те же элементы мира составляют физическую реальность, и в этом случае они связаны цепью физической причинности. Психологические элементы связаны цепью мнемонической причинности и проявляются в том, что мы называем памятью. Нейтральный элемент опыта – одновременное включение духовного и материального начала. Т.о. эмпириокритицизм исходит из феноменологического понимания психического и физического понимания того, что непосредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

Эмпириокритицизм был жестоко раскритикован. Критика исходила от самих же ученых. Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто в физике не может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может. Вместо экономии мышления получилась роскошь мышления.

Нужно изобилие мнений, чтобы потом истина выжила.

Последним этапом развития позитивизма является неопозитивизм.

Главным идейным источником неопозитивизма был махизм. Но если махисты отстаивали «биолого-экономическую» теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то неопозитивизм выдвинул новое понимание научного познания, как логику конструкции на основе чувственных содержаний (чувств данных). Изгоняли из философии метафизику. Философия имеет право на существование не как мышление о мире, а как «логический анализ языка».

Позитивисты считали основной вопрос философии а также другие коренные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума, махисты – что основной вопрос философии снимается и разрешается учением о нейтральных элементах, неопозитивисты –заявляют, что и основной вопрос философии и вообще проблемы, считавшиеся ранее философскими – это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача – логический анализ и прояснение положений науки, в которых выражаются знания о мире.

Основные проблемы – проблемы логики научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования.

Сохранена установка, что философия себя изжила. Сейчас философия находится между наукой и религией. Полоска эта все время уменьшается.

Задача философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки. Необходимо избавляться от ненаучных суждений.

Философское утверждение должно быть сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям.

Неопозитивизм как логический позитивизм говорит о том, что философия обязана исследовать язык науки для пояснения проблем и задач науки. Это направление – аналитическая философия, в свою очередь распадается на два: логический анализ философии (использование математических методов и формальной логики, создание единого научного метаязыка для единой формализации науки) и лингвистическая философия (исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности при использовании в науке против вольного обращения с языком).

Наши границы бытия определяются языком. Логическая структура языка взаимосвязана с логической структурой мира. Всю реальность можно свести к логическим актам. Сведению философии к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу (1872-1970), который воспользовался при этом достижениями математической логики.

Попытавшись дать строгие определения математических понятий он пришел к выводу, что вся математика м.б. сведена к логике.

Рассел: «Что есть, означает есть, но совсем не значит, что есть, потому что есть – бессмысленно».

Академик Щерба: «Глокая куздра подланула бокра и бокрачит бокренка» (существо женского рода что-то сделало лицу мужского рода).

Рассел придал более широкое значение методу логического анализа и объявил, что «логика – это сущность философии».

Витгенштейн (1895-1951) развил эту идею, указав, что философия состоит в логическом анализе языка.

«Логико-философский трактат». Все о чем можно сказать должно быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука – деятельность по прояснению человеческой мысли.

Логический анализ меняет смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание слова.

Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивизм исключают из сферы философии почти вся философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Одной из важнейших задач является отделение предложений которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зрения, и т.о очистить науку от бессмысленных предложений.

Неопозитивизм различают 3 типа осмысленных предложений:

1. высказывания об эмпирических фактах (если говорят о фактах и ни о чем более)

2. предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказыванию о эмпирических фактах)

3. предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания).

Чтобы выяснить имеет ли предложение смысл необходим специальный метод – верификация. Суть в сравнении предложения с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно.

Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения «значение предложения заключается в методе его проверки».

Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа «душа человека бессмертна» бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

Под фактами неопозитивисты понимают ощущения, переживания, словом состояния сознания. «Утверждение о том, что роза, аромат которой я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображенияодинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее материальной или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат, и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже».

Значит, в процессе верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний. Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа «все люди смертны» не м.б. верифицированы, так как верефикация всегда относится к конкретному эмпирическому факту.

В силу субъективизма верификации истины положения науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производящего верификацию. Поэтому было предложено считать предложение верифицированным, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Т.е критерий истинысогласие исследователей.

Затем было предложено для выяснения истинности предложений сравнивать его с другими предложениями. Понимание истины как соответствия фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой других предложений., что не м.б. основой знания.

Неопозитивизм имел большое влияние 30-50 гг. XX века, сосредоточившись на исследованиях по формальной логике и вопросах методологии науки. Эти же вопросы в совокупности с гносеологическим контекстом проявились и в идеях Постпозитивизма: Поппер, Локатос, Томас Кунн, Фейерабинт.

Идея индуктивизма. Мы не можем задавать значения никаким понятиям путем сведения их к некоторой сумме протокольных предложений.

Эссенциалистский подход – сведение термина к сумме других терминов, характеризующих объект. Разъяснив одни, нужно разъяснить другие (сложно). Пример: утверждение: щенок – это молодая собака. Необходимо знать реальный процесс роста собаки. Щенок – определенный этап развития. Переворачивание утверждения. Определенная стадия – молодая собака, ее можно назвать щенком. Не подтверждение, а фальсификация.

Принцип фаллибилизма (принципиальная погрешность научного знания). Против кумулятивизма. Не строительство кирпичной стены, выдвижение гипотез и попытка их фальсификации. Есть ли прогресс науке? «Да, есть» – говорит Поппер. Что не выдерживает одна гипотеза, дает другая. Истина получает регулятивное значение. Истина всегда впереди.

Поппер применил свою теорию к анализу социальных теорий. «Открытое общество и его враги». Приходит к выводу: теория закрытого (тоталитарного) общества. Исходит из развития истории как из некоего целого объекта (по типу механики). Попытка установить законы развития истории – принципиальный недостаток. Историяоткрытый, незаконченный объект. Единственный принцип – социальная инженерия (метод проб и ошибок, реформы – возможность отступить назад, в отличие от революций).

В отличие от Поппера противоположную концепцию предлагает Т.Кунн. Наука развивается через ряд парадигм (модель научного исследования, набор положений, разделяемых всеми учеными на данном этапе развития науки). Нормальная наука решает головоломки (в рамках парадигмы). Однако в контексте определенного развития с течением времени обнаруживаются аномалии, расхождения с глобальными принципами, постулируемыми парадигмой. До определенного момента ученые их откладывают на потом. Вдруг следует переключения с одной парадигмы на другую, отход научного общества с одних фундаментальных принципов на другие. Говорить, какая парадигма лучше, затруднительно. Несоизмеримость теорий.

Локатос развивает идеи Поппера, совершенствует их. Утонченный, фальсифицизм. Наука не развивается через принцип простой фальсификации, когда та или иная гипотеза отбрасывается, а существует некая конкуренция научно-исследовательских программ. В русле каждой программы существует жесткое ядро. Защитный пояс – отражение всех нападок на научное ядро программы, обращение контрпримеров в подтверждение.

Например: утверждение: все лебеди белые. Нашлись черные лебеди. Первое: отказаться от ядра. Второе: придумать защищающую гипотезу (например, их кто-то покрасил). Критерий (Поппер): одна теория лучше другой, если она выдерживает больше нападок. Локатос: прогрессивный сдвиг программы – возможность предсказывать новые факты и выдерживать критические замечания. Методология исследовательских программ. Конкуренция. Принцип упорства (защита ядра, методологическая нагрузка).

Фейерабенд. Концепция методологического анархизма. Никаких методологических указаний в науке быть не может. Наука – свободное предприятие, ее развитие зависит от смелости ученых разрушать принятые стандарты. Anything goes (все подходит). Пролиферация научного знания. Не стена и не струна, а веер. Бесчисленное количество теорий, пытающихся обосновать одинаковые факты. Массив теоретических знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.