Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Методика организации коллективной творческой деятельности младших школьников




Вопросы:

1. Истоки и сущность методики организации коллективных творческих дел И. П. Иванова

2. Стадии организации КТД.

3. Виды коллективных творческих дел младших школьников.

4.Планирование воспитательной работы по тематическим периодам.

 

1.Истоки и сущность методики организации коллективных творческих дел И. П. Иванова

Теория коллектива А.С.Макаренко как основа разработки методики коллективной творческой деятельности. Исторические условия возникновения методики (система коммунистического воспитания в советской школе; становление демократических основ воспитания в 60-е годы ХХ в., педагогика сотрудничества).

И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию:

«передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях». Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие.

Коллективные творческие дела (КТД) - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

C предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

C обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

C способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;

C эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса (см. приложение 10).

 

2. Стадии организации КТД

Стадии проведения КТД:

1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела.

2 стадия. Коллективное планирование.

На общем сборе дается «время на шум», учащиеся в микрогруппах обсуждают, какое дело они предлагают провести. Представители микрогрупп оглашают вслух мнение группы. Педагогу важно сохранить самые творческие предложения, если необходимо, объединяются разные предложения. Выбирается совет дела ­– временный организующий орган.

3 стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, будут ли гости, победители. При необходимости разрабатывается сценарий, даются поручения остальным членам коллектива, микрогруппам. Работа в совете дела призвана развивать у учащихся инициативу, ответственность, самостоятельность, организаторские способности.

4 стадия. Коллективное проведение дела. Здесь важно поддерживать интерес к делу, соблюдать товарищеские взаимоотношения, поддерживать инициативу и творчество.

5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? Как избежать ошибок в дальнейшем? На этой стадии важно не только проанализировать результаты проведенного дела, но и направить усилия педагога на сплочение коллектива (исполняется любимая песня, организуется игра, неформальное общение, взаимные сюрпризы и т.п.).

6 стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план.

 

3.Виды коллективных творческих дел младших школьников

По Иванову, виды КТД:

- познавательные (сказка-эстафета, защита фантастического проекта, клуб любознательных, турнир-викторина и др.);

- художественно-эстетические (концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии, концерт-молния и др.);

- трудовые (трудовой рейд, десант, «Подарок далекому другу», «Сюрприз ветеранам», операция «Помоги птицам» и др.);

- спортивно-оздоровительные (шуточная эстафета, зимняя олимпиада, игры на местности с элементами военизирования и др.);

- организационные (тренинги общения, день именинника, вечер шуток и забав и др.).

 

4. Планирование воспитательной работы по тематическим периодам

Планирование воспитательной работы предполагает цикличность и комплексность. Учебный год может включать 5-6 тематических периодов, каждый из которых имеет свое название – тему. В течение периода планируются и проводятся формы работы на данную тему, не требующие большой подготовки (чтение книг, посещение выставок, конкурс рисунков, беседы и т.п.), а завершается тематический период итоговым КТД.

 

 

Тема 7. Методика организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников

 

Вопросы

1.Актуальность и сущность гражданско-патриотического воспитания

2. Задачи и средства воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности

3.Методика организации социально ориентированных воспитательных дел в начальной школе

 

1.Актуальность и сущность гражданско-патриотического воспитания

Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности обусловлена особенностями социально-экономического развития общества на современном этапе.

Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, готовность служить ее интересам. Структура гражданственности: чувство личного достоинства, развитость исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания, дисциплинированность, уважение других граждан, добросовестное отношение к своим обязанностям. Данное направление воспитания предполагает взаимосвязь и органическое единство патриотизма и культуры межнациональных отношений.

 

2. Задачи и средства воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности

Задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников в учебной и внеклассной работе:

- воспитание любви и чувства принадлежности к своему народу;

- приобщение учащихся к общечеловеческим гуманистическим ценностям, культурным и духовным традициям народа;

- привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

- воспитание уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь, органам государственной власти;

- формирование уважения к защитникам Отечества;

- воспитание уважительного отношения к культуре других наций и народов, стремления к сотрудничеству и взаимопомощи.

Основное средство гражданско-патриотического воспитания – социально-ориентированная деятельность. Это взаимодействие детей с социальными объектами (общество, люди, Родина, народ, его культура, природа)

с целью формирования отношения к этим объектам.
Функции социально-ориентированной деятельности: социализация личности, ознакомление с жизнью страны, ее культурой, правами ребенка, воспитание активной гражданской позиции, самосознания и чувств.

Важными средствами гражданско-патриотического воспитания выступают родная природа, устное народное творчество, традиции и обычаи белорусского народа.

 

3.Методика организации социально-ориентированных воспитательных дел в начальной школе.

Формы гражданско-патриотического воспитания: беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие (см.тематику социально ориентированных дел в приложении).

Методика воспитания патриотизма и гражданственности базируется на знании учителем особенностей детей, семейного воспитания, национального состава коллектива, культурных особенностей окружающей среды.

Условия эффективности проведения социально-ориентированных дел:

- связь с жизнью общества, ориентация на социальные ценности;

- отбор доступного для восприятия познавательного материала;

- активная позиция ребенка в организации познавательной и практической деятельности;

- предоставление свободы выбора в содержании деятельности, мере участия, выборе социальной позиции;

- постепенное расширение круга социальных объектов: семья, школа, район, регион, страна;

- яркая эмоциональная окраска всех проводимых дел, нацеленность на чувства учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.