Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Экологические и трудовые воспитательные дела младших школьников




Вопросы

1.Задачи и критерии сформированности экологической культуры и культуры труда

2.Особенности и методика организации экологических и трудовых дел в начальной школе

3. Технология организации трудового дела

 

1.Задачи и критерии воспитанности экологической культуры и культуры труда

Критерии сформированности экологической культуры личности: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знание о природе родного края, экологических проблемах; участие в видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; проявление ответственности за сохранение природного окружения; соблюдение норм экологически безопасного поведения.

Трудовое воспитание как компонент структуры содержания всестороннего развития личности. Задачи трудового воспитания: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование трудовых навыков и умений, формирование навыков самообслуживания, культуры труда, соблюдения норм техники безопасности.

Критерии воспитанности культуры труда: готовность к самостоятельной трудовой жизни; творческий подход к работе; умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; качественное и ответственное выполнение работы; навыки по технике безопасности труда.

Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе изучения школьных дисциплин, трудовое обучение, организация общественно полезной деятельности во внеклассной работе, производительный труд.

 

2.Особенности и методика организации экологических и трудовых дел в начальной школе

Проведение экологических воспитательных дел способствует выявлению простейших закономерностей жизни природных объектов. Внеклассное изучение природы включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка и озеленение школьного участка, сбор лекарственных растений и др. Проведение этих мероприятий связано с организацией наблюдений в природе, постановкой простейших опытов, изготовлением поделок из природного материала, участием в озеленении территории школы. Организация кружков и факультативов позволяет углубленно изучать природу, применять на практике экологические знания. Методика организации экологических викторин, конкурсов, праздников, экскурсий, рейдов и др. требует учета возрастных особенностей детей, связи с жизнью, реализации краеведческого принципа изучения и охраны природы, разнообразия форм организации активной природоохранной деятельности.

Формы организации самообслуживания младших школьников: трудовые дела «Уют», «Хозяева класса», «Доброе дело», «Мамины помощники», «Я будущая хозяйка» и др. Общественно полезные дела - «Сюрприз малышам», «Чистый двор», «Война с королем Мусором», «Субботник», «Встречаем птиц» и др. Трудовые коллективные творческие дела: «Праздник труда», "Город мастеров", «Турнир умельцев», «Эстафета любимых занятий», «Ярмарка» и др.

Методические условия организации трудовых и экологических дел:

- ярко выраженная общественная польза;

- личностная значимость труда, возможность реализовать в труде свои способности и интересы;

- свобода выбора вида, содержания, средств труда;

- создание ситуации успеха, взаимодействие со взрослыми;

- элементы игры, эстетическая и эмоциональная насыщенность трудовой и природоохранной деятельности.

 

3. Технология организации трудового дела

Технология организации групповой трудовой деятельности включает следующие компоненты:

1) Мотивация. Предварительная беседа с учащимися о необходимости деятельности.

2) Четкое осознание предметного результата групповой деятельности (что конкретно будет сделано). Учет возраста и техники безопасности.

3) Выбор времени и места проведения работы. Они не должны меняться. Время подготовки и проведения не должны быть длительными.

4) Подбор средств деятельности (их должно быть достаточное количество; удобны, безопасны).

5) Определение конкретной роли каждому члену коллектива.

6) Организационное оформление деятельности (участки, бригады, ответственные за качество, инструменты т.д.).

7) Создание благоприятного эмоционального настроения (элементы игры, музыка, соревнование и т.п.).

8) Обеспечение условий для сотрудничества учителя и учащихся.

9) Обязательное завершение работы вовремя, подведение итогов.

10) Оценка не только предметного результата деятельности (что конкретно сделано), но и воспитательного результата (для кого было сделано полезное дело, проявили ли учащиеся инициативу, творчество, взаимопомощь и т.п.).

Тема 12. Содержание воспитательной работы в первом классе

Вопросы

1.Задачи и содержание воспитательной работы в первом классе

2. Формирование у учащихся элементарных культурных навыков и привычек

3. Особенности работы с родителями первоклассников.

 

1.Задачи и содержание воспита­тельной работы в первом классе.

Воспитательные задачи интегрированного курса «Введение в школьную жизнь». Знакомство учителя с первоклассниками и их семьями, знакомство учащихся с классом, школой, одноклассниками, элементарными нормами и правилами поведения в школе. Овладение учащимися простейшими общеучебными умениями и навыками. Создание в классе благоприятного морального климата и культурной среды жизнедеятельности. Реализация воспитательных технологий работы с группой с первоначальный период, предъявления требования, создания морально-психологического климата (см. приложение 3). Предупреждение утомления, обеспечение двигательной активности.

 

2.Формирование у младших школьни­ков элементарных культурных навыков и привычек.

В культурных навыках и привычках отражаются нормы общественного сознания и поведения.

Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируемое путем многократного повторения, состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать определенным образом.

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого приобретает для человека характер потребности. Устойчивые привычки перерастают в черты характера, они могут складываться стихийно и в результате целенаправленного воспитания.

Элементарная повседневная культура включает: культуру внешнего вида, гигиеническую культуру, культуру речи и общения, самообслуживание, культуру поведения в общественных местах и в природе, бережное отношение к личным вещам и общественной собственности и др.

Для привития элементарной поведенческой культуры эффективно использование следующих методов: режим, разъяснение, беседа, приучение, упражнение, игровое упражнение, драматизация, поручение, педагогическая ситуация. Ввиду подражательности младших школьников особую роль играет пример взрослых, родителей, старшеклассников.

Значительным воспитательным эффектом обладает игровое упражнение, систематически и целенаправленно применяемое для выработки устойчивых навыков и привычек поведения.

Этапы организации упражнения: вызвать у учащихся положительное отношение к вырабатываемой норме; показать образец поведения; повторить образец; провести отработку навыка путем многократных действий; использовать стимулирующие приемы. Организуя систему нравственных игровых упражнений, воспитатель должен стремиться заключить его в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение (примеры игровых упражнений см. в приложении 11).

А.С.Белкин для выработки устойчивых навыков поведения предлагает прием «Тренировка». Суть приема состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных ситуациях и условиях поступать соответствующим образом, пока не сформируется определенный стереотип поступка. Создать поведенческую цепь – значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы, на каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент, добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления.

Тренировка (упражнение) в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т.е. социально значимый акт).

3.Особенности работы с родителями первоклассников.

Посещение семей учащихся – необходимое условие установления контакта с родителями, выяснения особенностей семейного воспитания (см. приложение 15). На первом родительском собрании происходит знакомство родителей класса друг с другом, организуется беседа «Создадим содружество» (программа «Ориентир»). Обсуждаются задачи и содержание совместной работы, правила взаимоотношений, организационные вопросы.

Целесообразно оформление «Уголка для родителей», где помещается необходимая информация об уроках и внеклассных мероприятиях, объявления, памятки и рекомендации, благодарности родителям за оказанную помощь школе.

План проведения первого родительского собрания может быть таким:

1.Представление учителя родителям, небольшой рассказ о себе.

2.Знакомство родителей друг с другом.

3.Выступление учителя перед родителями о задачах обучения в первом классе, особенностях контингента учащихся, своей педагогической позиции в отношении детей и родителей.

4.Обсуждение организационных вопросов (о расписании, учебных принадлежностях, питании детей, группе продленного дня и др.)

5.Анкетирование родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.