Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения по теме. В соответствии с ст. 1 Закона о прокуратуре РФ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений




В соответствии с ст. 1 Закона о прокуратуре РФ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу представляет самостоятельное направление деятельности прокуратуры. Это обусловливается важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. В связи с тем, что лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, надзорная деятельность прокурора должна выступать в качестве гарантии их охраны.

Согласно ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ прокурорский надзор в рассматриваемой отрасли осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре РФ. Предмет надзора определен ст. 32 Закона о прокуратуре РФ.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора содержаться в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2007 № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, и исполнение, назначаемых судом мер принудительного характера, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

Для выполнения задач прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законом на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о прокуратуре РФ), но и с учетом специфики предмет надзора полномочия, предусмотренные по другим направлениям прокурорского надзора (например, полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре РФ).

К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в статье 32 Закона о прокуратуре РФ. Причем посещение прокурором учреждений и органов не является самоцелью. Посещая их, прокурор выясняет вопросы, входящие в предмет прокурорского надзора (соблюдение сроков задержаний и иных сроков, законность водворения осужденных к лишению свободы в штрафной изолятор и т.д.). В данной сфере деятельности проверки могут быть:

- целевые (затрагивающие законность отдельных сторон деятельности учреждений);

- общие (охватывающие весь комплекс вопросов, относящихся к предмету надзора).

В целях выявления нарушений законов, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц позволяет выявить такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов воздействия, применения в нарушение требований закона специальных средств, оружия.

При осуществлении надзора прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Данное полномочие представляет особую важность, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.

Прокурор также наделен полномочиями - требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Закона о прокуратуре РФ, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. К числу полномочий по осуществлению надзора относится право прокурора отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Следует отметить, что такое право было предоставлено прокурору впервые в 1992 году Законом о прокуратуре РФ. В настоящее время отмена решений администрации может осуществляться путем вынесения прокурором постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре РФ, прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Сказанное означает, что без законных оснований содержание лиц в этих учреждениях и органах будет в случаях отсутствия оформленных в соответствии с установленными правилами документов (постановлений, приговоров, определений) либо истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера. Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Порядок прекращения отбывания наказания осужденного и порядок его освобождения регламентирован ст. 173 УИК РФ. При установлении случаев содержания указанных лиц без законных оснований прокурор или его заместитель выносит постановление об их освобождении, которое подлежит немедленному исполнению.

Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, включает в себя основные направления деятельности, в частности надзор за исполнением уголовно-исполнительного и иного законодательства РФ в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территориях, где такие прокуратуры созданы; надзор за исполнением требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в указанных учреждениях, своевременном возбуждении уголовных дел и принятия мер по каждому случаю нарушения законности; надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в учреждения уголовно-исполнительной системы; надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы; и т.д.

Организация прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы включает в себя проведение проверок, которые разделены на два вида: общие и целевые.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества включает в себя проведение проверок законности исполнения наказания в виде ограничения свободы, исправительных работ и обязательных работ. Эффективность надзора в сфере исполнения наказаний в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.

При проведении проверок законности исполнения исправительных работ прокурор:

- выясняет, все ли распоряжения суда обращены к исполнению;

- проверяет, отбыл ли осужденный полностью срок назначенный судом наказания;

- проверяет законность увольнения осужденных;

- проверяет исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела.

Особенности проведения прокурором проверок законности исполнения обязательных работ заключается в том, что прокурор проводит проверки как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осужденные отбывают этот вид наказания. В ходе проверки прокурор: - проверяет, соблюдены ли сроки привлечения осужденного к обязательным работам; проверяет соблюдение установленного законом порядка исполнения принудительных мер медицинского характера.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор должен:

- проверять исполнение требований законодательства о нахождении лиц в изоляторах временного содержания;

- выяснять условия содержания беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, несовершеннолетних;

- проверять соблюдение Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей;

- выяснять обстоятельства тяжкого заболевания или смерти подозреваемого или обвиняемого;

- проверяет соблюдение требований по обеспечению изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере деятельности являются: протест, представление, постановление.

Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора. Прокурорский надзор в рассматриваемой отрасли способствует совершенствованию их деятельности, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений. Предмет данного направления - исполнение законов судебными приставами, законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. Основной задачей надзора является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения. Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Надзор за деятельностью судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, относится к компетенции территориальных прокуроров. К полномочиям прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами можно отнести: проверку исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов; рассмотрение жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя; изучение материалов исполнительного производства; объявление предостережения о недопустимости нарушения закона. В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Как вы понимаете предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, судебными приставами?

2. В чем проявляется властный характер полномочий прокурора в рассматриваемой отрасли надзора?

3. Как организуется работа в прокуратуре по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, судебными приставами.

4. В чем состоят особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы.

5. Назовите особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

6. В чем состоит специфика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу?

7. Какие существуют особенности надзора за исполнением законов при исполнении принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом?

8. В чем состоят особенности прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами?

9. Каковы основные направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, судебными приставами?

Темы докладов:

1. Особенности прокурорского надзора в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

2. Роль прокурора в исполнительном производстве.

3. Пути повышения эффективности и результативности надзора за законностью исполнения уголовных наказаний.

 

Рекомендуемая литература:

I. Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (текст по состоянию на 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. Ст. 445.

2. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010.

3. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (в ред. от 27.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 18.10.2004. - № 42. Ст.4111.

4. Федеральный закон от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. - № 47. Ст. 4472.

5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. - 17.07.1995. - № 29. Ст. 2759.

6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 25.11.2009г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. - 06.10.2007. - № 223.

8. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

9. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 25.11.2009г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

10. Приказ Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета. - 02.03.2006. - № 42.

11. Приказ Министерства юстиции РФ от 03.08.1999 № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи и председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участии в исполнительной деятельности // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 30.08.1999. - № 34-35.

12. Приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 21.11.2005. - № 47.

13. Приказ Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189 «Об отверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 14.11.2005. - № 46.

14. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2007 № 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

16. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

II. Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О. А. Галустьяна,

А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 471 с.

2.Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.А. Андреева. - М.:ЮНИТИ: Закон и право, 2007. - 399 с.

3.Авдеев В.Н. Прокурорский надзор: Курс лекций. - М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2004.- 278 с.

4.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под науч. ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2004. - 543 с.

III. Дополнительная литература

1. Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. - 2007. - № 3.

2. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Проблемы организации правового обеспечения. - М., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.