Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения по теме




Тема 4. Прокурорский надзор за исполнением законов

Время занятия: 2 часа.

Учебно-воспитательные цели: закрепление знаний, полученных слушателями на самостоятельной подготовке по обозначенной теме; проверка умения использовать полученные знания при подготовке научных докладов и выступлений; сформировать у слушателей представление о прокурорском надзоре за исполнением законов, действующих на территории РФ.

Форма проведения занятия: проверка теоретических знаний слушателей по теме, дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

2. Полномочия прокурора по осуществлению возложенных на него функций и организация его работы по надзору за исполнением законов.

3. Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов.

4. Способы и методы осуществления прокурорского надзора за исполнением закона.

5. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона: структура, содержание, требования, предъявляемые к их содержанию.

Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора.

Предмет надзора в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре РФ и включает в себя:

- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Особенность прокурорского надзора за исполнением законов выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов применительно ко всем прокуратурам определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ. Особое место среди этих актов занимает Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов условно делятся на две группы:

1. Группа полномочий, направленная на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре РФ.

2. Группа полномочий, направленная на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

В современный период, исходя из задач, стоящих перед государством, сформировавшейся структуры законодательства РФ, сложившейся практики деятельности прокуратуры, выделяется более тридцати направлений (подотраслей) прокурорского надзора за исполнением законов, которые должны находиться в поле зрения прокуроров. В том числе: надзор за исполнением законодательства в социальной, экономической, оборонной, внешнеэкономической, административно-юрисдикционной сферах. К числу направлений прокурорского надзора за законностью правовых актов можно отнести надзорза законностью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти, включая и органы местного самоуправления; министерствами и федеральными службами; органами контроля; министерствами и ведомствами субъектов РФ; органами военного управления; предприятиями, учреждениями, организациями; общественными организациями. Помимо этого направления прокурорского надзора, прокурор при получении информации о нарушении любого другого закона принимает меры к установлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств, проводя прокурорские проверки и совершая другие надзорные действия, внося акты прокурорского надзора.

Эффективность деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов зависит от правильной методики ее организации, которая включает в себя:

- конкретизацию направлений в деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов;

- надлежащий прием и аналитическую работу с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона;

- планирование работы прокурора;

- осуществление прокурорской проверки.

Прокурорские проверки исполнения законов – это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Проверки служат установлению истины. В ходе их проведения устанавливается, соответствуют ли действительности полученные сведения о нарушении закона, то есть имело ли место нарушении закона.

Виды проверок:

- первичные проверки - комплексные, сквозные, совместные и одновременные проверки;

- повторные проверки;

- контрольные проверки;

- проверки результативности актов прокурорского надзора (реагирования) или фактического устранения нарушений законов;

- показательные проверки.

В ходе проверок прокуроры как сами, так и с помощью специалистов выясняют самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов. Прокурор обязан выявить все нарушения законов и принять меры к их устранению. По результатам проверки прокурором - руководителем прокуратуры составляется справка. Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.

Основная задача органов прокуратуры в проведении проверок законности издаваемых правовых актов - предупреждение издания незаконных актов, противоречащих законам. Виды проводимых проверок в рассматриваемой сфере деятельности:

- сплошные проверки законности актов, изданных органом за определенный промежуток времени;

- целевые проверки, то есть проверки актов, изданных по конкретному вопросу за определенный отрезок времени;

- проверки законности конкретного акта или нескольких актов в связи с получением сведений об их незаконности;

- комплексные проверки, когда наряду с проверкой законности актов проводятся и проверки исполнения конкретного закона или нескольких законов.

Критерием оценки прокурором правовых актов является соответствие их закону. При выявлении незаконных актов могут отбираться объяснения от должностных лиц, их издавших, и при необходимости от других лиц. Следует отметить, что в последнее время органами прокуратуры РФ осуществляется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов РФ, а совместно с органами Минюста России - антикорупционная экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов. Данное направление деятельности обусловлено необходимостью выявления и устранения действующих и готовящихся к принятию положений законодательства, создающих предпосылки для усмотрения должностных лиц при реализации предоставленных им полномочий.

Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов это предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц.

По своему внешнему выражению, порядку применения средства реагирования могут быть:

- общими, то есть для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры;

- специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности.

Средства реагирования прокурора на нарушения закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются:

- протесты;

- представления;

- постановления.

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением закона. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре РФ к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Акт прокурорского надзора – это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий. Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений закона, их причин, распространенности нарушений законов, степени вины правонарушителей.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Если протест не рассмотрен в течение десяти дней, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей юрисдикции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона и вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств. В течение месяца со дня вынесения представление должно быть рассмотрено органом (должностным лицом), которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается прокурору в письменном виде. Вынесение прокурором постановлений является одним из применяемых средств реагирования на нарушения закона: постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении; постановления об освобождении лица, незаконно задержанного в административном порядке; постановления об освобождении из-под стражи военнослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте. Предостережение является самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам. Предостережение о недопустимости нарушения закона оформляется на стандартном бланке и применяется лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Раскройте предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

2. Перечислите полномочия прокуроров, направленные как на выявление, так и устранение нарушений законов и способствующих этому обстоятельств.

3. Назовите направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов.

4. Поясните, как организуется работа в прокуратурах района и области по надзору за исполнением законов?

5. Каковы основания проведения проверок исполнения законов и проверок законности правовых актов?

6. Из каких элементов состоит подготовка к проведению проверок исполнения законов и проверок законности правовых актов?

7. Какие вопросы подлежат выяснению прокурором при проверке законности издаваемых правовых актов?

8. В чем состоят особенности проведения прокурорских проверок исполнения экологического законодательства?

9. В чем состоят особенности деятельности органов прокуратуры РФ по контролю за осуществлением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля?

10. Какие видите пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов?

 

Темы докладов:

1. Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.

2. Особенности прокурорского надзора в сфере природоохранного законодательства РФ.

3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

 

Рекомендуемая литература:

I. Нормативные правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации (текст по состоянию на 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - № 47. Ст. 4472.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19.04.2004 № 9 «О систематизации законодательства в органах прокуратуры» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. - 2008. - № 3.

6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19.01.2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» // Интернет-журнал «Закон» Ассоциации юристов Приморья.

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» // Законность. - 2009. - № 8.

8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» // Информационно-правовой портал «Гарант».

9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

11. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 01.10.2008 № 196 «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (в ред. Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.2009 № 402) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

12. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. - Том. 1. - М., 2004.

II. Основная литература

1. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О. А. Галустьяна,

А. В. Ендольцевой, И. И. Сыдорука. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 471 с.

2.Прокурорский надзор: учебник / Под ред. О.А. Галустьяна, А.В. Ендольцевой, И.А. Андреева. - М.:ЮНИТИ: Закон и право, 2007. - 399 с.

3.Авдеев В.Н. Прокурорский надзор: Курс лекций. - М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2004.- 278 с.

4.Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под науч. ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2004. - 543 с.

III. Дополнительная литература

1. Паламарчук А. Прокурорский надзор за исполнением законов о банках и банковской деятельности // Законность. - 2008. - № 1.

2. Ашурбеков Т. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции // Законность. - 2006. - № 7.

3. Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры и основные пути ее совершенствования. - М., 2001.

4. Винокуров А.Ю. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность. - 2006. - № 4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.