КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации к изучению темы. Средневековая философияСредневековая философия Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения План
1. Религиозный характер философской мысли средневековья. 2. Формирование и роль патристики в западноевропейской философии. 3. Учение А. Августина. Природа как творение Бога. Душа и тело, разум и воля человека. Проблема свободы воли. 4. Средневековая схоластика. Реалисты и номиналисты. 5. Учение Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании. 6. Вопрос о соотношении власти светской и власти духовной в патристике и схоластике. Христианские идеалы устройства государства и правовых отношений. 7. Средневековая философия мусульманского Востока. Освоение античной философской классики арабскими мыслителями. Восточный перипатетизм. Концепция интеллектуальной природы божественного творения мира Ибн-Сины. Ибн Рушд и его учение о двойственном пути к истине. Ключевые понятия: Доказательства бытия Бога, креационизм, номинализм, патристика, реализм, схоластика, теодицея, теология, теоцентризм, учение о «двойственной истине». Темы рефератов, контрольных работ. · Социальные и гносеологические основания средневековой философии. · Картина мира в средневековой философии. · Библия, ее структура и значение для развития философии. · Философия Аврелия Августина. · Схоластика как феномен средневековой культуры и философии. · Философское учение Фомы Аквинского. · Философские идеи Ибн-Сины (Авиценны). · Философия Ибн-Рушда (Аверроэса). · Августин об обществе и истории. · Фома Аквинский о человеке и душе. · Бог, мир и человек в учении Бл.Августина. · Вечность и время в понимании Бл.Августина. · Разум и вера. · Проблема теодицеи. · Концептуализм П.Абеляра. · Учение Фомы Аквинского об истине, познании. · Спор реалистов и номиналистов. · Творчество Боэция как основное связующее звено античной философии и философии средневековья. · Постановка и анализ проблемы универсалий в философии Боэция. · Тема судьбы в творчестве Боэция. · Анализ философемы утешения философией, предложенный Боэцием. · Логические идеи в философии Боэция. · Формирование схоластического метода в творчестве Боэция. · Понятие блага в философии Боэция.
Изучение данной темы предполагает решение следующей задачи - представить генезис, становление и развитие средневековой философии как неотъемлемой части целостного историко-философского процесса. Важно выделить черты, характерные для философского мышления этой эпохи, осуществить систематизацию основных философских идей, а также познакомиться со школами и направлениями средневековой философии, с их известными представителями. При изучении темы необходимо выделить главные проблемы и тенденции в развитии средневековой философии. В современной науке период истории философской мысли в Европе, начиная с конца античности и до начала эпохи Возрождения принято называть средневековым. Вместе с тем, необходимо отметить, что выражение «средневековая философия» является условным. Философия средних веков является по преимуществу религиозной. Для нее характерно сближение философии и религии, когда философия становится духовной практикой, а религиозный опыт соединяется с теоретической рефлексией. Все это присуще апологетам (защитникам-лат.) веры и церкви. Наиболее общей характеристикой религиозно-философской позиции является то, что единственным смыслом и целью человеческой жизни провозглашаются богообщение и богопознание; другие цели и смыслы должны быть подчинены высшей задаче богопознания, делу спасения души. К числу особенностей средневековой философской традиции относятся: 1. теоцентризм – главный предмет всех философских и богословских занятий – бог; 2. креационизм (лат.сотворение) – все бытие разделяется на сотворенное сущее и творца; связь, существующая между ними позволяет на основе познания твари умозаключать о свойствах Творца; 3. провиденциализм – мир создан разумным Богом, который постоянно им управляется; 4. традиционализм – истина не есть достояние отдельного человека, но общее достояние всех христиан, объединенных верой, крещением, авторитетом Писания и церковного Предания. Средневековую философию условно разделяют на патристику(II-VIII вв.) и схоластику(XI-XIVвв). Начало патристики ознаменовано появлением сочинений т. н. «апостольских отцов», «отцов-апологетов». В целом для стиля мышления этих отцов характерным является отсутствие систематичности, высокая религиозность и внутрицерковная направленность, апологеты первыми осознали возможность глубокого синтеза христианства и эллинской образованности и показали его исключительно продуктивный характер. Первым центром формирования спекулятивных универсальных богословских систем на христианском Востоке стала Александрийская богословская школа, крупнейшими представителями которой были Климент Александрийский и Ориген. Среди христианских латиноязычных писателей периода ранней патристики выделяется Тертуллиан. Крупнейшим латиноязычным мыслителем периода зрелой патристики был Аврелий Августин. Под схоластикой в современной историко-философской науке подразумевается совокупность спекулятивных — философских и богословских способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской (латинской) культуре в Средние века (XI — XIV вв.). При изучении этого периода средневековой философии необходимо обратить внимание на одну из важнейших проблем - проблему универсалий, соотношения общего и отдельного; проанализировать аргументы представителей двух противоположных направлений - реализма и номинализма. Особенности схоластического метода наиболее характерно проявляются при анализе проблемы соотношения философии и теологии, формулировании доказательств бытия Бога, что получило развитие в творчестве Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого, Фома Аквинского. Необходимо осветить основные события средневековой философии мусульманского Востока, отметить особенности освоения античной философской классики арабскими мыслителями: концепцию интеллектуальной природы божественного творения мира Ибн-Сины, учение о двойственном пути к истине Ибн Рушда.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы особенности средневековой христианской философии? 2. Дайте периодизацию средневековой философии. 3. Что такое патристика? 4. Охарактеризуйте понятия Бог, мир и человек в учении Бл.Августина. 5. Как Августин понимал вечность и время? 6. Как решалась проблема разума и веры в Средневековой философии? В чем суть проблемы теодицеи? 7. Что говорил об обществе и истории Августин? 8. Каковы особенности схоластического метода? 9. Дайте общую характеристику, периодизацию и систематизацию школ схоластики. 10. Каков предмет спора между номиналистами и реалистами? 11. Приведите доказательства бытия Бога Ф.Аквинского. 12. Охарактеризуйте концептуализм Пьера Абеляра. 13. Какова суть этической доктрины Абеляра? 14. Каковы особенности учения Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании? 15. Каковы христианские идеалы устройства государства и правовых отношений? 16. Каковы особенности православно-христианской философии Византии. 17. Арабская средневековая философия. Философия Ибн-Рушда (Аверроэса). 18. Каковы философские взгляды Ибн-Сины (Авиценна)?
Источники Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995. Августин Аврелий. Исповедь. М, 1991. Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. М.,1999. Аквинский Фома. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский М.,1975. Ансельм Кентерберийский Сочинения. М.,Канон,1995. Антология средневековой мысли в 2 тт. СПб., 2001. Бл. Августин. О граде Божием. Т. 1-4. М.,1994. Боэций Северин "Утешение философией" и другие трактаты. М.1980. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. Ориген. О началах. Самара, 1993.
Литература Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.,1995. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М.,1991. Гайденко В.П., Смирнов Г.Л. Западноевропейская наука в средние века. М.,1989. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1979. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. Л.,1987. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.1.: Философия древности и средневековья. М., 1995. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.,1979. Неретина С.С. "Верующий разум". К истории средневековой философии. Архангельск, 1995. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В2 т. Новосибирск., 1994. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1981. Социокультурные характеристики средневековой философии. М.,1990. Философия средневековья: Хрестоматия. СПб.,1994. Фред Чарльз Коплстон. История средневековой философии. М., 1997. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |