Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Средневековая философия




Средневековая философия

Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

План

 

1. Религиозный характер философской мысли средневековья.

2. Формирование и роль патристики в западноевропейской философии.

3. Учение А. Августина. Природа как творение Бога. Душа и тело, разум и воля человека. Проблема свободы воли.

4. Средневековая схоластика. Реалисты и номиналисты.

5. Учение Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании.

6. Вопрос о соотношении власти светской и власти духовной в патристике и схоластике. Христианские идеалы устройства государства и правовых отношений.

7. Средневековая философия мусульманского Востока. Освоение античной философской классики арабскими мыслителями. Восточный перипатетизм. Концепция интеллектуальной природы божественного творения мира Ибн-Сины. Ибн Рушд и его учение о двойственном пути к истине.

Ключевые понятия:

Доказательства бытия Бога, креационизм, номинализм, патристика, реализм, схоластика, теодицея, теология, теоцентризм, учение о «двойственной истине».

Темы рефератов, контрольных работ.

· Социальные и гносеологические основания средневековой философии.

· Картина мира в средневековой философии.

· Библия, ее структура и значение для развития философии.

· Философия Аврелия Августина.

· Схоластика как феномен средневековой культуры и философии.

· Философское учение Фомы Аквинского.

· Философские идеи Ибн-Сины (Авиценны).

· Философия Ибн-Рушда (Аверроэса).

· Августин об обществе и истории.

· Фома Аквинский о человеке и душе.

· Бог, мир и человек в учении Бл.Августина.

· Вечность и время в понимании Бл.Августина.

· Разум и вера.

· Проблема теодицеи.

· Концептуализм П.Абеляра.

· Учение Фомы Аквинского об истине, познании.

· Спор реалистов и номиналистов.

· Творчество Боэция как основное связующее звено античной философии и философии средневековья.

· Постановка и анализ проблемы универсалий в философии Боэция.

· Тема судьбы в творчестве Боэция.

· Анализ философемы утешения философией, предложенный Боэцием.

· Логические идеи в философии Боэция.

· Формирование схоластического метода в творчестве Боэция.

· Понятие блага в философии Боэция.

 

Изучение данной темы предполагает решение следующей задачи - представить генезис, становление и развитие средневековой философии как неотъемлемой части целостного историко-философского процесса. Важно выделить черты, характерные для философского мышления этой эпохи, осуществить систематизацию основных философских идей, а также познакомиться со школами и направлениями средневековой философии, с их известными представителями.

При изучении темы необходимо выделить главные проблемы и тенденции в развитии средневековой философии. В современной науке период истории философской мысли в Европе, начиная с конца античности и до начала эпохи Возрождения принято называть средневековым. Вместе с тем, необходимо отметить, что выражение «средневековая философия» является условным. Философия средних веков является по преимуществу религиозной. Для нее характерно сближение философии и религии, когда философия становится духовной практикой, а религиозный опыт соединяется с теоретической рефлексией. Все это присуще апологетам (защитникам-лат.) веры и церкви. Наиболее общей характеристикой религиозно-философской позиции является то, что единственным смыслом и целью человеческой жизни провозглашаются богообщение и богопознание; другие цели и смыслы должны быть подчинены высшей задаче богопознания, делу спасения души.

К числу особенностей средневековой философской традиции относятся: 1. теоцентризм – главный предмет всех философских и богословских занятий – бог; 2. креационизм (лат.сотворение) – все бытие разделяется на сотворенное сущее и творца; связь, существующая между ними позволяет на основе познания твари умозаключать о свойствах Творца; 3. провиденциализм – мир создан разумным Богом, который постоянно им управляется; 4. традиционализм – истина не есть достояние отдельного человека, но общее достояние всех христиан, объединенных верой, крещением, авторитетом Писания и церковного Предания.

Средневековую философию условно разделяют на патристику(II-VIII вв.) и схоластику(XI-XIVвв). Начало патристики ознаменовано появлением сочинений т. н. «апостоль­ских отцов», «отцов-апологетов». В целом для стиля мышления этих отцов характерным является отсутствие систематичности, высокая религиозность и внутрицерковная направленность, апологеты первыми осознали возможность глубокого синтеза христианства и эллинской образован­ности и показали его исключительно продуктивный характер. Первым центром формирования спекулятивных универсальных богослов­ских систем на христианском Востоке стала Александрийская богословская школа, крупнейшими представителями которой были Климент Александрийский и Ориген. Среди христианских латиноязычных писателей периода ранней патристи­ки выделяется Тертуллиан. Крупнейшим латиноязычным мыслителем периода зрелой патристики был Аврелий Августин.

Под схоластикой в современной историко-философской науке подразумевается совокупность спекулятивных — философских и богословских способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской (латинской) культуре в Средние века (XI — XIV вв.). При изучении этого периода средневековой философии необходимо обратить внимание на одну из важнейших проблем - проблему универсалий, соотношения общего и отдельного; проанализировать аргументы представителей двух противоположных направлений - реализма и номинализма.

Особенности схоластического метода наиболее характерно проявляются при анализе проблемы соотношения философии и теологии, формулировании доказательств бытия Бога, что получило развитие в творчестве Ансельма Кентерберийского, Альберта Великого, Фома Аквинского.

Необходимо осветить основные события средневековой философии мусульманского Востока, отметить особенности освоения античной философской классики арабскими мыслителями: концепцию интеллектуальной природы божественного творения мира Ибн-Сины, учение о двойственном пути к истине Ибн Рушда.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности средневековой христианской философии?

2. Дайте периодизацию средневековой философии.

3. Что такое патристика?

4. Охарактеризуйте понятия Бог, мир и человек в учении Бл.Августина.

5. Как Августин понимал вечность и время?

6. Как решалась проблема разума и веры в Средневековой философии? В чем суть проблемы теодицеи?

7. Что говорил об обществе и истории Августин?

8. Каковы особенности схоластического метода?

9. Дайте общую характеристику, периодизацию и систематизацию школ схоластики.

10. Каков предмет спора между номиналистами и реалистами?

11. Приведите доказательства бытия Бога Ф.Аквинского.

12. Охарактеризуйте концептуализм Пьера Абеляра.

13. Какова суть этической доктрины Абеляра?

14. Каковы особенности учения Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании?

15. Каковы христианские идеалы устройства государства и правовых отношений?

16. Каковы особенности православно-христианской философии Византии.

17. Арабская средневековая философия. Философия Ибн-Рушда (Аверроэса).

18. Каковы философские взгляды Ибн-Сины (Авиценна)?

 

Источники

Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

Августин Аврелий. Исповедь. М, 1991.

Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. М.,1999.

Аквинский Фома. Сумма теологии // Боргош Ю. Фома Аквинский М.,1975.

Ансельм Кентерберийский Сочинения. М.,Канон,1995.

Антология средневековой мысли в 2 тт. СПб., 2001.

Бл. Августин. О граде Божием. Т. 1-4. М.,1994.

Боэций Северин "Утешение философией" и другие трактаты. М.1980.

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Ориген. О началах. Самара, 1993.

 

 

Литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.,1995.

Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

Время, истина, субстанция: От античной рациональности к средневековой. М.,1991.

Гайденко В.П., Смирнов Г.Л. Западноевропейская наука в средние века. М.,1989.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1979.

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. Л.,1987.

История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.1.: Философия древности и средневековья. М., 1995.

Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.,1979.

Неретина С.С. "Верующий разум". К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В2 т. Новосибирск., 1994.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1981.

Социокультурные характеристики средневековой философии. М.,1990.

Философия средневековья: Хрестоматия. СПб.,1994.

Фред Чарльз Коплстон. История средневековой философии. М., 1997.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.