Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Рассмотрение данной темы требует уяснения особенностей постклассического типа философствования




 

Рассмотрение данной темы требует уяснения особенностей постклассического типа философствования. Для него характерны критика классической мысли, отрицательная реакция на господствовавшие в философии абстрактные спекулятивные системы. Было поставлено под сомнение само понятие истины, закона, понятие субстанции заменено понятием функции, знание все чаще стало уступать место вере, в целом усилились иррационалистические тенденции.

При ответе на первый вопрос следует отметить, что одним из самых характерных в этом плане философских течений был позитивизм, возникший в 30-е годы XIX века. Его основоположником был французский философ О. Конт (1798-1857). В центре внимания «первого» позитивизма Конта находилась проблема соотношения философии и частных (положительных) наук. Рассматривая опыт как единственный источник знания, он пришел к выводу, что наука должна заниматься описанием внешней формы явлений. Что же касается философии, то она не имеет собственного предмета исследования. Философия обобщает данные других наук, устанавливает связи между науками и делает отсюда свои выводы. Идеи О. Конта развивали такие крупные представители позитивизма, как Д.С. Милль и Г. Спенсер.

Рассмотрение второго вопроса требует уяснения того факта, что следующая историческая форма позитивизма – махизм, или эмпириокритицизм, формируется в конце XIX – начале XX веков. Его ведущие представители – Э. Мах и Р. Авенариус. В центре внимания представителей этого направления находились проблемы гносеологии. Они подвергли критике механистическое понимание причинности, показали несостоятельность ньютоновских представлений об абсолютности пространства и времени. Эмпириокритики заявили, что философия не имеет собственного мировоззренческого содержания, многие традиционные философские проблемы объявили ненаучными, псевдопроблемами. В результате махисты пришли к отрицанию объективности истины.

Обращаясь к третьему вопросу, следует показать, что, начиная с середины XIX века, в философии все больше внимания стало уделяться нерациональным компонентам психики человека. При этом зачастую роль иррационального неправомерно преувеличивалась. Появляются новые концепции человека, его сущности и свободы. Сам способ построения такой теории должен был отличаться от формы строгого логического изложения. Одну из первых попыток подобной концепции предпринял датский мыслитель С. Кьеркегор (1813-1855). Он отрицал подчиненность человека объективным законам, утверждал, что с помощью науки постичь сущность человека невозможно. Кьеркегор отказывается и от традиционного типа философствования, который не может помочь человеку осознать себя как уникальное существо. Существование индивида, утверждал датский философ, дано ему не в мышлении, а в переживании. Человек хочет знать, что ему надо делать в этом мире, в который он попал не по своей воле. Главное достоинство человека заключается в возможности выбора, осуществляя который человек становится самим собой. Выбор, по Кьеркегору, ничем не детерминирован, однако человек должен выбрать веру, а не разум, тогда он сможет почувствовать свою связь с Богом, обрести тем самым смысл своего бытия.

Необходимо подчеркнуть, что иррационалистические тенденции были весьма сильны в философском учении немецкого философа А. Шопенгауэра (1788-1860). Он отстаивал примат воли по отношению к разуму, считал, что воля определяет рациональное познание. Шопенгауэр пришел к крайнему волюнтаризму, считая, что воля независима от разума. Он утверждал, что воля является первоосновой бытия, а воля к жизни представляет собой непознаваемый мировой принцип. Идеал Шопенгауэра – отрешенность от жизни как безусловного зла.

В ответе на четвертый вопрос следует отметить, что одним из предшественников философии жизни был немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он полагал, что предметом философии должна выступать жизнь в своей многогранности и цельности. Наиболее ярким проявлением жизни является воля к власти. Главной целью человечества должно быть устранение препятствия в виде господствующей морали. Ницше создает образ «сверхчеловека», как идеального человека, характеризующегося ничем не ограниченной активностью. Он должен встать над моралью современного общества, «по ту сторону добра и зла».

Видными представителями философии жизни были немецкие мыслители В. Дильтей (1833-1911) и Г. Зиммель (1858-1918). В. Дильтей определял жизнь прежде всего как культурно-исторический феномен. Трактуя культуру как уже ставшее, как застывшую жизнь, он начал разрабатывать метод герменевтики, который определял как искусство понимания фиксированных проявлений жизни. Г. Зиммель полагал, что жизнь дифференцируется и приобретает устойчивость благодаря созидаемым ею формам, которые ограничивают хаос становящегося. Порожденные жизнью формы культуры, становясь со временем препятствием для развития жизни, уничтожаются и заменяются новыми.

Современная философия жизни рассматривает все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно, в процессе творческой деятельности. Крупнейшим представителем философии жизни в XX веке является французский философ А. Бергсон (1859-1941). Жизнь понимается им как непрерывное творческое становление, как космическая сила, поток творческих энергий. Она начинается в результате «жизненного порыва», сущность которого заключается в непрерывном воспроизведении и творчестве новых форм. Жизнь может быть познана посредством интуиции. В целом философия жизни имела большое значение для развития персонализма, экзистенциализма и неофрейдизма.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные принципы позитивизма.

2. Каковы главные идеи произведения О. Конта «Курс позитивной философии»?

3. В чем заключается, по Конту, задача социологии?

4. Охарактеризуйте основные положения программы «очищения опыта» Р. Авенариуса.

5. Каковы главные особенности эмпириокритицизма?

6. Раскройте основное содержание философии С. Кьеркегора.

7. Почему С. Кьеркегора считают предшественником экзистенциализма?

8. Назовите главное произведение А. Шопенгауэра и изложите его содержание.

9. Какова сущность иррационалистических направлений в философии?

10. Для чего, по Шопенгауэру, предназначено познание?

11. Как вы понимаете интуитивизм А. Бергсона?

12. Каково отношение Ф. Ницше к морали современного ему общества?

13. Охарактеризуйте философию жизни А. Бергсона.

14. В чем выражается критика Ф. Ницше христианства?

 

Источники

 

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1988.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. №4.

Зиммель Г. Избранное. В 2 т. М., 1996.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж-П. Сартр. М., 1989.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1991.

 

Литература

 

Блауберг И.И. Анри Бергсон. М., 2003.

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. М., 2000.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. М., 2003.

Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М., 1990.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М.,2001.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М.,1994.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СП б,1997.

Мудрагей Н.С, Очерки истории западноевропейского иррационализма. М.,2002.

Проблема человека в западной философии. М.,1988.

Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 2002.

Философия XX века. М.,1997.

Философы двадцатого века. М.,1999.

 

 

Тема 8. Современная западная философия (XX-начало XXI вв.)

План

 

1. Главные проблемы и тенденции современной западной философии.

2. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи).

3. Психоанализ и философия неофрейдизма (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

4. Феноменология (Э. Гуссерль).

5. Экзистенциальная философия (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

6. Философская антропология (М. Шелер).

7. Философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер, П. Рикер).

8. Аналитическая философия (Б. Рассел, Г. Фреге, Д. Мур, Л. Витгенштейн).

9. Философия постмодернизмакак воплощение духа современности (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари).

 

 

Ключевые понятия:

Аналитическая философия, архетип, герменевтика, «герменевтический круг», деконструкция, «жизненный мир», интенциональность, интерсубъективность, иррационализм, коллективное бессознательное, логический позитивизм, неофрейдизм, ноэсис и ноэма, «пограничная ситуация», постмодернизм, прагматизм, психоанализ, ризома, «слияние горизонтов», сублимация, экзистенция, «языковая игра»

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

· Аналитическая философии = неопозитивизм?

· Аналитическая философия и метафизика.

· Источники возникновения аналитической философии.

· Основные идеи и принципы герменевтики.

· Проблема объективности знания в прагматизме.

· Проблема человека в учении М. Шелера.

· Основные положения феноменологии Э. Гуссерля.

· Проблема человека в философии экзистенциализма.

· З. Фрейд о религии как особой форме коллективного невроза.

· Ж.-П. Сартр и проблема свободы.

· А. Камю и проблема смысла жизни.

· Бессознательное и его роль в человеческой психике и социальной сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.