Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Природа социального конфликта




1. Источники и причины возникновения конфликта.

2. Классификация конфликтов.

3. Позитивные и деструктивные функции.

 

1. Источники и причины возникновения конфликта. В настоящее время общепринятыми подходами к проблеме определения источников и причин конфликта являются личностно-ориентированный, мотивационно-ориентированный, ситуационный и интегральный подходы.

Личностно-ориентированный подход – причины конфликта видятся в особенностях личности вообще (вы­деляют так называемых «конфликтных людей», т.е. таких, которые независимо от внешних обстоятельств часто вступают в конфликты) либо локализуются в когнитив­ных процессах (принятии решений, переработке информации и т.п.). В результате у сторон возникают несовместимые оценки и суждения относительно наличной ситу­ации, что приводит к появлению противоречивых познавательных стратегий, используемых сторонами при реше­нии возникших значимых проблем.

Представители мотивационно-ориентированного подхода подчеркивают так называемые «объективные» признаки ситуа­ции. Во-первых, это конфликты между личностью и организацией в целом, возникающие в случае невозможности удовлетворения актуальных потребностей личности в рамках данной организации. Во-вторых, это конфликт между отдельными людьми или группами лиц, имеющими осознанные несовместимые намерения и интересы.

Ситуационный подход – это концепция, утверждаю­щая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние пере­менные) и в окружающей среде (внешние переменные). Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности и развитии; дает возможность моделировать характеристики конфликтной ситуации в динамике. Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям.

При интегральном подходе осуществляется попытка преодоления «монокаузального» способа объяснения причин конфликта, т.е. стремление учесть все возможные факторы, влияющие на возникновение и протекание конфликта. Ответить од­нозначно на вопрос о корнях, причинах конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень конфликта обуслов­лен своими собственными причинами.

По количеству сторонников лидирует мотивационно-ориентированный подход.

В целом в качестве источников конфликтных ситуаций выступа­ют противоречия, которые возникают там, где есть:

· рассогласование ценностных ориентации по нравственным нормам, взглядам, убеждениям;

· рассогласование ожиданий и позиций. Такое непонимание обычно возникает между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизнен­ному опыту и интересам;

· рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств. Такие индивидуальные различия в свойствах темперамента, как им­пульсивность, вспыльчивость, и такие черты характера, как стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человечес­ких отношениях;

· рассогласование в понимании, интерпретации ин­формации. Не все люди от природы наделены одинако­вой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них;

· рассогласование оценок, самооценок. В отношении себя и ситуации у каждого из участников они могут быть адекватными, заниженными или завышенными и не совпадать;

· рассогласование физических, эмоциональных идругих состояний («сытый голодному не товарищ»);

· рассогласование целей, средств, методов деятель­ности. Потенциально взрывоопасной является ситуация, в которой два или несколько человек имеют противоре­чивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, осознанно или неосознанно препятствует достижению целей други­ми индивидами;

· рассогласование функций управления.

2. Классификация конфликтов. Существует большое количество различных типологий конфликтов в зависимости от таких критериев, как тип причины(противоречия), сфера проявления, степень длительности и напряженности, субъекты конфликтного взаимодействия, социальные последствия, характер протекания, потребности субъектов взаимодействия и др.

Н. Смелзер выделяет три вида конфликтов,связанных с развитием культуры:

· анемия (термин введен Э. Дюркгеймом), наруше­ние единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм;

· культурное запаздывание (термин введен У. Огборном), когда перемены в материальной жизни обще­ства опережают трансформацию нематериальной культуры;

· чуждое влияние (термин введен Б.К. Малинов­ским), когда множество противоположных элемен­тов культуры тормозит процесс национальной ин­теграции в обществе.

Н. Смелзер также выделяет уровни конфликтов по сложности субъектов: межиндивидуальные конфликты; конфликты между ассоциациями (партиями); внутри и межинституциональные конфликты; конфликты между секторами общественного разви­тия труда; конфликты между государственными образова­ниями; конфликты между культурами или типами культур.

А.Г. Здравомыслов, анализируя конфликты на макро­уровне, выделяет две группы конфликтов: между новыми и старыми порядками; конфликты по поводу способа становления и реаль­ного содержания новых отношений.

В целях упорядочения проблематики он также выде­ляет три вида конфликтов: политический, национально-этнический и социально-экономический.

В. А. Ядов предлагает выделить следующие типы кон­фликтов:

· по интересам;

· по напряженности;

· по охвату;

· по временности (долгосрочные, краткосрочные);

· по ресурсам (материальные, социальные).

Г. Зиммель и Л. Козер предложили, в зависимости от мотивации оппонентов, различать реалистические и нереалистическиеконфликты. Реалистическими называются конфликты, которые рассматриваются людьми как вынужденное средство достижения цели, которое можно будет оставить, если бу­дет найдено другое, более эффективное.

Нереалистические (эмоциональные) конфликты возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не направлены на достижение конкретного результата, а являются канализацией агрес­сии. Субъект канализирует агрессивные импульсы на оппонента безотносительно его деятельности, хотя иногда это выглядит как содержательное столкновение. В ряде случаев субъект бессознательно провоцирует оппонента на совершение конфликтных действий, создает инцидент и получает рациональное основание для переживания нега­тивного эмоционального состояния.

3. Позитивные и деструктивные функции. Функции конфликта – это воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. Деструктивность конфликта являетсясубъективной характеристикой. Можно говорить о деструктивности методов, если в результате их конфликт вместо поступательного развития перешел в кризис. Но любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития.

Все функции конфликта с определенной степенью условности можно разделить на общие функции конфликта, имеющие место на различных уровнях социальной системы, и функции конфликта на личностном уровне, касающиеся влияния конфликта непосредственно на личность.

Общие конструктивные функции конфликта выражаются в следующем:

· конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе;

· конфликт выполняет информационную функцию, давая дополнительные им­пульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве;

· конфликт является формой разрешения противоречий. Его раз­витие способствует устранению тех недостатков и просчетов
в социальной организации, которые привели к конфликту;

· конфликт способствует снятию социальной напряженности
и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар»,
разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность;

· конфликт может выполнять интегративную, объединительную
функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом;

· разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной
системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности;

· конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач;

· конфликт может служить средством выяснения соотношения сил
социальных групп или общностей и тем самым может предостеречь от последующих, более разрушительных конфликтов;

· конфликт может служить средством для возникновения новых
норм общения между людьми или помочь наполнить новым
содержанием старые нормы.

В рамках конструктивных функций конфликта на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные ха­рактеристики личности:

· конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие;

· конфликт может способствовать самопознанию и адекватной
самооценке личности, закаливанию характера, способствовать проявлению его новых качеств;

· конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств
характера, например чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.п.;

· конфликт является важнейшим фактором социализации чело­века, развития его как личности;

· конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей
степени раскрываются и можно с уверенностью сказать, кто есть
кто;

· конфликт может помочь снять психическую напряженность
в группе, снять стресс, если конфликт разрешается положительно для человека;

· конфликт может служить средством удовлетворения не только
первичных, но и вторичных потребностей личности, способом
ее самореализации и самоутверждения.

Деструктивные функции конфликта проявляются на различ­ных уровнях социальной системы и выражаются в следующем:

· конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы
и материальные потери;

· конфликт может привести стороны противоборства в состояние дестабилизации и дезорганизации;

· конфликт может привести к замедлению темпов социального,
экономического, политического и духовного развития общества;

· конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;

· конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настрое­ний пессимизма и упадком нравов;

· конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня
организации системы, снижению дисциплины и эффективности
деятельности.

На личностном уровне деструктивные функции конфликта вы­ражаются в следующих последствиях:

· конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-
психологический климат в группе;

· конфликт может привести к разочарованию в своих возможно­стях и способностях, к деидентификации личности;

· конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, поте­рю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентацией и образцов поведения;

· конфликт может привести к отрицательной оценке человеком
своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;

· в качестве реакции на конфликт человек может «включать» за­щитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для об­щения виды поведения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.