Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. Предмет, структура и методы социологической науки




Применение подобных решений представля­ется перспективным с точки зрения интенси­фикации использования прирельсовых террито­рий в процессе их неизбежной реконструкции, в ходе которой увеличение числа новых функций должно сопровождаться возрастанием компен­сирующей роли природы.

Процесс экологической гармонизации горо­да предполагает все более широкое использо­вание природных компонентов ландшафта в качестве средств, компенсирующих антропо­генное воздействие.Закрепившееся в обще­ственном сознании представление о нарушен­ном экологическом равновесии в городской среде в качестве привычного, составляет одно из заметных препятствий в превращении ланд­шафтного дизайна в реальный фактор повы­шения устойчивости среды. Ключевая роль дизайна элементов ландшафта в процессе вос­становления утраченной природной составля­ющей на отдельных городских территориях зак­лючается в том, что с его помощью могут по­этапно дополняться небольшие фрагменты при­родной среды, формируя как более гармонич­ный облик, так и более уравновешенное эко­логическое состояние самых проблемных для города участков.



Многочисленные предложения по созданию "экологических центров" и "экологических парков", "экологической инфраструктуры из рекультивируемых территорий" (по А.Э. Гут-нову); "городского леса", промышленных пред­приятий — "очагов экологического воспроиз­водства" (по Ф.Т. Мартынову); экологических трасс и урбоэкологических русел в городской среде могут способствовать согласованию фун­кционально-пространственного и природно-ландшафтного каркасов [21].

Отвечая одной из наиболее часто проявля­ющихся потребностей человека (особенно в ус­ловиях урбанизированной среды крупного го­рода) в увеличении присутствия природы, лан­дшафтный дизайн может стать эффективным средством в экологичной реконструкции тер­ритории за счет возвращения природных ком­понентов на тех участках, которые оказывают непосредственное влияние на условия жизни населения. Превращение конфликтных, с точ­ки зрения экологии, фрагментов городской среды в пространства "обжитые" человеком, составляет особый смысл таких преобразова­ний. Вернуть человеку, живущему в крупном городе, возможность полноценного контакта с природой, означает отказаться от многих сте­реотипов в организации архитектурно-простран­ственной среды, основанных на жестком раз­граничении ее природных и искусственных ком­понентов.

По мере понимания того, как дальнейшее экстенсивное расширение городских террито­рий в условиях существования обширных заб­рошенных участков, например в зоне промыш­ленного пояса Санкт-Петербурга, становится все более нерациональным, возрастает необ-


ходимость принятия более радикальных реше­ний по использованию пустующих земель. Идея развития города "вовнутрь", предложенная А.В. Махровской и Ю.И. Курбатовым при раз­работке концепции развития Санкт-Петербур­га [27], относится к числу принципиально важ­ных для будущего Северной столицы, так как ее реализация могла бы исправить многие кри­зисные ситуации с городской экологией. В то же время это является предпосылкой для рас­смотрения возможностей применения ланд­шафтного дизайна при создании компенси­рующей или "второй" природы в городе. При­дание свободным пространствам определенных структурных качеств с дополнением природ­ных элементов становится наиболее актуаль­ным для тех зон, где человек находится про­должительно (соседние с селитебными терри­ториями) или перемещается достаточно часто (русла городских коммуникаций).

♦ /См. цветную вклейку, стр. № 176/

Ландшафтное освоение транспортных пространств

По степени разрушительного воздействия на городской ландшафт транспортные терри­тории относятся к числу стабильно агрессив­ных. Поэтому применительно к ним ощуща­ется максимальная необходимость поиска ре­сурсов природы, способных снизить остроту существующих проблем. Неравномерность про­странственного распределения транспортных функций создает зоны экологической напря­женности на прирельсовых территориях вбли-



зи городских вокзалов, вдоль автомобильных магистралей непрерывного движения и на уча­стках паркингов. Каждая из перечисленных зон с точки зрения характера воздействия на го­родскую среду имеет свою специфику, но все они могут обрести иные качества в случае ра­ционального изменения природных составля­ющих ландшафта.

Пожалуй наиболее острые проблемы для юродского пространства содержат прирельсо­вые территории. От того, насколько эффек­тивно они будут использованы в будущем, зависит и решение экологических проблем, и изменение эстетических качеств среды. Как отмечает А. Агранович, в организации этих пространств необходимо решить проблемы: "интенсификации функционального исполь­зования территории; повышения связности территории, ликвидации свойства железной дороги как разделителя окружающей застрой­ки; экологической защиты прилегающих тер­риторий от шума, вибрации и других вред­ных воздействий" [1, с.42].

Многие из традиционных подходов к ре­шению перечисленных проблем оказались не­достаточно эффективными: прирельсовые тер­ритории вокзалов крупных городов остаются по-прежнему хаотически застроенными и ли­шенными природной составляющей. Для про­живающих близко к ним людей контакты с природой отнесены на достаточное расстояние, а отсутствие растительности на обширной тер­ритории пагубно сказывается на состоянии ок­ружающей среды.

Сталкиваясь с приведенными проблемами на протяжении последнего десятилетия, совре­менная зарубежная практика ландшафтного


преобразования городской среды выдвинула ряд интересных проектов стабилизации экологи­ческой ситуации в зонах крупнейших транс­портных узлов. Основу таких предложений со­ставляет отказ от попыток экранировать пе­риметр прирельсовых территорий шумозащит-ной застройкой или плотной растительностью и переход к созданию эксплуатируемого простран­ства над ними с интенсивным включением рас­тительности.

Так, в рамках локальных программ "Пове­стка XXI" (А§епс1а XXI) в таких крупных го­родах Германии, как Франкфурт-на-Майне и Мюнхен были разработаны проекты, направ­ленные на радикальное изменение зон вокза­лов, и развивающие идеи возвращения при­роды на эти участки города. Целям повыше­ния устойчивости среды в данном случае при­званы служить изолирование транспортных тер­риторий за счет перекрытия их платформой и организация на новом уровне озелененных про­гулочных пространств. Признавая безусловную коммерческую ценность проектируемых учас­тков земли, распложенных вблизи городского центра, авторы проекта предлагают разместить на вновь образуемой поверхности сеть торго­вых учреждений с удобными подходами от жилых зданий [79].

Достаточно острые проблемы финансиро­вания объектов подобного масштаба предпо­лагается решать путем продажи территорий по частям с привлечением частного капитала и крупных частных застройщиков, а также с использованием средств профильных ведомств грузового транспорта.

Постановка вопроса оздоровления прирель­совых территорий в данном случае подкрепля-



ется технологическими и финансовыми аргу­ментами, но содержит немало нерешенных эс­тетических проблем.

По существу, речь идет о создании искус­ственной природной среды, в которой отсут­ствует необходимость воспроизводства есте­ственного характера природы. Возможность определенной геометризации озелененных про­странств является одним из подходов, реали­зуемых в ландшафтном дизайне для достиже­ния дополнительной выразительности город­ской среды. Преобразование зон вокзалов мо­жет осуществляться как создание частичного перекрываемого пространства с размещением растительности на новом уровне и дополне­нием природных элементов в ближайшем ок­ружении транспортного сооружения.

На примере реализованного в Париже на вокзале Монпарнас сада Атлантики становит­ся очевидным, что применение ландшафтного дизайна в организации озелененного простран­ства сталкивается в подобных транспортных объектах с рядом технических проблем. Часть из них связана с созданием необходимых ус­ловий для произрастания растительности, включая деревья, на бетонной поверхности большой площади. Другие проблемы обуслов­лены обеспечением нормального функциони­рования нижнего пространства на уровне плат­форм с поездами.

В условиях вокзала Монпарнас на площа­ди 3,5 га было необходимо создать среду, ко­торая могла бы выполнять рекреационные функции для посетителей транспортного узла, но и, в не меньшей степени, для жителей со­седних кварталов. Для этих целей над вокз а лом на платформе из предварительно напря-


женного бетона был сделан искусственный земляной настил той конфигурации и тол­щины, которая необходима для произраста­ния растительности [74].

Искусственность ландшафта на крыше вок­зала проявляется наиболее рельефно в офор­млении вентиляционных проемов с решетка­ми, вокруг которых размещается травяной газон и дорожки сада. Характерная конфигу­рация волнообразных контуров газона с не­большим перепадом рельефа позволяет мягко интегрировать сугубо функциональные эле­менты композиции — металлические решет­ки в проемах — в садовый контекст. Более того, из этих технологических фрагментов ландшафта создается один из его ключевых символов. Следуя определенному сюжету про­странства, в котором две сферы — области воздуха и моря — выражены различными сим­волическими композициями, авторы проекта используют волнообразный контур мрамор­ных стен как для выражения образа моря, так и для экранирования вентиляционных ус­тройств над поверхностью земли.

В данном случае безусловное стремление к облегчению веса всего, что размещается на поверхности платформы, проявляется в отка­зе от создания земляного слоя с растительно­стью на всей площади сада. В качестве альтер­нативы используется размещение деревянно­го понтона с ажурными металлическими кон­струкциями, вносящими в композицию лег­кость и воздушность. Элегантность дизайна ма­лых форм и осветительных фонарей согласу­ется в символическом пространстве с харак­тером остальных элементов композиции. Лег-



кий изгиб контуров высоких фонарей прида­ст им динамичность, внося ощущение воз­действия ветра.

Реализация концепции многоярусного про­странства в данном случае позволила создать не только более комфортные условия для про­живания вблизи вокзала, но и обеспечить при­рельсовым территориям многофункциональ­ное использование. Окружение многоэтажны­ми общественными зданиями изолирует пло­щадь сада от шума городских магистралей, повышая комфортность искусственного лан­дшафта для организации тихого отдыха, игр детей и занятий спортом. Жизнь на крыше вокзала благодаря оптимальной подсветке наи­более посещаемых участков сада не прекра­щается и в вечерние часы.

Как одно из проявлений технических воз­можностей компенсации затененности отдель­ных участков сада Атлантики выступает возве­денное в центре инженерное сооружение в виде зеркального металлического диска для допол­нительного освещения отраженным светом тер­риторий, находящихся в тени.

Сад на крыше вокзала Монпарнас относит­ся, безусловно, к числу весьма дорогостоящих объектов, но позволяет представить реальные современные технологические возможности из­менения экологических и эстетических качеств среды в условиях интенсивного техногенного воздействия. Ландшафтный дизайн в этом слу­чае способствует повышению устойчивости сре­ды, компенсируя негативные факторы транс­портного пространства рациональным размеще­нием компонентов природы с обеспечением условий для их самоподдержания.


Большие резервы для оздоровления среды крупного города и обеспечения экологической устойчивости его ландшафта содержатся в пе­ресмотре всей системы рельсовых коммуника­ций в границах города. Объединение дублирую­щих направлений и снятие железнодорожных путей с наименее загруженных веток позволяет освободить и более эффективно использовать многие городские "заброшенные" территории, страдающие от расчлененности транспортны­ми коммуникациями. Применение ландшафт­ного дизайна дает возможность внести в облик таких территорий качество гармоничности за счет дополнения инженерно-технического кар­каса пространства фрагментами преобразован­ной природы.

На примере парка Реулли в Париже доста­точно убедительно подтверждена возможность приспособления для культурного использова­ния участка бывшего железнодорожного пути на высокой насыпи, примыкающей к кварта­лам жилой застройки. Превращение в парк трас­сы железнодорожного движения стало возмож­ным благодаря рациональному дополнению контура насыпи несколькими модулями ис­кусственного рельефа с посадками цветущих деревьев. Выбор приема геометризации про­странства, основанный на противопоставлении дугообразной в плане насыпи ряду прямоу­гольных модулей с характерной колористикой


 


4 3121



растительности, позволил создать в городской среде более выразительный силуэт и читаемый ритм природных компонентов ландшафта. Трансформация откосов насыпи в каскадные композиции с использованием линейных конту­ров растительности раскрыла возможности лан­дшафтного дизайна в оформлении наклонных поверхностей земли, обращенных к городским улицам. Объединение во входном участке мно­гомаршевой лестницы с системой наклонных пандусов способствовало созданию необычной геометрии рельефа на откосе и достижению динамичности пространства.

Обработка поверхности земли путем созда­ния характерных контуров растительности и функционально оправданной сети дорожек позволила "размыть" очертания железнодоро-ной насыпи и превратить участок городской среды с негативными эстетическими качества­ми во фрагмент ландшафта с определенной индивидуальностью.

Одним из вариантов совершенствования ви­зуально-пространственных и пластических ха­рактеристик городского ландшафта является превращение бывших трасс железной дороги с отдельными характерными постройками в озе­лененные прогулочные пространства, вносящие в облик среды "память места". Транспортные сооружения, окруженные растительностью и дополненные преобразованным рельефом, яв­ляются в ландшафте города устойчивыми сим­волами предшествовавшего использования тер­ритории. Ландшафтная реконструкция в таком случае приводит к заметному увеличению при­родного потенциала участка, превращая его из источника экологической напряженности в необычное рекреационное пространство.


Осуществление подобного преобразования на одной из железнодорожных трасс в Берли­не вернуло обширное линейное пространство жителям прилегающих кварталов в новом ка­честве — как озелененные территории парка Герлитцер. Система открытых участков, исполь­зуемых для активных видов отдыха и занятий спортом, чередуется в нем с отдельными мас­сивами растительности и благоустроенными фрагментами среды для игр детей и тихого от­дыха в природном окружении. Сохраненные складские здания с разгрузочными платфор­мами включены в композицию входного про­странства парка, своеобразие которого усили­вается возведенным напротив каскадом про­гулочных террас с водными устройствами и видовыми площадками. Прием совместного раз­мещения столь различных по своему облику объектов имеет особый смысл в композиции парка — вновь созданные элементы ландшаф­та выявляют позитивные особенности его при­родной основы, смещая акцент с ее утилитар­ного приспособления на эстетическую вырази­тельность.

Возвращение к оптимальному режиму при­родопользования является актуальным для всех видов транспортных пространств, включая го­родские линии рельсового транспорта. Обра­щение к современным технологиям возведе­ния рельсового полотна на бетонном основа­нии содержит дополнительные возможности для устройства трамвайных путей в черте го­рода с покрытием поверхности травяным га­зоном. Воспроизводство природной составля­ющей ландшафта требует определенных началь­ных затрат, но последующая эксплуатация та­ких участков подтверждает обоснованность


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.