Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная динамика. В определенном смысле культура – сложное и динамическое образование, имеющее социальную природу и отражающее социальные отношения




В определенном смысле культура – сложное и динамическое образование, имеющее социальную природу и отражающее социальные отношения. В основе культуры лежат материальные и идеальные объекты, а также деятельность, порождаемая целым спектром социальных, духовных потребностей, направленная на создание, сохранение, усвоение и развитие духовных ценностей, на обеспечение культурных взаимосвязей.

Рассмотрим культурную динамику.В развитии и функционировании культуры социологи выделяют три качественных скачка:

- появление письменности,

- изобретение книгопечатания,

- современные достижения (появление телевидения, аудио- и видеозаписи, голографии).

Культурная динамика дает представление об изменениях или модификации черт культуры во времени и пространстве. Все культуры изменяются, даже если они находятся в изоляции. Культурное изменение - это процесс появления новых культурных элементов в субкультурах и доминирующей культуре. Поэтому уместно говорить о такой характеристике культурной динамики, как инновация.

Разновидностями инноваций являются открытия и изобретения:

· открытие – акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно;

· изобретение – создание новой комбинации уже известных фактов или элементов.

Открытия приумножают знания, добавляя новое к ранее существующему. Примерами открытий можно считать теорию Ч. Дарвина, Периодическую систему элементов Д.И. Менделеева. Изобретение же появляется на основе ранее сделанных открытий. Паровой двигатель не был бы изобретен в начале XIX века, если бы не открытие Закона объемного расширения газов, сделанное Гей-Люссаком в 1802 году, позже на основе парового двигателя появился локомотив, пароход, автомобиль (что, в свою очередь, стало причиной промышленного переворота, повлекшего за собой изменение производительных сил и производственных отношений, соответственно, смену общественно-экономической формации и т. д.).

Инновации не единичны во времени, они способны накапливаться и передаваться из поколение в поколение, обогащаясь новыми элементами. Соответственно, большее число культурных элементов изначально позволяет ожидать большего числа открытий и изобретений. Древние люди открыли для себя огонь и его свойства, далее появились орудия труда, люди научились обрабатывать камень, глину и т. д., две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Кто же мог предвидеть тогда, что это изобретение приведет к появлению таких изделий из бумаги, как, например, справки, свидетельства, выписки из документов, которыми мы должны постоянно обзаводиться, чтобы получить пособия, пенсии или какие-нибудь льготы?!

К серьезным изменениям в каждой конкретной культуре приводит взаимодействие культур. Принято говорить о диффузии культурных ценностей. В процессе диффузии из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы и комплексы, либо идет взаимный «обмен» этими элементами и комплексами. Темп изменения неровен, технический прогресс взрывает традиционные нормы. Между инновацией и ее усвоением имеется культурный лаг. Культурный лаг характеризует ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Скорость изменения отдельных элементов культуры различна.

Культура, способная усваивать технические новшества, определяется как адаптивная. Изменения могут происходить и в результате борьбы противоположных норм, например, между корпоративной и гражданской культурами.

Культурная трансмиссия представляет собой процесс, благодаря которому культура передается новым поколениям через научение, тем самым обеспечивая преемственность и непрерывность культурного процесса. С данным процессом связана культурная ассимиляция – накопление культурной информации, при котором количество отбрасываемых старых знаний и стереотипов меньше, чем количество новых знаний.

Заслуживает пристального внимания анализ культурной динамики, предложенный П. Сорокиным. Он рассматривал исторический процесс как идущую циклами смену перетекающих друг в друга культурных общностей, каждая из которых имеет собственное отношение к действительности и формам, методам ее познания. Так, по его мнению, исторический процесс – это последовательная с определенными периодами смена социокультурных суперсистем, при изменении которых меняется единство ценностей и норм.

П. Сорокин выделял три типа культурных суперсистем:

· чувственный (преобладает эмпирически-чувственное восприятие, «истина чувств»),

· идеациональный (преобладают сверхчувственные духовные ценности, «истина веры»),

· идеалистический (синтез первых двух типов, при котором чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, восприятие – интуицией, «истина разума») [6].

Основой данной типологизации являются взгляды людей на характер истинной реальности, степень и способы удовлетворения человеческих потребностей. Анализируя различные типы культуры, П. Сорокин сформулировал следующие закономерности в развитии культуры:

· совокупность социокультурных изменений не означает их механическую синхронность;

· каждый тип культуры формирует преобладающий менталитет, который, в свою очередь, играет важную роль в выборе сферы, в которую идут;

· существование двойных и тройных ритмов, замедляющих или ускоряющих темпы изменений;

· аккумулирующий характер творческих достижений и в материальной, и в духовной сфере.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.