Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция философии науки ХХХ века




 

Философия науки – философская дисциплина, возникшая в начале ХХ века и пережившая бурное развитие во второй половине ХХ века, как на Западе, так и в СССР и впоследствии в России (в СССР эту дисциплину называли методология науки). Философия науки исследует структуры научных теорий, методы и уровни научного познания, закономерности роста научного знания, науку как социальный институт и законы его развития. Возникновение отдельной философской дисциплины, которая занималась бы исключительно вопросами, связанными с научным познанием, связано с тем выдающимся значением, которое наука модернистского типа играет в жизни нашего общества.

На Западе философия науки родилась в лоне позитивистской философии. Позитивизмом называют школу неклассической философии, возникшую в XIX веке во Франции и получившую распространение преимущественно в англосаксонских странах. Основные представители раннего позитивизма – О. Конт, Г. Спенсер, Д.С. Милль. Позитивизм объявил отжившей проблематику классической философии – метафизики, провозгласил, что к истине ведет исключительно научное познание, опирающееся на эксперимент, и что философия тоже должна стать своеобразной наукой, играющей роль либо общей методологии наук (О. Конт), либо интегральной науки, объединяющей достижения всех наук в картину мира (Г. Спенсер), либо логикой науки (Д. С. Милль). В начале ХХ века в рамках позитивизма появилось направление, которое сосредоточило внимание исключительно на вопросах научного познания – логический позитивизм или неопозитивизм (Р. Карнап, Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), который стал первой школой западной философии науки. Неопозитивисты занимались анализом языка науки, благодаря чему с ними связывают возникновение аналитического направления философии науки. Будучи индуктивистами, то есть сторонниками полного сведения теории к фактам, они стремились создать чистый «язык наблюдений», без примесей теоретических терминов, так как были убеждены, что некритичность в употреблении терминов – причина эвристической слабости наук социо-гуманитарного цикла. Неудача в создании этого идеального языка наблюдений привела к кризису неопозитивизма и появлению постпозитивизма. Постпозитивистская философия науки – это не единая школа, а множество различных, часто противоречащих друг другу концепций. Первой из них была сформулирована концепция критического рационализма или фальсификационизма К.Р. Поппера. Поппер отверг принцип индукции, видящий в научном познании простое восхождение от фактов к теории, как логически несостоятельный и стал утверждать, что не экспериментальная подтверждаемость, а опровержимость есть критерий научности той или иной теории. Прогресс науки по Попперу – не в приближении к абсолютной истине, так как все теории гипотетичны, имеют вероятностный статус, а в углублении в понимании научных проблем. Демаркация или линия разделения между наукой и метафизикой пролегает по признаку опровержимости знания: научное знание опытно опровержимо, философское – принципиально неопровержимо.

Другую «утонченную» версию фальсификационизима предложил ученик Поппера И. Лакатос, который видел в истории науки смену научно-исследовательских программ, связанных систем теорий и признавал необходимость не только критики этих теорий, но и их защиты и усовершенствования.

Следующим этапом эволюции постпозитивизма была концепция научных революций Т.С. Куна, которая представляла развитие науки как развитие научных сообществ, коллективов ученых, развивающих одну и ту же общепринятую образцовую теорию – парадигму. Кун отрицал непрерывность в развитии научного знания и утверждал, что этапы поступательного развития («нормальная наука») сменяются этапами мировоззренческих переворотов («научные революции»). Для концепции Куна характерен релятивизм, то есть отрицание научной истины и принципиального прогресса в науке. Парадигмы по Куну несоизмеримы, строятся на противоположных фундаментальных понятиях и смена их не означает, что мы лучше стали понимать область исследования. Смену парадигмы Кун объясняет влиянием внешних по отношению к науке трансформаций в культуре общества. Концепция эпистемологического или методологического анархизма П. Фейерабенда завершает релятивистские тенденции в постпозитивистской философии науки. Фейерабенд отрицает универсальный научный метод, прогресс в науке, опровержимость и подтверждаемость теории экспериментом. Каждая теория по Фейерабенду несет в себе собственные критерии оценки и механизмы интерпретации фактов, все теории равноценны, нет никакой разницы между наукой, философией, мифом, искусством. Цель научного познания по Фейерабенду – творческое увеличение количества теорий («пролиферация»).

М. Полани создал концепцию «неявного знания», где большая роль отведена личностному, экзистенциальному моменту научного исследования. По Полани науку делают не механизмы, а живые люди со своими ценностями, страстями, Полани интересуется проблемами «этоса», то есть этики науки, трансляции научного мастерства между поколениями ученых. С. Тулмин предпринял оригинальную попытку рассмотреть развитие и конкуренцию научных теорий по аналогии с жизнью популяций животных.

Как видим, западная философия науки эволюционировала от дисциплины о теоретических научных конструкциях к дисциплине о социальных институтах науки и о включенности науки в культуру. Одновременно изменилось само понимание философии науки: первоначально она воспринималась как строгая наука о науке, затем пришло понимание ее как философской дисциплины. Можно отметить также тенденцию к релятивизму в понимании научного знания, в дрейфе от эмпиризма – концепции, видящей факт основой научного познания к неорационализму – концепции, утверждающей, что теория не сводима полностью к фактам, и несет в себе аксиоматические метафизические положения. Для поздних версий постпозитивизма свойственен антисциентизм – разочарование в науке, признание того, что она неспособна решить проблемы человеческой цивилизации и даже отрицание ее как вредного и опасного предприятия.

Плодотворная традиция философии науки сложилась в 1960-1980-х г.г. в СССР (Микулинский, Мамчур, Степин, Косарева, Лойфман, Гайденко и др.). Она опиралась на идеи Энгельса о важности диалектического метода для научного исследования и на критике позитивизма, предпринятой В.И. Лениным. Наибольших успехов советская философия науки достигла в раскрытии влияния внешних по отношению науки, особенно, социо-экономических факторов на становление фундаментальных научных теорий (классическую физику, биологию, химию и т.д.).

Своеобразная школа философии науки существовала и существует в нашем Башкирском госуниверситете. С 80-х годов исследования по картине мира вел проф. Б.С. Галимов (по его инициативе в БГУ были проведены несколько российских конференций по проблеме научной картины мира). Проблемой дифференциации наук занимается проф. А.Ф. Кудряшев, проблемы взаимосвязи философии и математики рассматривал в своей кандидатской диссертации А.В. Лукьянов, ныне - известный специалист по немецкой классической философии, проблемой оснований материалистической картины мира занимается проф. Д.А. Нуриев. Среди философов современной Башкирии, внесших значительный вклад в развитие исследований в области философии науки в нашей республики можно отметить также В.Н. Финогентова, В.С. Хазиева и др.

Наряду с философией науки как отдельной философской дисциплиной, на Западе в ХХ веке существовали концепции науки в рамках оригинальных философских направлений (феноменологическая, структуралистская, постмодернистская, неомарксистская философия науки).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.