Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернистская философия науки




 

Постмодернизм – одно из наиболее распространенных направлений в современной западной философии. Возник во Франции в 1970-х годах (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез), распространен в Италии (У. Эко), в США (Р. Рорти). Парадоксально, что сами постмодернисты отказываются себя называть философами и провозглашают, что философия в том виде, в котором она существовала до ХХ века должна исчезнуть. Само название «постмодернизм» (введенное Ф. Лиотаром) говорит о том, что сторонники этой позиции считают, что современность («модерн») закончилась и началась ситуация «после современности» («постмодерн»). При этом под «современностью» понимается система идеалов Просвещения (культ разума, науки, прогресса) и порожденное ею общество (либеральное с одной стороны и госсоциалистическое с другой стороны). Постмодернисты отрицают возможность описать реальность при помощи жестких логических схем (дискурсов) и понятийных оппозиций (субъект-объект, идея –материя, бытие-небытие), по сути дела, отрицают наличие абсолютных ценностей – истины, добра, красоты и т.д. В философии он видят искусство и игру, освобождающую человека от прессинга классической рациональности, которую он объявляют авторитарной и даже тоталитарной. Он призывают пересмотреть историю философии, науки, искусства, политическую и экономическую историю, избавившись от модернистских призм, через которые они прежде рассматривались (гуманизм, рациональность, прогресс). Эту операцию он называют деконструкцией.

Магистральное направление постмодернизма сформировалось на базе структурализма, поэтому оно еще называется постструктурализм (Барт, Кристева, Деррида, Бодрийяр и др.). Для философии структурализма (ранний Барт, Леви-Стросс, Лакан, Альтюссер), как мы уже отмечали, было свойственно восприятие культуры как знаковой системы, текста или языка своей задачей структурализм считал расшифровку структуры этого языка, его кодов, создание его универсальной грамматики. Например, Леви-Стросс представлял как знаковую систему социальные отношения первобытных племен и их мифологию, ранний Барт – продукцию западной масс-культуры, Лакан – человеческое бессознательное. Постструктурализм отказался от идеи жесткой структуры текста, его центра. Посструктуралисты вслед за структуралистами признают, что все есть текст, но представляют этот текст как внутренне противоречивый, не имеющий центра и иерархии смыслов, как гипертекст, то есть текст, представляющий собой нагромождение текстов. Постструктуралисты понимают деконструкцию как обнаружение его противоречий, взрыв текста изнутри, в этом они и видят освобождающую функцию философии.

Постмодернистскую философию науки связывают с именем французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998). Основная работа – «Состояние постмодерна». Лиотар представляет культуру как совокупность «рассказов» («нарраций»). Особенность буржуазной эпохи в том, что возникают «большие рассказы» («метанаррации») – гегелевская диалектика, просвещенческая вера в науку, которые служат легитимации власти. Научные теории – никакие же метарассказы, на самом деле по Лиотару они ничем не отличаются от произведений литературы (Лиотар как Фейрабенд отрицал различие науки и философии, мифологии и литературы), из претензии на истинность обличают их тоталитарность (здесь Лиотар был согласен с неомарксистами в том, что наука с е экспериментальным методом, агрессивно вмешивающимся в природу есть источник фашизма, агрессивного отношения к человеку). По Лиотару наступила эпоха постмодерна, когда разрушаются «большие рассказы», наука в эту эпоху тоже теряет право на исключительность и претензию на единственную истину.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.