Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция научно-исследовательских программ




 

Концепция научно исследовательских программ была создана английским философом науки венгерского происхождения Имре Лакатосом (настоящая фамилия Липшиц) (1922-1974). Основные произведения: «Доказательства и опровержения», «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ», «История науки и ее рациональные конструкции». Лакатос был учеником Карла Поппера, однако он разработал свою версию критического рационализма, несколько отличную от концепции Поппера. Лакатос назвал ее утонченным фальсификационизмом, другое название теории Лакатоса – концепция научно-исследовательских программ.

Лакатос охарактеризовал фальсификационизм Поппера как «наивный» и предложил вместо него другую версию критического рационализма – методологию научно-исследовательских программ. Главным недостатком попперовского фальсификационизма Лакатос считал его оторванность от практики. В реальности ни один ученый не будет искать исключительно контраргументы против своей собственной гипотезы. Наоборот, ученые склонны искать подтверждения своим предположениям, защищать их от критики. И кроме того, не существует какого-либо одного решающего эксперимента, который окончательно бы опроверг теорию, так чтоб все ее сторонники сразу отбросили бы ее. Пример с опытом Майкельсона-Морли, который приводит Поппер, неудачен: после него было выдвинуто множество гипотез «ad hoc» («к случаю»), которые объясняли его неудачу в рамках теории «мирового эфира» и не все они были бесплодны: одна из них – гипотеза Лоренца, впоследствии, разумеется, после переработки была использована Эйнштейном при создании специальной теории относительности.

Итак, по Лакатосу, концепция науки Поппера красива, но не имеет отношения к реальному научному исследованию и действиям реальных ученых. А работающая модель науки должна, естественно, согласовываться с историческим опытом. В этом Лакатос близок к Куну. Но при этом он полемизирует и с американским методологом и во многом остается верным фальсификационизму, пусть в модернизированном его варианте. Лакатос предложил рассматривать историю науки не как смену парадигм, а как смену научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа - это множество теорий, объединенных общими мировоззренческими положениями: фундаментальными идеями об объекте исследования. Научно-исследовательская программа состоит из трех элементов:

1) ядро – неизменяемой части программы, включающей в себя фундаментальные, метафизические ее основания;

2) позитивная эвристика – защитный пояс вспомогательных гипотез, диктующих выбор проблем и объясняющих контрпримеры, которые могут опровергнуть теорию;

3) негативная эвристика – приемы и правила, также защищающие теорию от эмпирических опровержений.

Позитивную эвристику Лакатос в отличии от Поппера расценивал не как недопустимую ситуацию, а напротив, как главную движущую силу науки.

В реальной истории иногда сосуществуют несколько научно-исследовательских программ. Одна из них может победить, но постепенно, аргументы ее противницы убедят не всех и не сразу. Возникает вопрос: на основе каких критериев ученые делают выбор между программами? Лакатос считает, что это - критерий эвристической ценности программы. Прогрессивной считается программа, которая может не только объяснять имеющиеся факты, но и предсказывать развитие процессов и явлений. Регрессивная программа лишь объясняет факты.

После того как одна из программ проиграет соревнование, она не только не сразу «сходит со сцены», зачастую она может еще и принести пользу новой, альтернативной, победившей программе (так мы уже говорили, что в рамках теории мирового эфира родились преобразования Лоренца – математический каркас СТО Эйнштейна). Здесь, как мы видим, Лакатос не согласен с Куном, который считал, что прежняя парадигма целиком и полностью отбрасывается и больше не играет никакой роли в науке. Таким образом, по Лакатосу в науке есть определенная преемственность, которую отрицал Кун.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.