Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление и применение административной ответственности




Понятие и структура административной ответственности

Административная ответственность – предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Административная ответственность имеет свои цели и свое предназначение в общей системе правовой ответственности. Задачи законодательства об административных правонарушениях сформулированы в ст. 1.2. КоАП РФ к ним относятся: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Как самостоятельный вид юридической ответственности административная ответственность имеет свои особые признаки. Так, административная ответственность не может наступать без наличия административного правонарушения, которое выступает ее фактическим основанием. Привлечение к административной ответственности осуществляется в особом порядке, который предусмотрен КоАП РФ и заключается в применении мер административной ответственности, путем назначения, а затем исполнения административных наказаний.

Структура административной ответственности (как, впрочем, и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное); правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие ее; субъекты административной ответственности; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности. Каждый элемент административной ответственности имеет свое особое содержание, которое будет раскрыто нами в соответствующих темах настоящего учебника.

 

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения. Под установление административной ответственности следует понимать законотворческий процесс, который заключается в возведении в норму права, правила поведения, нарушение которого влечет за собой применение соответствующей санкции (административного наказания). Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательства находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что находит свое отражение и в ст. 1.1. КоАП РФ, которая закрепляет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, административная ответственность устанавливается на федеральном и региональном уровнях. Разграничение предметов ведения в области законодательства об административных правонарушениях определено ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3. КоАП РФ. В отличии от положений ранее действовавшего КоАП РСФСР, который предоставлял органам местного самоуправления в исключительных случаях устанавливать административную ответственность, КоАП РФ исключил органы местного самоуправления из ряда субъектов обладающих правом устанавливать административную ответственность, то есть принимать нормативно-правовые акты в которых бы содержались составы административных правонарушений и санкции применяемые в случае их совершения. Формой установления административной ответственности выступают в настоящее время только законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные наказания за их нарушение.

Применение административной ответственности – это применение к виновным в совершении административных правонарушений физическим и юридическим лицам предусмотренных законом административных наказаний. Применение административной ответственности строится на принципе разграничения компетенции между судьями, государственными органами и их должностными лицами. Реализуя свои юрисдикционные полномочия указанные субъекты должны соблюдать требования норм закрепленных в главе 22 и 23, а также ст. 29.5 КоАП РФ.

Применять административную ответственность за совершение административных правонарушений предусмотренных КоАП РФ вправе: судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Применять административную ответственность за совершение административных правонарушений предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Задачами, стоящими в процессе правоприменительной юрисдикционной деятельности являются: фиксирование в установленном законом порядке конкретного административного правонарушения; установление конкретного правонарушителя; назначение конкретному правонарушителю, вина которого в совершении правонарушения доказана, и в отношении которого отсутствуют основания освобождения его от административной ответственности, определенного КоАП РФ или законом субъекта РФ наказания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.