Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С другими науками о человеке и обществе




Проблемы человека давно стали ведущими в науках об обществе во всем мире. Преобразования социально-политической и экономической среды проявляются в приспособлении к изменяющемуся социальному субъекту общественных структур в рыночной «системе координат». В каждых конкретных социально-культурных условиях нужда индивида принимает форму потребности, сопряженную с личностью индивида. Потребность выступает как запрос индивида, она подкреплена его покупательской способностью. Поэтому необходимо адекватно определять приоритеты тех или иных потребностей человека и виды его деятельности, выделять базовые потребности, с тем чтобы в большей степени удовлетворять нужды индивида. Нужды людей многообразны, они являются исходными составляющими природы человека. Однако общество не может руководствоваться только запросами индивида в данный момент, т.к. смена условий выбора необходимого товара (услуги) происходит не только в связи с изменением цен и уровня доходов, но и в связи с эволюцией личности индивида.

Поскольку в обществе с рыночной экономикой главным действующим лицом является живой конкретный потребитель, производители должны отыскивать потребителей, исследовать их потенциальные потребности и только затем создавать товары и услуги для более полного удовлетворения этих потребностей. Причем этот процесс распространяется не только на вещественные товары и услуги, но и на организации, виды деятельности, идеи, персоны. Так, именно потребитель решает, какую передачу посмотреть по телевидению или послушать по радио (информационную, образовательную, развлекательную), где и как отдохнуть, какие идеи поддержать, каким организациям оказать благотворительную помощь и др.

В рамках данной дисциплины нас, прежде всего, интересует рыночная ориентация личности человека, т.к. главной характеристикой современной социальной среды является рынок. «Рыночное превосходство меновой ценности над полезностью распространяется и на человеческие взаимоотношения. Человек начинает воспринимать себя как товар, а собственную ценность (полезность) ощущает через меновую, так как его материальный успех (материальное благополучие) во многом зависит от признания его полезности (как личности) теми, кто платит за его услуги или нанимает на работу и платит денежное вознаграждение. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: ценностью является меновая ценность, для которой полезность есть хотя и необходимое, но не достаточное условие» [1, с. ].

Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Необходима способность вступать в состязание со многими другими специалистами. Данное обстоятельство формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Он начинает воспринимать себя и как товар, и как его продавец одновременно. В определенной мере справедливо замечание о том, что человек заботится не столько о себе, о своем стремлении к счастью, сколько о том, чтобы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару, человек должен знать, какой вид (тип) личности пользуется повышенным спросом. Подобные знания человек получает в процессе социализации. Огромную роль в данном процессе играет и реклама. При этом каждый должен стремиться полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение ее посредством активной собственной деятельности. И в этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности. Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плюсы и минусы.

В связи с ростом значения «фигуры» потребителя на рынке существенно возрастает роль социума, его качество, привлекательность, комфортность и т.д. Необходимо создавать специальные социальные структуры, формы, методы, правила «обслуживания» индивида – потребителя. Причем необходима все большая индивидуализация обслуживания, учитывающая особенности конкретной личности, индивидуальный жизненный стиль, потребности, запросы. Поэтому важно подробное изучение человека в условиях рыночных отношений, его потребностей, их изменений в новых социально-экономических условиях. Сама возможность появления этой дисциплины связана с рыночными преобразованиями российского общества. Дисциплину «Человек и его потребности» можно представить как междисциплинарную науку, включающую в себя знание многих дисциплин. В принципе, все общественные науки занимаются человеческим поведением, но концентрируют внимание на разных его аспектах. Так, история и антропология изучают реакции человека на культурные и социальные условия, отличные от современных. Социальная психология изучает реакции на различные социальные установки внутри нашей собственной культуры, структуры личности как целостности, развитие ее свойств, служит тому, чтобы человек глубже понимал мир, мог эффективно осуществлять профессиональную деятельность, успешно взаимодействовать с другими людьми, строить правильные отношения в семье, хорошо воспитывать своих детей и т.д. Социология изучает общественную жизнь индивида, групп, общества – от анализа случайных конфликтов индивидов на улице до исследования глобальных социальных процессов (урбанизации, бедности и др.). Культурология включает в себя изучение ценностей, носителями которых являются члены определенной группы; нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности – это абстрактные идеалы, нормы – это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы – это «можно» и «нельзя» социальной жизни.

Междисциплинарность курса «Человек и его потребности» предполагает также использование знаний в области техники, технологии и организации всех форм обслуживания как такового.

Итак, дисциплина «Человек и его потребности» - это наука, дающая системное представление о человеке и его потребностях на основе современных достижений человекознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.