Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен двойственности человеческой природы




Как известно, человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Как уникальный биологический вид, как Homo sapiens человек возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Данный процесс получил название антропосоциогенеза.

Человек по своей природе - целостное биосоциальное существо. Социальное не проистекает из биологического и не противостоит биологическому.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммированы возможности ее универсального, социально-деятельного развития.

Человек появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа; способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами; разумом для достижения и понимания мира; воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений.

Человек, будучи самым беспомощным из живых существ на Земле, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира. Следовательно, природа человека изначально двойственна: он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы.

Сам динамизм человеческой истории связан с развитием человеческого разума, в ходе которого создается «особый человеческий мир», в котором человек может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия человеческого развития рождает новую неудовлетворенность его двойственной природы и является источником дальнейшего развития.

Двойственность, дисгармония человеческого существования порождает потребности, отстоящие далеко от животных, т.е. в той мере, в которой человек тоже животное, потребности в удовлетворении жажды, голода, секса являются обязательными; но в той мере, в которой он очеловечен, – удовлетворения этих первичных потребностей недостаточно. Осмысление человека должно быть основано на анализе потребностей более высокого порядка, вытекающих из условий его существования: потребности общения, созидательности, преодоления, братства, любви, познания и др.

В то время как тело подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать, какие потребности надо формировать, развивать и культивировать.

 

3. Понятия «индивид» и «личность»

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции. Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем выраженнее становятся их различия. Индивид индивидуализируется. Как индивиды люди отличаются друг от друга:

- морфологическими особенностями (цвет глаз, волос),

- психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Родившейся ребенок – индивид. Но он становится индивидуальностью по мере приобретения самостоятельности своего бытия в обществе.

Человек рождается индивидом, но в процессе общественной жизни приобретает социальные качества и становится личностью.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность – это человек, взятый в системе его индивидуальных характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми и определяющими нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немову).

Личность в психологии – это системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и в общении, которые характеризуют уровень и качество представляемых общих отношений в индивиде (по Петровскому).

Известна формула «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Личность из философского словаря – человек как участник исторического процесса, носитель социальных ролей и обладатель возможности выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы и самого себя.

Личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, воспитанный в обществе.

От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его возможностей. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Личностные факторы заявляют о себе в потребительском поведении. Каждый из нас воспринимает мир по-разному, используя в качестве исходящего материала ощущения, имеющие своей физиологической основой процессы нервной системы. Люди по-разному себя ведут в ходе принятия потребительских решений.

Деятели рынка широко используют различные личностные факторы для составления профилей потребностей, типичных жизненных стилей т.д., типов потребностей.

При этом они опираются на личностные теории, которые помогают им понять, почему люди такие, какие они есть, и почему они делают и поступают так или иначе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.