Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятия потребности




Социализация личности

Процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества, называется социализацией. Она начинается в семье, где происходит социализация детства, или первичная социализация. Приспосабливаясь к своей семье, ребенок обретает социальные качества, которые позже позволяют ему приспособиться к социальной жизни. Несмотря на то что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самого себя и является условием сохранения и развития социальной культуры.

Кроме первичной, существуют вторичная, подготовительная и повторная виды социализации. Вторичная социализация – последующий процесс, который вводит социализированного индивида в другие секторы общества (школа, профессиональная группа, армия и т.д.). Подготовительная социализация – принятие индивидом ценностей группы, к которой он хотел бы принадлежать, что облегчает переход от одного этапа жизненного цикла к другому (абитуриент – студент, незамужняя – замужняя и т.д.). Повторная социализация (ресоциализация) возможна у взрослых людей в случае значительных жизненных изменений. Она возможна в двух формах: 1) в форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших (сельский житель – городской); 2) в форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей (например, преступления).

Итак, не только общество формирует личность. Но и в определенной мере сама природа человека формирует общественные условия его жизни. Социальный процесс можно понять только исходя из знания подлинной сущности человека, его физиологических и психических свойств, изучая взаимодействие между природой человека и внешними условиями его жизни.

 

Тема 4. Понятие «потребность», связь потребностей с социальной активностью

1. Определение понятия потребность.

2. Сущность потребности.

3. Структура потребности.

4. Функции потребностей.

 

Проблема потребности носит междисциплинарный характер. Различные группы общественных наук рассматривают разные аспекты в сложной картине человеческих потребностей. Каждая наука вносит свой специфический вклад в их исследование. Остановимся на рассмотрении ряда конкретно-научных подходов:

1. – Экономический подход – отличительная особенность состоит в том, что его представители прежде всего выделяют материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства. С этой позиции они считают, что:

· сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей;

· потребности рассматриваются в связи с потребностями спроса. Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная деятельностным эквивалентом. При этом спрос является важнейшим регулятором рыночных отношений.

2. – Психологический подход содержит большое количество разнообразных источников, в которых отражены следующие направления и исследования проблемы потребностей человека:

· Потребность как потребностное состояние:

И.А. Джидарьян, В.Н. Месищев, П.А.Рудик

· Потребность как мотив: С.Л. Рубиштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев.

· Потребность как деятельность: А.Н.Леонтьев.

· Потребность как нужда: А.Маслоу, З.Фрейд, Д.Н. Узнадзе.

Потребность как потребностное состояние. С точки зрения психологии рассматривается взаимосвязь между эмоциями и потребностями человека. Потребности проявляются в таких состояниях, как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность… Авторы утверждают, что потребность есть специфическое состояние организма и личности.

Потребностное состояние характеризуется переживаниями и эмоциями, которые в зависимости от уровня удовлетворения потребностей могут быть положительными или отрицательными. Критики считают, что нельзя отождествлять потребности и потребностное состояние, т.к. потребностное состояние есть лишь психологическая реальность, указывающая на наличие потребности, но не тождественна потребности.

Потребность выступает как сущность, а потребностное состояние как ее проявление.

Потребность как мотив. Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она в значительной степени определяет активность человека. С.Л.Рубинштейн полагал, что в потребности содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности. Однако не верно отождествлять мотив с потребностью, т.к. одна и та же потребность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность получить образование может быть вызвана разными мотивами: карьерный рост, социальный статус, финансовое благополучие, обладание знаниями и т.д.

Потребность и деятельность. Сторонники этого направления считают, что потребности надо определять через формы деятельности, в которых они реализуются и рассматриваются как потребность в деятельности, а не в предметах. Так, например, А.Н.Леонтьев считает, что потребность – это объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности. В этом подходе подчеркивается неразрывная объективно существующая связь между потребностью и деятельностью человека.

3. Философский подход – потребность в философии определяется через понятия: нужда, необходимость, деятельность, цель, активность, ценность, интерес. Рассмотрим довольно часто встречающееся определение: потребность – это нужда в чем-либо. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, т.к. за рамками рассмотрения остается специфика потребности на уровне человека. Человеческая же потребность связана не только с объективно существующим дефицитом жизненных веществ в организме, но и включает процесс осознания потребности и требования человека к условиям среды своего обитания.

Также нельзя потребности приравнивать к необходимости. Необходимость – это универсальная категория, которая характеризует сущностные связи и отношения, присущие материи вообще. Потребность же относится к живой природе и выражает зависимость не только от внешней среды, но и отношение к ней. Потребность разных людей удовлетворяется разным образом.

Таким образом, потребность можно определить как состояние социального субъекта, которое отражает необходимость в тех или иных предметах, условиях, действиях, направленных на обеспечение его существования и жизнедеятельности. Кроме этого, потребность всегда отражает противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, наличным и желательным. Всякая потребность представляет собой обнаружение некоторых реальных противоречий, которые разрешаются благодаря действиям и деятельности субъекта.

Противоречие представляет собой основание потребности, а побуждение к действию, стремление, состояние неудовлетворенности есть производная от имеющейся потребности.

Особенность потребностей заключается в следующем:

1. Потребности выражают необходимую связь субъектов. Потребности с вещественными, энергетическими (биологическими) и информационными ресурсами внешней среды, усвоение которых является условием их существования, функционирования и развития.

2. Потребность всегда выражает способность субъекта потребности избирательно относиться к условиям внешней среды (у каждого из нас разные потребности).

3. Потребность является выражением противоречия между субъектом потребности и средой, содержащей необходимые условия (предметы потребности) для его существования и развития.

4. Потребность побуждает к активной деятельности как способу разрешения указанного противоречия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.