Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и выполнение курсовых исследовательских проектов

Значение и задачи выполнения студентами курсовых проектов

References

1.URL: www.businessdictionary.com/definition/warranty-claim.html

2. URL: http://sales.uslegal.com/warranties/express/

 

Выполнение и оформление курсовых работ является чрезвычайно важным, обязательным и перспективным видом исследовательской деятельности студентов в системе высших педагогических учебных заведений. Организация и выполнение курсовых работ студентами факультета социально-педагогических технологий Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка представляет собой этап профессиональной подготовки социальных педагогов, который включает целый комплекс мероприятий, проводимых кафедрой социальной педагогики. Деятельность студентов организовывается таким образом, чтобы в творческом социально-педагогическом взаимодействии студента и преподавателя, основанном на научном познании актуальных социально-педагогических проблем, формировались профессиональные компетенции будущего социального педагога.

Курсовая работа – это один из видов самостоятельной творческой работы студента, она показывает уровень понимания студентом специфики своей профессии, характеризует его умение работать с научной информацией, определять цель работы и достигать ее осуществления.Курсовая работа представляет собой самостоятельное творческое учебно-научное исследование, в котором студент осуществляет полноценное социально-педагогическое исследование, включающее все обязательные этапы.

В учебном процессе проведению студентами курсовых исследовательских проектов предшествует изучение курса «Методология и методы социально-педагогического исследования», а также управляемая самостоятельная работа по учебным дисциплинам социально-педагогического содержания, нацеленная на процесс научного познания с представлением его оформленных результатов.

В процессе выполнения курсовой работы под научным руководством преподавателя студент приобретает знания, умения и навыки проведения научного исследования. К ним относятся:

- конкретизация и определение области своих научно-познавательных интересов в сфере выбранной профессии;

- определение информационного поля исследования, выделение актуальной для проведения исследования проблемы, определение степени ее разработанности в литературе и выбор аспекта, требующего теоретического изучения и практического решения;

- соотнесение перспектив исследования с реальными исследовательскими возможностями в рамках вузовского учебного процесса;

- разработка научного аппарата исследования;

- работа с литературными источниками и документами, поиск научной информации для определения теоретической базы практического исследования;

- определение цели исследования, постановка исследовательских задач, формулирование гипотетического умозаключения, на проверку которого направлено предполагаемое исследование;

- подготовка плана исследования и организация практической работы в соответствии с логикой исследовательской работы, построение своей экспериментальной научно-поисковой деятельности;

- организация и осуществление научного поиска, формулирование научных выводов, имеющих практическую значимость, разработка методических рекомендаций, имеющих значение для практических работников социальной сферы;

- оформление текста курсовой работы в удобной для восприятия форме в соответствии с выбранным видом научного исследования и требованиями кафедры;

- презентация выводов исследования в виде научного сообщения перед комиссией по защите курсовых работ и аудиторией студентов.

 

 

Организация работы над курсовым проектом начинается с того, что студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой о своем желании выполнять курсовую работу с выбранным руководителем. С помощью руководителя осуществляется выбор темы. На консультации руководитель дает задание на выполнение курсовой работы: отрабатывается план, поиск и сбор материалов, организуется выбор методики исследования. На последующих консультациях отрабатывается структура написания работы, систематизируются источники, формулируется авторское понимание темы.

В процессе консультации совместно со студентом определяется методологический аппарат исследования: цель и конкретные задачи исследования, объект и предмет. Цель – это переформулированная проблема. Формулирование цели ведет за собой выбор объекта исследования. Им может быть область педагогической деятельности социального педагога или носителя той или иной социальной проблемы (изучение личностных, индивидуально-психологических особенностей учащихся, изучение характера взаимоотношений, в семье, диагностика личности подростка и ее социальных связей). Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет исследования – часть, сторона объекта. Это те наиболее значительные с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предметом исследования может быть, например, эффективность социально-педагогической деятельности школы и семьи в том или ином направлении, условия для личностного развития ребенка, организация социально- педагогического взаимодействия и т.д.

Формулировка задач исследования, как правило, направлена на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть. Любое социально-педагогическое исследование строится на предварительных явно или неявно выраженных предрасположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Исследователь как бы пытается их предугадать и формулирует свои предположения в виде гипотезы. Истинность этих предположений подлежит проверке.

Новизна социально-педагогического исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая значимость заключается в создании концепции, подтверждении гипотезы, получении закономерности и модели выявления проблемы. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций по совершенствованию социально-педагогической деятельности; созданию социально-педагогических условий и т.п..

Логика научного поиска предполагает разработку методики исследования: комплекса теоретических и эмпирических методов, которые дают возможность исследовать объект и получить достоверную информацию.

Самым распространенным, естественным является метод наблюдения. Социальному педагогу необходимо наблюдать все аспекты внешних проявлений конкретных объектов наблюдения, а также правильно истолковывать социальную сущность явлений. Разработка программы наблюдения является обязательным этапом курсовой работы. Проведение систематического наблюдения в соответствии с программой и фиксация фактов - поступков, поведенческих реакций, высказываний помогает выявить особенности личности и возможные закономерности ее формирования, влияющие на возникновение социально-педагогической проблемы. Различают наблюдение включенное и невключенное – «со стороны», открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Выбор формы наблюдения зависит от цели и задач исследования, особенностей наблюдаемых и специфики ситуации наблюдения.

Несмотря на то, что наблюдение является доступным методом исследования, его результаты могут отражать не реальную картину исследования, а установки, интересы, психические состояния самого исследователя.В связи с этим, для получения объективных данных целесообразным является обязательное использование в курсовой работеметодов опроса: беседа, анкетирование, интервью, а также тестирования и других диагностических методов.

Результативность методов опроса зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, которые студент разрабатывает в соответствии с целью и задачами своего исследования. Тестовые методики, применяемые в социально-педагогическом исследовании должны быть стандартизированными, их применение следует согласовывать с научным руководителем.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся, документов. Документы подразделяются на личные безличные, официальные и неофициальные, например, социальные паспорта школы, класса, микрорайона, характеристики семей учащихся, планы работы социального педагога по разным направлениям деятельности и т. д.

Методика социально-педагогического исследования предполагает:

1. Информационный поиск - изучение научной социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования для выявления проблемы исследования, системного анализа объекта и предмета исследования.

2. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования и построение ориентировочного плана-проспекта курсовой работы.

3. Выбор методов исследования для изучения личностно-индивидуально-психологических особенностей детей, подростков, семьи, которые являются носителями социально-педагогической проблемы, путем наблюдения, опроса, анализа документов и продуктов деятельности, а также других более сложных методов и методик исследования.

Большое значение для исследования имеют результаты, полученные путем наблюдения за детьми в различных ситуациях. Необходимым также является изучение микросоциума, а именно:

- изучение особенностей семьи ребенка и ее воспитательного потенциала, состава семьи, жилищно-бытовых условий, материальной обеспеченности и характера взаимоотношений между членами семьи;

- выявление отклонений в поведении членов семьи (алкоголизм, наркомания); фактов, характеризующих отношение взрослых к детям, уровень педагогической культуры и воспитательный потенциал семь;

- особенности восприятия семьей интересов и увлечений детей, информационная осведомленность родителей;

- определение положения ребенка в коллективе сверстников (лидер, «середняк», «изгой»), в сфере неформального общения (тусовка, секция, кружок, клуб и т. д.);

- выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребенка и его положения в нем.

Особую роль в социально-педагогическом исследовании играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема социально-педагогической работы для выявления его социально-педагогической эффективности. Социально-педагогический эксперимент имеет черты педагогического и социологического исследования, изучает и выявляет причинно-следственные связи в педагогических и социальных явлениях. Социально-педагогический эксперимент проводится в естественных и лабораторных условиях, он может быть длительным и кратковременным.

Социально-педагогический эксперимент устанавливает реальное состояние деятельности в учреждениях образования, в органах опеки и попечительства, в приемных семьях, детских домах. Знание реального состояния деятельности помогает выявить и устранить недостатки, а также организовать помощь в преобразовании воспитательной работы этих учреждений. В рамках курсовой работы экспериментальное исследование, как правило, имеет форму пробного. Это связано с учебным характером курсового исследования и использованием лишь констатирующего эксперимента.

4. Проведение исследования, обработка и анализ результатов. Результаты обрабатываются как на качественном, так и на количественном уровне, подвергаются описанию, сравнению, классификации и количественному анализу.

5. Оформление результатов (курсовой работы)

Оформление курсовой работы – важный этап социально-педагогического исследования, поскольку именно оформленная рукопись, содержащая результаты теоретического, эмпирического и опытно-экспериментального исследования будет оцениваться на этапе апробации и защиты. Оформление результатов курсового исследования имеет ряд требований, которых следует придерживаться. Прежде всего, студентам, выполняющим оформление курсовой работы, необходимо осознавать, что социально-педагогическое исследование направлено одновременно на получение новых знаний и на создание в обществе неприятия любых видов насилия по отношению к детям. Следовательно, это должно найти отражение в тексте курсовой работы. Кроме того, социально-педагогическое исследование студентов – это квалифицированная помощь будущих социальных педагогов детям, взрослым, людям «группы риска» для проектирования и развития их социально ценной деятельности. В связи с эти, в рукописи курсовой работы должно найти отражение решение задачи разработки рекомендаций по совершенствованию социально-педагогической деятельности. Именно в этом проявляется единство исследовательской и преобразующей социально-педагогической деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Translate the sentences | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.