Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Риторика как наука. Ораторская речь




Задание 1. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставлении двух противоположных мыслей или образов), сформулируйте проблему выступления

.

Образец:

- Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и… - Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

 

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а…

2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а…. 3. Наука воздействует на наш разум, а… 4. Одним учеба доставляет радость, другим …. 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие ….

 

Задание 2. Продумайте начало выступления к следующим концовкам:

 

1. Правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; людским речам наполовину верь; кто про кого за глаза говорит, тот того боится; у кого что болит, тот о том и говорит; сперва подумай, а потом скажи; по речи узнают человека; слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

2. Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; слово – серебро, молчание – золото; говорить, не думая, что стрелять, не целясь; кто языком штурмует, немного навоюет.

 

Задание 3. Вызовите неподдельный интерес аудитории к одному названных предметов и явлений: миллиард, гламур, климат, диета, интернет.

 

Задание 4. Представьте себе, что вы ведете экскурсию по Москве, подражая Остапу Бендеру, Хлестакову, Манилову.

 

Задание 5. Завершите фразы:

 

Язык есть….

Настоящий оратор...

Успех – это…

Литературные нормы…

Эффективность общения – это…

 

Задание 6. Начните ваши ответы на поставленные вопросы самостоятельно найденными свидетельствами (ссылкой на авторитетное мнение, пословицей, афоризмом и т.д.).

 

Кому больше верить – книгам или жизни?

Какой возраст – лучшее время человеческой жизни?

Нужно ли стремиться к славе?

Хороша ли жизнь в постоянной радости? И что есть радость?

 

Задание 7. Сформулируйте ваше представление о современном идеале оратора.

 

Задание 8. Приведите примеры слабых и сильных аргументов. Что мешает воспринимать аргументы?

 

Задание 9. Выберите из предложенных афоризмов понравившееся вам высказывание. Подготовьте выступление, раскрывающее его смысл.

 

Когда у человека много свободного времени, он немногого достигает.

(Сюньцзы)

Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны.

(Эсхил)

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

(Софокл)

Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.

(Демокрит)

Если будешь любознательным, то будешь много знающим.

(Сократ)

Никто не становится хорошим человеком случайно.

(Платон)

Шутить надо для того. Чтобы совершать серьезные дела.

(Аристотель)

Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же умен и молчишь, то глупо.

(Теофраст)

Научись слушать – и ты смложешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо.

(Плутарх)

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

(Коко Шанель)

Если не знаешь, как поступить, поступай порядочно.

(N N)

Журналистика: искусство объяснять другим то. Чего сам не понимаешь.

(Алфред Чарлз Нортклиф)

Полуинтеллигент: Человек с высшим образованием, но без среднего.

(N N)

Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.

(Жан Кокто)

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.

(Иоганн Вольфганг Гете)

Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят, и тот, кто делает не больше того, что ему говорят.

(Эндрю Карнеги)

Если бы рекламодатели тратили на улучшение своей продукции те деньги, которые они тратят на рекламу, их продукция не нуждалась бы в рекламе.

(Уилл Роджерс)

Количество дураков уменьшается, но качество их растет.

(Михаил Генин)

 

Задание 10. Прочитайте образцы речей и проанализаруйте их по схеме риторического анализа.

 

Текст 1.Из «Краткого руководства к красноречию» (1747 г.)

1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи говорить и тем переклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.

2. К приобретению оного требуется пять следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук.

3. Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо остроумие и память, к получению сего искусства столь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно…

4. Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. Они должны быть, первое, кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учением, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам.

5. Изучению правил следует подражание авторов, в красноречии славных, которые учащимся едва не более нужны, чем самые лучшие правила.

6. Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении. От беспрестанного упражнения возросло красноречие древних великих ораторов.

(М.В.Ломоносов, 1711-1765 гг.)

 

Из Карачаровских записей

Никогда не думай о себе, о своих несчастьях. Как бы ни были велики эти несчастья. – всегда помни: кто-то несчастнее тебя! И никогда не любуйся собственными несчастьями. В этом и есть твердость духа...

Истинное горе долно быть молчаливою.

В чем смысл постигающих нас несчастий? Большим несчастьем испытывается человек… Постигшее несчастье или возвышает, или убивает…

Страшная судьба Гоголя: не мог видеть в людях добра, сам не был добрым. Хороши, трогательны у Гоголя только старосветские помещики. Все остальные – хари...

Толстой любил людей больше Достоевского. Умел жалеть, знал свои слабости…

Убить одного человека – преступление, карается законом. Убивать на войне, расстреливать, мучить, истреблять тысячи, миллионы жизней – подвиг, поощряется наградой. Но вот война-то и развратила всех, все соскочило с зарубок…»Убить человека что трубку выкурить2. и как, чем остановишь? Новой войной? Новыми преступлениями?

Ложь, ложь, ложь… ложь во всех позах, в смраде дыхания. Задыхаемся от смрада лжи… О, Господи!

(1962 г.)

 

А вот Чехов – светлая душа, и как любил, жалел людей,хотя и был «колючий». И ни капельки самообожания, лукавого мудрствования…

Слабый может быть очень жестоким. Жестокость есть признак слабости. Уверенному в своей силе зачем быть жестоким? Он милостив, доброжелателен, добродушен и добр.

Зло делать проще, потому так распространено зло….

 

И.С. Соколов-Микитов, 1892-1975 гг.)

 

Из речи «О четырех свободах»

 

В будущем, которое мы стремимся освободитбь от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека.

Первая из них – свобода слова где бы то ни было на свете.

Вторая – свобода религиозных культов везде и всюду на свете.

Третья – свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям. Означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете.

Четвертая свобода – это свобода от страха. которая, говоря теми же словами. Означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете.

(Ф.Д.Рузвельт, 1882 – 1945 гг.)

 

1. Охарактеризуйте стилистические особенности каждого текста-примера.

2. Выберите текст, наиболее близкий вам по его ценностным характеристикам. Сформулируйте свою позицию, выбор.

3. Составьте свой текст по принципу подражания образцу, но чтобы в подражании был личнчотный элемент.

 

 

Задание 11. Составьте рассужденпие на основе какого-либо знаменательного или характерного факта, взятого из прессы, и всесторонне прокомментируйте его.

 

Задание 12. Опровергните следующие утверждения:

 

1. Свобода слова нужна не всегда, и не всем ее надо предоставлять.

2.В науке, в производстве нужно делать ставку не на молодежь, а на более опытных людей, специалистов.

3.Уличные протесты – новая ступень в развитии гражданского общества.

 

Задание 13. Закончите высказывания, вложив в них актуальное содержание.

 

1. Не нужно доказывать,что…

2. Уже ни у кого не вызывает сомнений…

3. Стало уже аксиомой…

4. За последнее время всем надо ясно…

5. Стало уже признаком дурного тона…

 

Задание 14. Составьте рассуждение, используя все элементы структуры рассуждения.

 

1. О необходимости в наше время быть высообразованным человеком.

2. О торговой рекламе (в положительном или отрицательном ключе)

3. О жизни в современном мегаполисе или небольшом городке (по выбору).

 

Задание 15. Составьте план-конспект вашего выступления на тему:

1. «Экономический кризис и его последствия».

2. «Установление контакта с аудиторией».

3. «Проблема платного образования».

 

Задание 16. Выберите объект (тему), а затем опишите его вначале как целое, а затем по частям (разделам). Например:

 

Наш университет (школа, фирма)

Моя страна

Мой город, моя улица

Дом, в котором я живу

Портрет идеального (далеко не идеального) студента

Самое интересное хобби

 

Задание 17. Перечислите, какими качествами должны обладать:

-деловой человек

-политик

-журналист

-юрист

-врач

-артист

-летчик

Аргументируйте ваш ответ.

 

Задание 18. Прочитайте текст выступления Д.С.Лихачева на Съезде народных депутатов СССР в 1989г. Составьте тезрисный план текста.

 

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем болшинстве из них даже не было слоыва «культура». На самом Съезде слово «культура» было произнесено только на третий день.

Между тем без культуры в общественет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выцпоняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить экспрерименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

Низкая культура нашей страныотрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственн6ой работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять.

К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место.

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. В-третьих, состояние музеев, чочтояние образования, в первую очередь – среднего и начального, когда закладывается культура человека.

Начну с библиотек. Библиотеке важнее всего в культуре. Может не быть универсистетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами – культура не погибнет в такой стране. Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Санкт-Петербурге и в других городах горят, как свечи.Даже в главной библиотеке страны имени В.И.Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары. Сравните с библиотекой Конгресса в Соединенных Штатах. Что же говорить о сельских библиотеках? Районные библиотеки часто закрываются, потому что нужны их помещения для других целей.

Библиотечные работники, обращенные нгепосредственно к читателю, не имеют времени сами читать и знать книгу, журнал, ибо влачат полунищенское существование. Библиотеками сельских районов, которые должны быть главными авторитетами в селе, воспитывать людей, оеклмендовать книгу, - получают 80 рублей. Между тем Россия в Х1Х веке – вопреки мифу о ее якобы отсталости – была самой передовой библиотечной державой мира.

Теперь о музеях. Здесь аналогичная картина – допотопная человеку, - не администраторов, а реставраторов, хранителей, экскурсоводов – недопустимо низка. А они, именно они – настоящие энтузиасты, как и «низшие» библиотечные работники.

Мы облоадаем несметными музейными богатствами, несмотря на все распродажи, частично продолжающиеся и сейчас. Но положение памятников культуры низко, и мы вынуждены приглашать реставраторов из Польши, Болгарии и Финляндии, что обходится во много раз дороже.

Школы у нас – опять-таки та же картина и даже хуже. Детей и педагогов надо сейчас просто защищать. Учителя школ не имеют авторитета, не имеют времени пополнять свои знания. Я могу привести примеры, но не буду. Преподавание душится различными программами, имитирующими командно-административные методы прошлого, регламентирующими указаниями и низкого качества методики. Преподавание в средней школе – это прежде всего воспитание. Это творчество педагога, а творчество не может быть вне свободы. Оно требует свободы. Поэтому учитель должен вне программы иметь возможность рассказать ученикам о том, что он сам любит и ценит, прививать любовь к литературе, к иукусству и так далее.

Отмечу. Что сами ученики отмечают в нашей печати эти серьезные недостатки. Ученики в России были всегда властитетями дум молодежи. А нынешней учительнице не хватает средств к существованию и к тому, чтобы более или менее прилично одеться.

Вы скажете, откуда взять деньги, чтобы повышать уровеньжтзни людей, чьи профессии обращены к человеку, именно к человеку, а не к вещам. Я реалист. Рискуя нажить себе врагов среди многихсвоих товарищей. Скажу. Первое. Надо сократить – и очень решительно – чрезвычайно разросшийся и хорошо обеспеченный административный аппарат всех учреждений культуры и министерства. Пусть составители методичек сами преподают по своим методикам и выпоняют эти указания, пусть они охраняют памятники, пусть они водят экскурсии, то есть пусть работники министерств работают.

Музеям надо дать средства от доходов Интуриста, которые он порлучает от наших плохо сохраняемых культурных ценностей. Необходимо отчислять на культуру больше средств от сокращения военных расходов, от сокращения материальной помщи другим странам, помощи за счет средств нашего народа, о которой мы мало осведомлены.

Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране – неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой областиэкономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, продвинуть перестройку, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне.

Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальныхспоров, свидетельствуцющих о низкой культуре, зато будет н6ормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей.

Судьба Отечества в ваших руках, а она в опасности. Спасибо за внимание.

 

Задание 19. Прочитайте тексты о ментальности русских. Выскажите свое мнение. Согласитесь или опровергните точку зрения автора.

 

Отношение к улыбке в России слишком серьезное на взгляд европейца. Считается, что русские мало улыбаются, их лица в толпе сосредоточенны, хмуры, замкнуты. Это пугает тех, кто привык к легкой и ничему не обязывающей улыбке при любом контакте даже с незнакомым человеком. Особенно страдают от этого французы, даже больше, чем испанцы, американцы или немцы, что связано сих собственными национальными стереотипами поведения, правилами этикета.

Излишняя серьезность русских имеет свои причины. И не только потому, что долгие годы жизнь не давала им повода для улыбки. Эта черта характера, может быть, связана с природными условиями: ведь природа России гораздо более суровая, чем в Италии или Калифорнии, поэтому и люди более сдержанные. И если для американца естественное состояние «кип смайлинг», то для русского излишняя улыбчивость или веселость кажется подозрительной в смысле глупости, умственной неполноценности. В русском языке по этому поводу есть поговорки: «Смех без причины – первый признак дурачины», «Смешно дураку, что рот на боку». В ответ на бессмысленную улыбку они даже могут поинтересоваться: «Ты что улыбаешься, как дурак?»

Даже у детей есть дразнилки для человека с широкой улыбкой: «Рот до ушей,

хоть завязочки пришей».

Улыбка для русского человека выполняет иные функции, чем в других странах. Она обязательно должна быть осмысленной и иметь эмоциональные причины, она обязательно должна выражать чувства: сердечность, доверие, дружелюбие и гораздл реже – благодарность. К этикету русская улыбка не имеет никакого отношения. Иностранцы же воспринимают русские лица «сквозь очки своей культуры», в тесной связи с правилами этикета своей страны, причем не всегда благожелателдьно, наблюдая только форму – внешнее проявление человеческой мимики, но не задумываясь о ее смысле.

Представляется очень показательной в этом смысле цитата из известного русского современного романа, где в беседе с симпатичной русской девушкой англичанин оценивает ее внешность. Лицо девушки его «зацепило», но он в чем-то чувствует его необычность: «За все время девушка ни разу не улыбнулась. И если судить по жесткому рисунку рта, она вряд ли вообще когда-нибудь развигает губы в улыбке. Правда, Фандорин (англичанин) читал в одной статье, что средний русский за свою жизнь улыбается в три с половиной раза реже среднего европейца, не говоря уже о вечно скалящихся американцах. В той же статье было написано, что русская угрюмость вызвана иным поведенческим этикетом – меньшей приветливоситью и ослабленной социальной ролью вежливости. Однако Николас не видел большого греха в том, что улыбка в России не утратила своего первоначального смысла и не превратилась в пустую, ничего не значащую гримасу… Если русский улыбается, стало быть, ему в самом деле весело или собеседник ему действительно нравится. А если улыбаемся мы с вами, это всего лишь означает, что мы не стесняемся своего дантиста».

Русские не просто скупы на улыбки, но более того: у них не принято улыбаться на улице незнакомым людям. Это может рассматриваться как нарушение правил приличного поведения, как вызов или как нгасмешка над тем, что у вас какой-то непорядок в одежде, или даже как откровенный сексуальный призыав, что не очень-то приветствуется в России. Если вы хотите как-то выразить свою приветливость и риасположение, то для этого в русском эхтикете предусмотрены другие средства: выражение лица и глаз, особые интонации, слова и выражения.

Конечно, такой стереотип поведения идет вразрез с традициями многих стран, и сами русские это тоже понимают. Говорят, что теперь в России на курсах по менеджменту молодых людей специально учат «американской улыбке» - широкой, открытой и оптимистичной. Но такое обучение ощущается некоторыми как насилие над свое природой, потому что улыбка «из вежливости» для них что-то искусственное, а стало быть, фальшивое. Для русского сознания «Лицемерие и ложь – одно и то ж», и более того: «Что лживо – то гнило».

Вежливая улыбка пока еще не стала привычной для россиян.

 

Итак,

сравнение российской и западной ментальности показало, что для российского массового сознания характерна не практическая, а скорее гуманитарная направленность. В нем преобладает интерес к проблемам личности и ее развития, исторические сюжеты, проблемы творчества, интерес к политике и отношениям людей в социуме.

Западный менталитет более рационален: для него важнее «здравый смысл», логика, проблемы социального устройства с акцентом на «терпимость» (толерантность), «равенство», «право», политические институты и т.д. Российское сознание более идеологизировано: в нем чаще используются термины «мировоззрение», «мировосприятие», «отношения между людьми» и т.п. Традиционные социальные установки в сознании русского человека влияя\ют на формирование как его привлекательных качеств, так и недостатков.

Привлекательны, с одной стороны, его гостеприимство, открытость, исренность, дух товарищества и взаимопомощи, готовность помочь другому в беде, способность пожертвовать собой и своими интересами во имя любви и дружбы, доверчивость, терпеливость, миролюбие и незлопамятность.

Человек, близко знакомый с русской культурой и с русскими, друживший с ними, навсегда проникается симпатией к ним. И более того, может измениться под их влиянием. Подмечено многими, что находясь под влиянием и в окружении русских, «западный» человек со временем делается более добродушным, более спокойным по отношению к карьере и успеху, более «широким» и свободным по духу, менее мелочным и суетливым в достижении материальных целей.

В этом признаются сами европейцы, которые после нескольких лет разлуки с родиной вынуждены, как это ни парадоксально звучит, вновь «ломать» себя, возвращаясь к европейским порядкам, образу жизни и характеру межчеловеческих отношений.

Однако, с другой стороны, русским свойственны непрактичность, легкомыслие в серьезных вопросах, неритмичность в труде, недостаток практицизма и того, что европейцы называют «здравым смыслом», не вполне развитое чувство собственности и – как результат – неразличение своего и чужого, неумение выстраивать планы и перспективы на будущее и затем методично и неуклонно реализовывать их, недисциплинированность, неспособность надолго сосредоточиться на чем-то одном, недостаток истинного профессионализма, который часто выражается не столько в «незнании», сколько в неумении спокойно (автоматически) исполнять свои профессиональные обязанности, слишком «личное» и эмоциональное отношении ко всему на свете, безответсвенная надежда на «авось», на «чудо», на то, что «пронесет» или «кривая вывезет»… А помимо этого – любовь к «зеленому змию» и буйным празднествам, излишняя субъективность и личностный подход ко всему, желание найти виноватого и свалить на него проблемы в трудной жизненной ситуации – все эти качества усложняют отношения русских с другими людьми.

Они плохо сказываются на деловой репутации, создают не просто отрицательный образ, а расхожее мнение, что русские – «обломовы» и «ненадежные партнеры в бизнесе».

Это, однако, не совсем справедливо. Конечно, русских трудно назвать народом, ретивым в зарабатывании или экономии денег. Им чужда муравьиная хлопотливость, они трудолюбивы, что называется в меру. Скромные деловые качества русских ими самими не скрываются и, более того, даже демонстрируются со всей русской откровенностью и искренностью, высмеиваются ими самими в анекдотах. Но все это только до того момента, пока русские не увлечены делом. И если дело им интересно, если вы сможете увлечь их перспективами, да еще если между вами сложились олверительные и дружеские отношения, то вы не найдете лучшего партнера в любой сфере деятельности. (А.В.Сергеева)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.