Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль эффективности управления пакетами акций в уставных капиталах обществ и товариществ и контроль отчуждения государственного и муниципального имущества




Применяемые Счетной палатой методы контроля эффективности управления пакетами акций, долями (паями) в уставных капита­лах хозяйственных обществ и товариществ зависят от степени уча­стия государства и муниципального образования. При этом выделяются хозяйственные общества и товарищества с долей участия государства 100%, с долей участия государства более 50%, с долей участия от 25 до 50%, с долей уча­стия менее 25% и с использованием специального права «золотая акция».

Данный вид контроля включает в себя:

- экспертизу учредительных и уставных документов;

- контроль изменений уставов и уставных капиталов;

- анализ ведения реестра акционеров;

- контроль деятельности представителей государства в орга­нах управления;

- контроль эффективности и целесообразности учредитель­ской деятельности и кредитной политики;

- оценку текущего финансового состояния АО по результатам анализа финансовой отчетности, расшифровок к ней, справок и других материалов, представляемых руководителями предприятий и представителями РФ в органах управления акционерных об­ществ;

- оценку эффективности использования имущества предпри­ятиями;

- контроль выполнения утверждаемых органа­ми исполнительной власти показателей экономической эффективно­сти деятельности АО;

- контроль распределения прибыли, начисления и перечис­ления дивидендов на долю участия в соответственный бюджет;

- внесение предложений по совершенствованию управления АО, о реорганизации предприятий, их ликвидации или продаже пакетов акций.

Функции контроля в процессе управления государственными или муниципальными до­лями (пакетами акций) в акционерных обществах имеют следующие отличия:

- необходимость разработки стандартов эффективного управления в условиях большого количества и большого раз­нообразия объектов управления;

- необходимость разработки и осуществления мер воздействия на собственника приватизированного пакета акций, принявше­го на себя инвестиционные и (или) социальные обязательства;

- необходимость осуществления контроля над соблюдением прав акционеров, в первую очередь миноритарных.

Особое внимание уделяется контролю эффективности и целе­сообразности деятельности дочерних и зависимых обществ, в том числе, над передачей активов головного общества на их баланс, внекон­курсным переоформлением лицензий на недропользование, форми­рованием и распределением прибыли, начислением и перечислением дивидендов на долю участия головного общества.

Реализуемая в России модель приватизации так называемых вертикально-интегрированных компаний предполагает самостоятель­ную приватизацию дочерних обществ с последующим внесением, как правило, контрольного пакета акций в уставный капитал голов­ной компании. Это создает объективные предпосылки для действий, направленных на уменьшение как доли уставного капитала, контро­лируемого государством, так и рыночной стоимости активов, приходящихся на государственный пакет акций.

Порядок осуществления контроля в процессе управления

Для осуществления контроля над деятельностью АО, более 50% акций которых находятся в федеральной или муниципальной собственности, орга­ны исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) обязаны ежегодно:

- утверждать по согласованию с Минэкономразвития или с соответственным органом муниципального образования показатели экономической эффективности деятельности АО;

- проводить анализ эффективности предприятий с привлечением, при необходимости, специализированных организаций;

- определять рекомендуемый размер дивидендов для голосова­ния в установленном порядке представителей орга­нов исполнительной власти в органах управления указанных обществ;

- направлять в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или в соответственные органы муниципального образования информацию о результатах анали­за эффективности деятельности акционерных обществ для обобщения.

Возмездное отчуждение государственного имущества в пользу юри­дических и физических лиц (приватизацию) следует рассматривать как один из элементов единой государственной политики по управ­лению государственным и муниципальным имуществом. В ходе контрольных мероприятий по приватизационным решени­ям определяется, насколько приватизация того или иного предприятия соответствует краткосрочным и долгосрочным интересам государства и муниципального образования.

Ключевым критерием при решении вопроса о целесообразности проведения приватизации конкретных объектов является общее со­стояние экономики. Именно им определяется выбор одного из двух решений: получить разовый доход от продажи предприятия (пакета акций) или сохранить его в качестве постоянного (возобновляемого) источника доходов федерального бюджета.

При определении целесообразности приватизации объектов государственной и муниципальной собственности принимается во внимание и необходимость сокращения расходов государства и муниципального образования по содержанию неэффективных, а также стратегически (социально) не значимых предприятий. Контроль над эффективностью и целесообразностью распоряжения государственной и муниципальной собственностью должен предусматривать дифференци­рованный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необ­ходимости соблюдения баланса между потоками инвестиций, на­правляемых на развитие предприятий, и объемами средств, посту­пающих в государственный и муниципальный бюджеты от продажи предприятий.

Контроль над распоряжением государственной и муниципальной собственности, в пер­вую очередь, включает:

- проведение проверок целесообразности и за­конности принятия решений об отчуждении государственного и муниципального имущества;

- соблюдения органами приватизации предусмотренных зако­нодательством процедур подготовки и проведении продаж феде­ральной и муниципальной собственности, в том числе, проведения предпродажной под­готовки (аудит, определение начальной цены продажи независимым оценщиком и др.).

Данный вид контроля включает в себя следующие элементы.

1. Проверку соблюдения процедур формирования и утверждения ежегодного прогнозного плана (программы) приватизации федераль­ного и муниципального имущества.

2. Проверку определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, наличия акта инвентаризации с расчетом балансовой стоимости активов или све­дений о размере уставного капитала, аудиторского заключения и до­кументов, подтверждающих права унитарного предприятия на зе­мельные участки.

3. Контроль над установлением нормативной и начальной цен при­ватизируемого имущества.

4. Проверку соответствия применяемых способов приватизации действующему законодательству.

5. Проверку соответствия содержания информационного сообще­ния о продаже государственного имущества требованиям законода­тельства и реальному состоянию активов приватизируемого пред­приятия.

6. Контроль над отчуждением земельных участков, прежде всего с точки зрения соблюдения установленных ограничений и установле­ния цены выкупа земельного участка.

7. Проверку соблюдения установленных обременений приватизи­руемого федерального и муниципального имущества.

8. Проверку соответствия договоров купли-продажи приватизи­руемого имущества действующему законодательству.

9. Анализ соблюдения обязательств покупателями приватизируе­мого имущества.

Одним из существенных элементов государственного контроля над распоряжением государственным и муниципальным имуществом является контроль над по­ступлением в федеральный бюджет денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи государственного и муниципаль­ного имущества. Согласно Бюджетному кодексу РФ средства, полученные от про­дажи государственного имущества, подлежат зачислению в феде­ральный бюджет в полном объеме и являются источниками финан­сирования федерального бюджета.

2.6.4.Организация инвентаризации, ведение учёта и регистрация прав собственности

Для государственного контроля над недвижимостью в 20-е годы прошлого века были созданы органы технической инвентаризации, чаще всего называемые бюро технической инвентаризации, или БТИ. Эти организации существуют до сих пор и продолжают свою деятельность, хотя система правовых отношений и государственного регулирования в сфере недвижимости кардинально изменилась.

Для проведения земельной реформы в 1991 году был создан комитет по земельным ресурсам и земельной реформе (земельный комитет). Комитет начал выдавать первые свидетельства о праве собственности на землю и инвентаризировать земельные участки. Земельный комитет, очевидно, был неудачным порождением административной системы. Было бы разумнее расширить функции органов инвентаризации и поручить им инвентаризацию и формирование новых земельных участков. Однако вместо этого создали новую организацию, вокруг которой с тех пор возникает множество вопросов и споров со стороны муниципалитетов и градостроителей, со стороны картографов, со стороны бюро технической инвентаризации, со стороны землеме­ров и оценщиков недвижимости.

В 1997 году в Российской Федерации появилась единая система реги­страции прав на объекты недвижимого имущества. Единая система регистрации прав получает сведения об объекте недвижимости от органов инвентаризации, поэтому со стороны регистрации прав также существуют вопросы в отношении инвентаризаци­онной системы. Административная реформа 2004 года породила фе­деральное агентство кадастра объектов недвижимости. С тех пор прошло более двух лет, но инвентаризация недвижимости так и не объединена, и трудно сказать, когда такое объединение про­изойдет.

Требование регистрации прав, возникающих на объекты не­движимого имущества, впервые появилось в статье 131 Граждан­ского кодекса (часть первая), принятого в 1994 году. Именно с этого момента в законодательство Российской Федерации вер­нулось понятие недвижимость. Государственной регистрации подлежало право собственно­сти, право хозяйственного ведения, право оперативного управ­ления, право пожизненно наследуемого владения, право посто­янного пользования, ипотека, сервитуты и иные права, предус­мотренные законом. Федеральный закон о регистрации, регулирующий процесс регистрации прав на недвижимость, 122-ФЗ «О государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был принят 21 июля 1997 года и начал действовать с 1 фев­раля 1998 года.

Для осуществления процесса регистрации прав на недвижи­мость были созданы учреждения юстиции. Первоначально орга­ны регистрации были организованы субъектами Российской Федерации. Но после административной реформы 2004 года, региональные органы регистрации права были преобразованы в территориальные органы Федеральной регистрационной службы, подчиненной Министерству юстиции Российской Фе­дерации.

Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) были приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219.

Для каждого объекта недвижимости в ЕГРП заводится раз­дел. Раздел состоит из трех подразделов:

- подраздел I — описание объекта недвижимости,

- подраздел II — записи о праве собственности и об иных вещ­ных правах на объект недвижимого имущества,

- подраздел III — записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект не­движимости.

Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимо­сти, составленное на основании документов, подготовленных органами технической инвентаризации или кадастрового учета. Указывается адрес объекта недвижимости и идентифицирующие объект номера учета. В минимальном объеме указываются раз­мерные характеристики объекта и определенные документами условия его использования.

Подраздел II заполняется записями, формируемыми на ос­новании правоустанавливающих документов: договоров приватизации, договоров купли-продажи, документов о передаче в оперативное управление или в хозяйственное ведение, передаче в пожизненно наследуемое владение или в постоянное пользование. Некоторые из указанных видов прав существовали в комму­нистическом периоде, где они частично заменяли ликвидиро­ванное право собственности. Это пожизненно наследуемое вла­дение для граждан и постоянное пользование для юридических лиц. Как ранее возникшие, такие права могут существовать до настоящего времени.

Подраздел III состоит из специальных частей для регистра­ции аренды, ипотеки, сервитутов, сделок, арестов и прочих пра­вовых и экономических ограничений, возникающих в отноше­нии объекта недвижимости.

Сегодня территория Российской Федерации разделена на ре­гистрационные округа. Регистрационные округа, как правило, совпадают с границами субъектов Российской Федерации, но могут объединять несколько субъектов одном округе, напри­мер, как город Санкт-Петербург и Петербургская (Ленинградс­кая) область. В каждом регистрационном округе образованы уп­равления Федеральной регистрационной службы. В основном регистрацией прав занимаются территориальные отделы управ­лений. На особенно важные объекты или объекта, расположен­ные в нескольких районах, право регистрируется в централь­ных аппаратах Управлений Федеральной регистрационной службы.

Особенности регистрации прав собственности муниципального образования

К муниципальному образованию, несомненно, относится участок территории страны, на котором расположен муниципа­литет. Регистрация права на территорию, современное законо­дательство не предусматривает. Объектом права на территорию для Гражданского Кодекса Российской Федерации является только земельный участок. Аналогично улицы, переулки, дороги, проходы и проезды вряд ли могут рассматриваться как объекты подлежащих госу­дарственной регистрации вещественных прав, хоты в отдельных случаях может возникнуть необходимость зарегистрировать их как собственность муниципалитета, но такой случай надо рас­сматривать как некоторое исключение.

Муниципальное право возникает на земельный участок, на­ходящий под муниципальным предприятием или используемый муниципальным предприятием для своей деятельности. Такое право может быть оформлено для предприятия как юридическо­го лица или для самого муниципалитета, который также являет­ся юридическим лицом.

Муниципалитету также могут принадлежать многочисленные надземные и подземные коммуникации. Они могут быть распо­ложены территории муниципалитета, а также вне его террито­рии. С подземными коммуникациями могут возникать пробле­мы указания ее параметров, а именно, очень часто место распо­ложения коммуникации известно очень неточно. Эта неточность вызывает трудности не только для регистрации права, она созда­ет большие сложности для обслуживания комму­никации и для строительства, происходящего вблизи коммуни­кации.

Регистрация прав собственности на коммуникацию, с кото­рой могут быть также связаны определенные права сервитута, и Российской Федерации не распространено. После советского периода истории страны коммуникации находятся на балансе обслуживающих организаций (суррогат права собственности со­ветского периода) или значительно реже на коммуникацию мо­жет быть оформлено право собственности таких организаций.

Право собственности муниципалитета распространяется на муниципальные предприятия, и должно быть на та­кие предприятия зарегистрировано. В действительности такое право регистрируется не часто, это связано с тем, что сама регистрация права собственности на предприятия законодательством продумана очень слабо. Вместо права на муниципальное предприятие муниципалитет может зарегистрировать право на объекты недвижимости, входящие в данное предприятие, имеются в виду земельные участки, здания и сооружения, входящие в состав или используемые данным муниципальным предприятием.

Таким же образом право собственности муниципалитета должно быть зарегистрировано на общественные объекты, социальные объекты и объекты культуры, расположенные на терри­тории муниципального образования. Регистрация прав собственности и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества происходит для муниципали­тетов по той же схеме, как регистрации вещных прав юридичес­ки лиц.

Сначала необходимо произвести инвентаризацию объекта недвижимого имущества. Затем, необходимо собрать пакет документов, которые необходим для идентификации юридического лица, являюще­гося субъектом права. Проблемы могут возникнуть для муниципалитета с правоус­танавливающими документами. Для объектов, возведенных и недавнее время, такие документы есть, застройщик после завер­шения строительства документально передает объект или его части муниципалитету. Сложнее с объектами, возведенными и советский период. В те времена, правоустанавливающие документы либо не выдавались, либо за давностью времени были утеряны, либо были похищены, либо составлены очень плохо, по этому далеко не всегда удается найти правоустанавливающий документ, который может устроить юридически формально ра­ботающих регистраторов прав на недвижимость.

Определенную помощь в процессе регистрации прав могут оказать муниципалитету риелторские организации, которые по роду своей работы часто общаются с органом регистрации прав и знают многие особенности его работы. Однако, к сожалению, услуги риелторских компаний достаточно дороги и не всегда учтены в сметах и бюджетных планах, по которым живут муниципалитеты.

 

Вопросы и задания:

1. Каким федеральные органы управления РФ осуществляют внутренний и внешний контроль над распоряжением государственной собственностью и её использованием?

2. Перечислите контрольные функции Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

3. Назовите принципы внутреннего и внешнего контроля над распоряжением государственной собственностью и её использованием

  1. Перечислите функции органов, осуществляющих внешний контроль эффективности использования и распоряжения государственного и муниципального имущества.
  2. Как организован контроль эффективности управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями?
  3. Каковы особенности контроля над управлением пакетами акций, долями (паями) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ.
  4. Как осуществляется контроль над распоряжением государственной и муниципальной собственности?
  5. Определите сущность и назначение инвентаризации, ве­дения реестра и регистрации прав собственности.
  6. Каковы особенности регистрации прав собственности муниципального образования?



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.