Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагог Рачинский С. А




Выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в с. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии. Выходец из дворянской семьи, мать его, родная сестра известного поэта Е. А. Баратынского, воспитала в нем огромную любовь к Родине и русскому народу. В 15 лет отлично владеет немецким, английским, французским и латинским языками. Через год С. А. Рачинский начал обучение сначала на медицинском факультете Московского университета, а затем (со второго курса) перешел на естественное отделение и в 1863 г. окончил его кандидатом. Осенью 1856 г. выехал в Германию для продолжения научной подготовки по специальности (ботаника). Во время пребывания за границей (1856-1858 гг.) С. А. Рачинский заинтересовался немецкой философией (Г. Гегель, И. Фихте и др.), прослушал в Берлинском университете курс лекций по философии. Кроме занятий по ботанике в Берлинском и Йенском университетах он увлекался музыкой, в Веймаре сблизился с компо­зитором и пианистом Ф. Листом, который высоко оценил музыкальные способности С. А. Рачинского. В Германии близко сошелся с не­мецким писателем П. Гейзе, а историк философии К. Фишер посоветовал С. А. Рачинскому посвятить себя философии. Поэтическое дарова­ние С. А. Рачинского проявилось в сочинении немецких песенок, он перевел на немецкий язык "Семейную хронику" С. Т. Аксакова.

В 1858 г. С. А. Рачинский вернулся в Москву, и защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и занял в Московском университете кафедру ботаники (физиологии растений) в качестве экстраординарного профессора. Через восемь лет он защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и стал ординарным профессором ботаники. Зимой 1867 г. в совете университета произошел раскол между молодыми и старыми профессорами по поводу нарушения университетской автономии при перевыборах на новый срок профессора полицейского права В. Н. Лешкова. В знак протеста в 1868 г. С. А. Рачинский подал прошение об отставке. В Москве С. А. Рачинский часто посещал Л. Н. Толстого.

В 1872 г. С. А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве, где он обрел свое новое призвание – сельского учителя, проповедующего в детской среде идеи трезвости. В 1874 г. по проекту Рачинского и при его содействии построено новое школьное здание, в котором он более четверти века жил и учительствовал.

Чтобы хоть как-то противостоять пьяному разгулу взрослых на селе, директор школы С. А. Рачинский в 1875 г. наряду с преподаванием учебных предметов, стал проводить с учащимися беседы о вреде употребления детьми алкогольных изделий. Но однажды, увидев в луже ученика своей школы в пьяном состоянии, он приходит к выводу о необходимости организации ученического общества трезвости. С. А. Рачинский был глубоко уверен, что в это общество должны войти и педагоги, которые своим личным примером будут убеждать школьников в необходимости соблюдения трезвости. Поэтому 5 июля 1882 г. он совместно с 30 учащимися дал обещание не употреблять алкоголь в течение одного года и основал в России первое ученическое общество трезвости, в кото­рое затем стал вовлекать родителей учащихся, учителей других школ и крестьян близлежащих деревень. Обет трезвости соблюдал­ся членами этого общества свыше 20 лет. Результатом педагоги­ческих поисков по антиалкогольному воспитанию школьников стали статьи и брошюры. Это такие, как: "Письма к воспитанникам Казан­ской учительской семинарии" (1890 г.), "По поводу обществ трез­вости" (1890 г.), "Из записок сельского учителя" (1898 г.), "Открытое письмо" (1898 г.) и "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" (1899 г.). В 1899 г. Рачинскому назначена пенсия, которую он перечислял на постройку второй новой школы. 2 мая 1902 г. сельский учитель, директор школы, профессор С. А. Рачинский умер за рабочим столом. О нем и его антиалкогольной деятельности писали: Георгиевский В. Т., Горбов Н. М., Горев М., Мироносецкий П. П., Мордвинов А. И., Танаевский С. и Энгельгард Н.

По словам самого С. А. Рачинского, его 16-летняя трезвенная деятельность имела определенный успех. "...Из всех учителей, воспитанных мною (около 40), только одного не удалось мне оградить от винопития". К 1898 г. общество трезвости в с. Татеве насчитывало 1018 человек.

Одной из форм общения с местными священниками и воспитанниками духовных учебных заведений С. А. Рачинский избрал письма, которые, как он сам заметил, пишутся "под впечатлением минуты". "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" написаны автором давно. По сути в них Рачинский описал содержание и отдельные элементы методики антиалкогольного воспитания учащихся. Всего в сборнике 36 писем. К сожалению, "утрачено одно письмо, именно первое, служившее как бы предисловием к прочим", - пишет С. А. Рачинский. Если говорить о содержании писем, то во 2-ом автор рассуждает о причинах первого употребления учащимися духовного училища алкоголя, о необходимости личного примера в соблюдении трезвости со стороны преподавателей училища, священников и пастырей. "Ибо алкоголизм, привитый в детстве, упорен и едва победим. (...) Трезвость, - отмечает С. А. Рачинский, - еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания. (...) Поэтому обращаюсь именно к вам. Пьянство каждого отдельного священника – тяжелый крест для его прихода. Пьянство же пастыреучителя, - а таковым будет почти каждый из вас – ужасно, ибо последствия его в жизни целых поколений будущих пастырей – наисчислимы".

В 3-м письме автор указывает на то, как происходит становление духовного пьяницы. "Привозят в духовное училище мальчика из деревенской глуши. Дома он не пил, отца своего не видал пьяным.

Внимание его тотчас напряженно устремляется на учителей - этих распорядителей его будущею судьбою. Все они люди прекрас­ные. (...) Особенно хорош один из учителей - молодой, веселый, ласковый. (...) По вечерам он ходит в большой вечно освещенный дом, самый красивый на улице, в котором господа играют в кар­ты и веселятся. Часто его приводят оттуда шатающимся, полусон­ным, но на другой день он опять весел, только немного бледен... (..)/ Веселая эта жизнь, она должна предстоять и нам... Но почему же не попробовать этого веселья и теперь? (...) И он пробу­ет. Первая рюмка водки его приводит в совершенное опьянение, возбуждает в ним никогда не испытанныя радостныя грезы, и эта первая рюмка решает его судьбу. Впредь он не упустит случая доставить себе это смутное наслаждение, - и поступает он в семинарию с укоренявшимся уже позывом к спиртным напиткам и шесть лет сряду беспрестанно удовлетворяет ему. Позыв превра­щается в привычку, а привычка в потребность, властную, непо­бедимую".

В 4-ом письме С. А. Рачинский пишет о возрожде­нии духовенства на более высокой нравственной основе.

В 5-ом письме указывается негативное влияние алкоголя на волю и характер мододых священников.

В 6-ом письме рассматриваются причины неудовлетворительной христианской пропаганды среди мусульман. "Да будет мне позволено указать на одну из этих причин, несомненно, очевидную. Всякий искренний мусульманин абсолютно трезв. Му­сульманский мир избавлен от одного из позорнейших бичей мира христианского. Пьянство христиан для мусульман - постоянный соблазн, не только потому, что оно есть нарушение вросшей в их плоть и кровь заповеди пророка, но прежде всего потому, что оно влечет за собою, на каждом шагу наглое, отвратительное на­рушение тех заповедей Христовых, который у нас на устах. Пока жизнь мусульман, домашняя, ежедневная, остается благообразнее и чище, чем жизнь соседей-христиан, ни о какой успешной пропа­ганде мы мечтать не в праве".

О недопустимости употребления христианами и священниками спиртных изделий рассуждает в 7-ом письме автор.

В следующем письме С. А. Рачинский говорит о роли личного примера учителя в соблюдении трезвости на совер­шенствование его физической и духовной красоты. В этой связи автор пишет следующее: "И вот начал, я с самого малаго, с самаго близкаго. Никогда не был я пьяницею. Надеюсь, что не пьяница и вы. Но, ведь, этого мало. В осторожном употреблении вина нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая кра­сота, ибо оно ободряет других, дает им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющаго в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи".

В 9-ом письме С. А. Рачинский пишет о смирении, как о средстве предупреждения пьянства среди "пастырей и пасо­мых".

О помощи священника в проведении уроков по Закону Божьему, о причинах нежелания его помочь в этом сельскому учителю раз­мышляет в 10-ом письме автор. "Что же мешает священникам исполнять самую прямую, самую естественную из своих обязанностей, когда за исполнение ея они притом получают доба­вочное вознаграждение? - задает вопрос автор. - В огромном большинства случаев не что иное, как пьянство: нельзя и винить священников за то, что пьяными являться в школу они избегают; да и на другой день после попойки человеку не до учения.

Но есть и священники, которые приходят в школу пьяными, совершенно неспособными давать уроки: кричат, шумят, пугают детей... Не могу выразить вам всего, что выстрадал я в течение моей школьной деятельности от подобных священников..."

В 11-ом письме автор пишет о необходимости правильно и красочно совершать священником божественную службу. Во многом, по мнению С. А. Рачинского, это обусловлено абсолют­ной трезвостью данного священника.

О роли трезвости священника во "внебогослужебных собеседо­ваниях" говорится в 12-ом письме. "Не верьте тем лицемерам, - пишет автор, - которые говорят и печатают, будто крестьяне оскорбляются отказом священника от рюмки водки. Оскорбиться они могут разве предпочтением одного дома другим...

О, если бы вы знали, с какою радостию, с какою любовию, с каким благоговением встречается людьми простыми священник со­вершенно трезвый, произносящий в каждом доме слово назидания самое неизбежное, самое простое - столь простое, что он не решился бы произнести его в церкви".

О необходимости нравственного усовершенствования монахов, абсолютной их трезвости говорится в 13-ом письме.

В следующем письме С. А. Рачинский пишет о том, что следует соблюдать трезвость и учащимся, и родителям, и взрослым, и духовным лицам в силу отрицательного воздействия алкоголя на волю людей. "Вот почему я предлагаю срочные обеты трезвости, периодически возобновляемые: за человеком для того, чтобы окрепла его воля...".

В 15-ом письме автор пишет о формальном отношении к созданию и организации деятельности в приходах, о причинах возникновения лжи у учащихся, педагогов и священников.

О миссионерской и антиалкогольной деятельности генерала Бутса и его "армии спасения" пишет в очередном письме автор.

О предрассудке по поводу того, что алкоголь согревает, ведет свое рассуждение, опираясь на материалы проф. Тиндаля и доктора Алексеева, в 17-ом письме С. А. Рачинский.

В 18-ом письме С. А. Рачинский пишет о воспитании трезвости у духовного юношества.

О влиянии алкогольной привычки на свободу человека рассуждает автор в очередном письме.

Из всех пут – самые тяжелые и цепкие – наши привычки... Сюда прежде всего относится искусственная потребность в спиртных изделиях. Ибо эта привычка не только есть порабощение неестественному позыву, но вместе с тем источник постепенного ослабления, глубокого извращения воли, - свободною же может быть только воля здоровая и сильная".

Об организации при сельских школах общежитий и подготовке для работы в них трезвенных воспитателей рассуждает в 20-м письме автор. О назареях и их обетах в следующем письме. О своем Татевском обществе трезвости, о вынужденном обете трезвости, который дал батюшка из соседней епархии, сообщает в очередном письме С. А. Рачинский. О суеверии в прогресс, о бесправии детей в семьях, в которых родители употребляют алкоголь, о роли личного примера в соблюдении трезвости при вовлечении прихожан в общество трезвости, о существующей роковой взаимосвязи между пьянством и ложью, о работе Татевского общества трезвости пишет в письмах С. А. Рачинский.

В 29-ом письме автор не согласен с бытующем в народе мнением, что привычка к вину является невинной привычкой. "Она еще в большей мере, - отмечает Рачинский, - есть привычка моральная, привычка к приятному возбуждению ума при усыплении совести – собеседника докучного, ибо он правдив. (...). Теряется интерес и способность ко всякому серьезному чтению, ко всякому художественному творчеству, ко всякому трезвому делу. Ум отказывается переварить какую-либо истину без пряной приправы. Наконец, приправа эта становится критерием истины. Дело заменяется красным словцом. Человек становится старым ребенком, не могущим жить без забавы. Корень этого расслабления в девяти случаях из десяти есть вино".

О взаимосвязи пьянства и преступлений, о преимуществах трезвости людей для финансовых органов, о реформе содержания церковной жизни, о влиянии водки на вырождение, на завоевание европейцами коренных племен Африки, о необходимости соблюдения трезвости церковными певцами, о необходимости соблюдения трезвости в молодости, о значении этих писем для духовного юношества пишет С. А. Рачинский.

Из сборника писем мы видим, что формирование трезвости у учащихся духовных училищ, духовных семинарий, духовных акаде­мий, в понимании автора, может проходить только лишь на религи­озной основе.

Уже в 1905 г. в журнале "Трезвая жизнь" был предложен один из первых вариантов гимна трезвости. В первой Российской Сергиевской школе трезвости был тоже свой гимн трезвости, со­держание которого мы приводим:

"Слышите-ль, братья, вы вздохи и стоны?

Слышите-ль зов удрученных семей?

Гибнут под властью вина миллионы

Честных, но слабых людей.

Припев: Встаньте на дело, прекрасное дело!

Что нам насмешки? Сомкнитесь дружней!

Бог нам поможет, идемте лишь смело;

Ждет нас заря лучших дней!

Бедные дети тревог и печали!

Ваша молитва до Бога дошла

Трезвости чистой несем мы скрижали

В царство порока и зла.

Припев:"

Литература:

Кривоногов В. П., Трофимов О. И, Трезвость - наше оружие. - Абакан: ВДОБТ, 1989. - 53 с.

Лапицкий Ф. Г., Сидоров П. И. Что такое "хорошо?" Что такое "плохо?" - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1987. – 3 с.

Лисицин Ю. П., Сидоров П. И. Алкоголизм. - М.: Медицина, 1990. - 528 с.

Маюров A.M. Антиалкогольное воспитание. - М.:Просвещение, 1987. - 189 с.

Маюров А. Н. Заметки по поводу (Записки собриолога). – Н. Новгород, 2000. – 311 с.

Mayurov A. ALCOHOL AND DRUG ABUSE. – N. Novgorod, 1999. – 27 s.

Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов международного семинара. Вып. 8. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. – Н. Новгород-Шарлеруа: МАФР, 2000. – 89 с.

Маюров А. Н. Некоторые факты из истории употребления алкоголя на Руси (в России). / Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000, с. 59-62.

Народная борьба за трезвость в русской истории. – Л.: Библ. АН СССР, 1989. – 48 с.

Основы социальной педагогики. Курс лекций. – Владимир: ВГПУ, 1995. – 280 с.

Подходы к антинаркотическому воспитанию в школе. – Казань: МНАТ, 1996. – 43 с.

Попов Л. Е. Методические рекомендации. – Томск: МВ и ССО СССР, 1986. – 34 с.

Якушев А. Н. Становление и развитие антиалкогольной мысли и опыта формирования трезвого образа жизни с древнейших времен по 1917 год. – М.: Институт возр. физиологии РАО, 1993. – 423 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.