Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие спроса и предложения и факторы на них влияющие




ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

Ключевые термины: спрос, цена спроса, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, «парадокс спроса», товары Гиффена, товары Веблена, нормальные товары, товары-субституты, товары-комплементы, предложение, цена предложения, закон предложения, рыночное равновесие, «крест Маршалла», излишек (выигрыш) покупателя (продавца) от рыночной сделки, эластичность спроса (предложения), перекрестная эластичность спроса (предложения), цена «пола», цена «потолка»

 

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

знать:

· сущность понятий «спрос», «предложение», «рыночное равновесие», «эластичность спроса (предложения)»;

· состав факторов, влияющих на спрос и предложение в рыночной экономике;

· механизмы влияния государства на спрос и предложение в современной экономике.

уметь:

· рассчитывать изменение объемов спроса и предложения под влиянием различных факторов внутренней и внешней среды;

· прогнозировать диапазоны установления рыночного равновесия при различных объемах выпуска и платежеспособного спроса.

владеть:

· методиками расчета эластичности спроса и предложения по цене, доходу и затратам, а также перекрестной эластичности спроса и предложения.

 

 

Спрос (англ. – demand) – это желание субъектов экономики покупать товары и возможность их оплатить. Понятие «спрос» следует отличать от понятия «потребность», поскольку первое отражает не только желание приобрести товар, но и возможность потребителей заплатить за него. Отсутствие хотя бы одной из этих характеристик, означает отсутствие и самого спроса.

В экономической теории выделяют индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос представляет собой определенное количество товара, которое желает и способен приобрести по определенной цене отдельно взятый покупатель.

Рыночный спрос – это количество товара, которое желают и способны приобрести по определенной цене все вместе взятые покупатели. Величина рыночного спроса равна сумме объемов индивидуального спроса всех покупателей при данной цене. Как правило, если в литературе нет уточнения о каком именно спросе идет речь – об «индивидуальном» или «рыночном», речь идет именно о рыночном спросе.

На величину спроса оказывает влияние множество факторов. Наиболее значимым из них является цена. Ценой спроса называют максимальную цену, по которой покупатели согласны приобрести определенное количество какого-либо товара.

Считается, что в экономике действует закон спроса, суть которого состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняется существованием эффекта дохода и эффекта замещения.

· Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и может позволить себе приобрести большее количество этого товара.

· Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие товары, цены на которые не изменились.

Закон спроса работает, однако, далеко не во всех случаях. В некоторых случаях действие закона спроса нарушается, действует так называемый «парадокс спроса», когда при росте цен величина спроса на товар не сокращается, а в некоторых случаях даже растет. К таким случаям относятся, в частности, товары Гиффена и товары Веблена.

· Товары Гиффена встречаются среди дешевых товаров, которые выступают основным продуктом питания бедняков. Если такой продукт (например, картофель) дорожает, то потребители с низкими доходами будут вынуждены сокращать потребление других, более дорогих и качественных продуктов (например, мяса, сыра и др.). В результате даже подорожавший в цене картофель останется сравнительно дешевым продуктом, объем спроса, на который со стороны низкодоходных потребителей возрастет.

· Товары Веблена встречаются среди дорогих товаров, покупка которых вызвана действием так называемого «эффекта сноба», когда товар приобретается, преимущественно, из-за соображений престижа (например, дорогие машины, шубы, бриллианты). Цена в этом случае оказывается основным потребительским свойством товара, а потому чем она выше, тем больше объем спроса.

· Закон спроса нарушается также при ажиотаже, вызванном ожиданием покупателями значительного повышения цен; а также при переключении спроса потребителей на более технологичные товары (например, с кассетных видеомагнитофонов на DVD-проигрыватели). В последнем случае снижение цен на видеомагнитофоны не приведет к повышению спроса на них.

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называется изменением величины (объема) спроса.

 

Цена, тыс. руб. 0,5   1,5   2,5
Величина спроса, шт.          

 

 
 


P,

тыс.

руб.

Товар Веблена

 
 

 

 


2,5

Закон спроса

2

 
 


1,5

 

1 Товар Гиффена

D

0,5

                   
 
         
 


Q, шт.

0 100 200 300 400 500

 

Рис. 2.1. Кривая спроса

 

На рис. 2.1 изображена кривая спроса, представляющая собой графическую зависимость между ценой товара (P) и величиной спроса на него на рынке (Q). Каждая точка на кривой спроса показывает совокупное количество товара, которое приобретут все покупатели при разных уровнях рыночных цен. Стрелками на кривой спроса показаны участки, соответствующие закону спроса, товарам Веблена и Гиффена.

Изменение величины спроса графически отображается как движение по кривой спроса (D). Так, при снижении цены товара с 2 тыс. до 1 тыс. руб., величина спроса на него возрастает с 200 до 400 шт., и наоборот. Кривая спроса имеет нисходящий отрицательный наклон, что с экономической точки зрения означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен. Нисходящий отрицательный наклон кривой спроса характерен, однако, не для всех товаров – исключения будут составлять товары, подходящие под случаи «парадокса спроса». Кривая спроса для таких товаров будет иметь положительный наклон.

Цена является важным, но далеко не единственным фактором, влияющим на желание и готовность покупателей приобрести товар, то есть на спрос. Изменения величины спроса, вызванные воздействием других (неценовых) факторов, называются изменением спроса.

Обычно к наиболее значимым неценовым факторам изменения спроса относят следующие.

· Изменения в доходах покупателей (I). Влияние этого фактора на величину спроса неоднозначно. Так, при изменении доходов покупателей спрос на одни виды товаров возрастает, а на другие падает. Те товары, спрос на которые увеличивается с ростом доходов покупателей, называются нормальными товарами. Это, как правило, товары высокого качества. Те товары, спрос на которые, уменьшается с ростом доходов покупателей называются ненормальными. Обычно это товары более низкого качества по сравнению с нормальными.

· Изменения количества и цен на товары-заменителитовары-субституты (Psub). Например, повышение же цен на сливочное масло скорей всего приведет к росту спроса на его более дешевый заменитель – маргарин, и наоборот.

· Изменение цен на товары-комплементы, то есть товары, дополняющие друг друга в потреблении (Pcom). Например, фотоаппарат и фотопленка, инъекционные растворы и шприцы. Так, при прочих равных условиях, повышение цен на фотоаппараты может привести к уменьшению спроса на пленку.

· Число потенциальных покупателей товара (N). При возрастании числа потенциальных покупателей товара спрос увеличивается, и наоборот. Например, увеличение продолжительности жизни населения, влечет за собой, как правило, увеличение числа покупателей, предъявляющих спрос на лекарственные средства и товары для здоровья.

· Изменение вкусов, привычек и предпочтений (T) покупателей. Например, изменение моды может привести к увеличению спроса на товары, считающиеся модными и уменьшению спроса на товары, вышедшие из моды.

· Кроме того, на величину спроса влияет множество других неценовых факторов (B). Например, сезонность, реклама, изменение погодных и климатических условий и т. д.

Значимость неценовых факторов с точки зрения их влияния на спрос зависит от конкретных ситуаций. В тот или иной период времени один из факторов может стать доминирующим. Так, например, главным фактором, вызвавшим ажиотажный спрос населения в период финансового кризиса в России, так называемого «дефолта» 1998 г., было ожидание резкого повышения цен на потребительские товары.

На графике 2.2 влияние неценовых факторов спроса изображено как сдвиг кривой спроса вправо вверх (D1 – рост величины спроса) или влево вниз (D2 – снижение величины спроса).

Функция спроса, таким образом, представляет собой взаимосвязь между желанием субъектов экономики иметь тот или иной товар (спросом на товар) и факторами, его определяющими.

В экономике спрос является функцией ценовых и неценовых факторов:

 

QD = f(P, I, Psub, Pcom, N, T, B) (2.1).

 

P,

тыс.

руб.

 
 


2,5

 

2


1,5

D1

1

0,5 D

D2

Q, шт.

0 100 200 300 400 500

Рис. 2.2. Влияние неценовых факторов на спрос

 

Предложение (англ. – supply) представляет собой желание и возможность субъектов экономики предлагать товары на рынок.

Также как и в отношении спроса в отношении предложения принято выделять индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение представляет собой определенное количество товара, которое желает и способен предложить рынку по определенной цене отдельно взятый продавец.

Рыночное предложение – это количество товара, которое желают и способны предложить по определенной цене все вместе взятые продавцы. Величина рыночного предложения равна сумме объемов индивидуальных предложений всех продавцов при данной цене. По умолчанию, если нет уточнения о каком именно предложении идет речь, имеется в виду рыночное предложение.

На величину предложения товара также, как и на величину спроса, влияет множество факторов, среди которых важнейшим является цена. Цена предложения представляет собой минимальную цену, по которой продавцы согласны продать товар.

В экономике действует закон предложения, суть которого состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже и величина предложения данного товара.

Действие закона предложения нарушается, однако, для предложения труда, поскольку при достаточно больших ценах труда (ставках заработной платы) продавец труда (наемный работник) может позволить себе сократить время работы, чтобы использовать освободившееся время для потребления своего дохода. Поэтому, начиная с некоторого значения ставки заработной платы, величина предложения труда будет убывать.

 

P,

тыс.

руб.

 

2,5 S

 

2

 

1,5

1

0,5

Q, шт.

0 100 200 300 400 500

 

Рис. 2.3. Кривая предложения

 

 

Цена, тыс. руб. 0,5   1,5   2,5
Величина предложения, шт.          

 

На рис. 2.3 изображена кривая предложения – графическая зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение по кривой предложения называют изменением величины предложения.

Как видно из графика 2.3, при повышении цены товара с 1 тыс. до 2 тыс. руб., количество предлагаемого товара увеличивается с 200 до 400 шт., и наоборот. Кривая предложения, таким образом, имеет восходящий положительный наклон, то есть объем выпуска товара прямо пропорционален цене на него.

Помимо цены (P) на величину предложения влияют и другие (неценовые) факторы. Изменение величины предложения, вызванное воздействием неценовых факторов, называется изменением предложения.

К важнейшим неценовым факторам обычно относят следующие.

1. Изменение цен на ресурсы (Pr), используемые при производстве данного товара: их повышение, как правило, ведет к сокращению предложения, понижение – к росту предложения.

2. Эффективность применяемой технологии (K). Так, внедрение технических инноваций, применение ресурсосберегающих технологий и т. п. ведет к росту величины предложения.

3. Государственное регулирование экономики, в первую очередь, налогообложение и субсидирование (T), инвестиционный климат, наличие административных барьеров для эффективной предпринимательской деятельности. Так, например, усиление налогового бремени и отсутствие государственных субсидий товаропроизводителям уменьшают предложение, снижение налогов и государственное субсидирование товаропроизводителей, напротив, ведут к росту предложения).

4. Число продавцов данного товара (N) – чем их больше, тем, как правило, больше и объем предложения.

5. Изменение цен на товары, производимые с использованием тех же ресурсов (Pranalog). Например, из молока можно произвести сливки, сметану, кефир, йогурт, масло и т. п., поэтому повышение цен на йогурты может привести к уменьшению предложения кефира.

На графике 2.4 влияние неценовых факторов на предложение может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо вниз (S1 – рост предложения) или влево вверх (S2 – сокращение предложения).

 

 

P,

тыс.

руб. S2

 

2,5 S

 
 


2 S1

 

1,5

1

0,5

Q, шт.

0 100 200 300 400 500

 

Рис. 2.4. Влияние неценовых факторов на предложение

 

Функция предложения, таким образом, представляет собой взаимосвязь между желанием субъектов экономики производить тот или иной товар (предложением товара) и факторами, его определяющими.

Предложение, также как и спрос, является функцией ценовых и неценовых факторов:

 

Qs = f(P, Pr, K, T, N, Pranalog) (2.2).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.