Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С о д е р ж а н и е




Т.И.Выперайленко, Н.А.Аврахов, Ю.И.Никитин. 1995.

Предисловие............................................................................................................ 5

Раздел 1 (Ж.В. Котов). Философия и ее роль в жизни человека и общества....... 7

1.1. Понятие философии......................................................................................... 7

1.2. Понятие мировоззрения................................................................................ 10

1.3. Проблемы мировоззрения и основной вопрос философии......................... 14

1.4. Роль философии в жизни общества и человека............................................ 16

Раздел 2 (Л.Е.Чернова). Бытие мира. Основные формы бытия. Материя........ 17

2.1. Бытие мира, основные формы бытия............................................................ 17

2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя"........................ 21

2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения... 24

2.4. Пространство и время - формы движения материи..................................... 27

Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира............................................. 32

3.1. (Ж.В. Котов) Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме........ 33

3.2. Связи объективного мира и категории познания......................................... 37

3.3. Структурные связи........................................................................................ 38

3.4. Связи детерминации...................................................................................... 42

3.5. (Н.А.Аврахов). Закон взаимного перехода количественных и качествен ных изменений………………………………………………………………....45

3.6. Закон единства и борьбы противоположностей........................................... 49

3.7. Закон отрицания отрицания.......................................................................... 53

Раздел 4 (Ф.И. Прокофьев). Бытие природы....................................................... 55

4.1. Понятие природы и эволюция её понимания............................................... 55

4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема............... 60

Раздел 5 (В.А. Степин). Бытие общества............................................................. 63

5.1. Теоретические модели общества в истории философии.............................. 63

5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъек-

тивной реальности........................................................................................ 65

5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности

людей............................................................................................................. 68

Раздел 6 (Ю.И. Никитин, Ф.И. Прокофьев). Бытие человека............................. 71

6.1. Проблема сущности человека...................................................................... 72

6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер....................................... 77

6.3. Соотношение биологического и социального в человеке............................ 78

6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека............................ 81

Раздел 7 (Прокофьев Ф.И.). Бытие духа: дух, духовность, сознание................ 85

7.1. Дух, духовность, душа.................................................................................. 85

7.2. Генетические предпосылки сознания............................................................ 88

7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания....................... 93

Раздел 8 (Выперайленко Т.И.). Бытие духа: постижение мира.......................... 98

8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания..... 98

8.2. Проблема истины......................................................................................... 102

8.3. Научное познание и его специфика............................................................. 104

8.4. Многообразие форм постижения мира....................................................... 106

Раздел 9 (Степин В.А.). Общество как саморазвивающаяся система:

структура общественного производства........................................... 108

9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного произ-

водства.......................................................................................................... 108

9.2. Способ производства материальных условий жизни людей..................... 113

9.3. Политическая система общества................................................................. 118

9.4. Духовная сфера общественной жизни........................................................ 121

Раздел 10 (Степин В.А.). Общество как саморазвивающаяся система:

проблема истории в ее динамике.................................................... 126

10.1. Единство и многообразие мировой истории............................................ 126

10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы

к исследованию социальных процессов................................................... 129

10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.............. 132

10.4. Сущность общественного прогресса и его критерии............................... 134

Раздел 11 (Степин В.А.). Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса ……………………. ……..................................... 136

11.1. Источники и движущие силы социального развития............................... 136

11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп........ 138

11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья................................... 139

11.4. Роль народных масс и личности в истории.............................................. 143

Раздел 12 (Прокофьев Ф.И.). Бытие индивида.................................................. 146

12.1. Индивид и мир........................................................................................... 146

12.2. Индивид и социум...................................................................................... 152

 

 

Предисловие

 

В силу многих известных обстоятельств сложилась ситуация, когда у студентов нет учебных пособий по курсу философии. Учебники и учебные пособия советских лет в состоянии морального и физического износа (десяток-другой учебников 1989 г. почти рассыпаются). Курсы лекций по философии, изданные в 1991 и 1993 годах издательством "Либiдь", не в состоянии были приобрести не только студенты и преподаватели, но и вуз, их - единицы.

Студентам в основном приходится довольствоваться конспектами устных лекций, которых согласно учебному плану весьма мало. Одним словом, преподаватели нашей кафедры были "обречены" на разработку учебного пособия. Это с одной стороны. С другой - в условиях свободного поиска каждый преподаватель мировоззренчески самоопределялся, вырабатывал свой собственный философский подход, и все они, обогащая друг друга в процессе многолетней работы теоретико-методического семинара, выливались в концепцию кафедры. (В общем, наши преподаватели в определенной мере были готовы к такого рода работе).

Мы пытались уйти от крайнего философского сциентизма, но и не представлять философию только в некоем софийно-импрессионистском, релятивистском плане, куда иногда шарахаются, отвергая сциентизм. Мы исходим из единства научно-познавательной и мировоззренчески-ценностной, гуманистически-личностной сторон. Человек - отношение - мир как философская проблема означает постижение мира через человека, а человека через мир, и постижение всех трех составляющих, где отношение предстает и как единая субъектно-объектная реальность и поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей, взаимодействия разворачивающегося и на уровне индивида, и на уровне мира как острейшая драма, а зачастую и трагедия.

Стремясь проводить единую концепцию, авторы вместе с тем продолжают линию учебника "Введение в философию" на полифонию мнений и знакомят с основными позициями вплоть до последних гипотез. Конечно, форма "курса лекций" предполагает большую возможность проявления авторского начала, оригинальности. Мы же сознательно избрали форму учебно-методического пособия, зачастую "наступая на горло собственной песне", с целью отбора, концентрации более-менее устоявшегося учебного и методического материала. Авторский коллектив ставит цель оптимально использовать наработанное, имеющееся в учебной литературе, произведя определенное снятие как в содержании, так и по форме, опираясь на научные публикации последних лет (на украинском и русском языках) и собственные теоретические разработки. Названия разделов сознательно поданы "объективистски", чем уже допускается в их содержании имеющийся в философии плюрализм позиций, основные из которых показаны. На их фоне развивается концепция, которой придерживается автор, как имеющая больше доказательств или доказанная и лишь потому обладающая преимуществом.

При написании пособия основными ориентирами также были: учет подготовки современных студентов и соответствие учебным планам, в которых выделяется 2 часа в неделю аудиторных занятий для студентов второго курса. Поскольку представленный объем материала вынуждено усеченный, авторы отсылают читателя к другим источникам: учебным пособиям, научным работам и другим публикациям (конкретные источники указаны в скобках, а их название - в конце разделов).

К сожалению, в тех или иных разделах поставленных целей удалось достичь в разной мере, но авторы надеются, что и в таком виде данное учебно-методическое пособие окажет помощь нашим студентам в изучении курса философии.

 

Ф.И. Прокофьев

Ж.В. Котов

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.