Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрительный анализатор, освещение и цвет




Свыше 90% информации о внешнем мире мы получаем через зритель­ный анализатор (светоощущение). За неисчислимым разнообразием деталей и оттенков, за своей красотой и полнотой зрительные ощущения несравнимо богаче всех других. Особенно большое значение, например, имеет зрительный анализатор для водителей. Проведенная в Германии проверка зрения у водителей непосредственно на месте ДТП показала, что водителей, виновных в авариях через дефекты зрения в 5—6 раз больше, чем водителей с нормальным зрением.

Когда говорят о зрительном анализаторе, имеют в виду достаточно большую совокупность образований, которые выполняют функции построения светового изображения на светочувствительных элементах, трансформацию энергии электромагнитного излучения в нервное воз­буждение, кодирование и перекодирование информации о зрительном образе и его познание. Такое разнообразие и сложность функций осущест­вляется благодаря работе удивительных за своими свойствами отдельных структур анализатора. Иногда это такие свойства, которые нельзя воссоздать даже самыми совершенными техническими устройствами.

Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображение предметов фокусируется на внутренней оболочке глазного яблока — сетчатке. В сетчатке расположенны рецепторы глаза — палочки и колбочки. Палочки — это рецепторы, которые реагируют на слабый, сумрачный свет. Колбочки раздражаются только ярким светом, они воспринимают цвета.

В сетчатке свет превращается на нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий. Здесь происходит окончательное различение раздражений — формы предметов, их окраски, величины, освещенности, расположения и движения. Орган зрения дает возможность нам видеть и в сумерках, и при ярком солнечном освещении. Возможным это стано­вится потому, что глаз имеет замечательное свойство — изменять свою светочувствительность в зависимости от условий освещенности {свойство адаптации). Освещенность при естественных условиях изменяется на б—9 порядков, примерно в таком самом диапазоне соответственно изме­няется и световая чувствительность. Один из механизмов - это изменение диаметра зрачка, который выполняет функцию, аналогичную диафрагме фотоаппарата, второй — наличие двух уровней чувствительности, — обусловленных палочковыми и колбочковыми рецепторами.

Острота зрения. Для распознания предмета необходимо, чтобы орган зрения обеспечивал восприятие каждой детали этого предмета, чтобы ощущения их не сливались. Наилучшая острота зрения в центральном поле зрения. Когда с центра глаза условно провести конус, то отличная острота зрения будет в конусе с углом 3°, хорошая в конусе 5—6°, удовлетворительная в конусе 12—14°. Поэтому все оперативные знаки (дорожные) должны размещаться в границах зрительного конуса с углом не более 12°.

Необыкновенны зрительные ощущения. Наши зрительные ощуще­ния не совсем отвечают реальной действительности. Описано ряд явлений, при которых зрение «обманывает» нас, приводя иногда к курьезным ситуациям, или к совсем нежелательным последствиям. Это так назы­ваемые энтоптичные явления, миражи, гало, иллюзии и тому подобное. Все рассмотренные случаи характеризуются тем, что появление необыкно­венных зрительных ощущений обусловлено целиком определенными физическими причинами, и что эти ощущения даже можно подтвердить способами регистрации, измерений и тому подобное. Совсем иное происхождения имеют ощущения, которые зачастую объясняют как иллюзии.

Движение автомобиля с темной окраской (черной или темно-зеленой) кажется более медленным, а расстояние к нему больше, чем на самом деле. Именно этим объясняется то, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов, а в особенности красного, хорошо выделяются на окружающем фоне, воспринимаются как таковы, что находятся ближе и двигаются с большей скоростью, чем на самом деле. Это заставляет водителей встречных автомобилей быть осторожнее, что повышает безопасность дорожного движения.

Швейцарские исследователи считают наиболее безопасным авто­мобиль, выкрашенный в ярко-красный цвет, английские — в белый цвет; американские — в оранжево-красный. Датские эксперты установили, что 61,3% столкновений случается между автомобилями темных цветов, 32,6% — темных из светлыми и лишь 6,1% светлых из светлыми. Реже всех попадают в аварию желтые автомобили. Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, которые направлены на снижение влияния монотонных раздражителей, которые вызывают сонливость. Так, например, у водителей нередко возникает сонливость при езде на прямых участках дороги. Чтобы этого не было, рекомендуется при строительстве дорог через каждые 3 км предусматривать кривые участки дороги. Для снижения монотонности движения отдельные участки дороги красят в различные цвета, озеленяют раздельные полосы и тому подобное.

Видимость — возможность различать особенности окружающей среды, которая обусловлена степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Это зависит от времени суток и состояния атмосферы. Она понижается в темное время суток, а также в дождь, снегопад, туман.

Кстати, для регулирования дорожного движения выбранные красный, зеленый и желтый цвета, так как в тумане зеленый цвет воспринимается как желтый, а желтый как красный. Такая ошибка не страшна. Красный же цвет имеет самую большую длину волны, распространяется с самыми малыми потерями, и его видно на большом расстоянии.

Гигиеническая характеристика освещенности. Освещение должно отвечать таким основным требованиям:

— быть равномерным и достаточно сильным;

— не создавать резких теней на местах работы и контрастов между освещенным рабочим местом и окружающей обстановкой (пол, стены);

— не создавать лишней яркости и блеска в поле зрения работающих;

— давать правильное направление светового потока;

— отвечать правилам техники безопасности.

Организация правильного освещения естественным и искусственным способом имеет большое санитарно-гигиеническое значение, содействует повышению производительности труда, снижению травматизма, улучше­нию качества продукции.

Световое ощущение, которое вызывает оптическая часть спектра электромагнитных волн длиной от 0,38 до 0,77 мк, оценивается световым потоком Ф, за единицу которого принято люмен (лм).

Поверхностная плотность светового потока, которая попадает на единицу площади, называется освещенностью. За единицу освещенности Е принято люкс (лк), что равно освещенности, создаваемой световым потоком Ф = 1 лм, равномерно распределенным на площади S = 2

Орган зрения человека способен видеть объект при освещенности от 0,1 до 100000 лк.

Видимость любого предмета на рабочем месте зависит от освещен­ности, размера предмета, его яркости, контраста с фоном и продолжи­тельности экспозиции.

Цвет и безопасность труда. В окружающем мире сложно перечислить разнообразие цветовых оттенков, а тем не менее цвет — это также отображение в наших ощущениях такого физического качества, как спектральный состав излучения. Цветоощущение — это субъективный образ спектра излучения, то есть характеристика его частотных состав­ных. Человек различает около 150 цветовых тонов. Рецепторами, обеспечивающими цветовосприятие являются колбочки.

Известно, что цвета по-разному действуют на психику человека, вызывая определенные эмоции. Например, оранжевый цвет восприни­мается как горячий, он бодрит, стимулирует к активной деятельности. Голубой напоминает о воде. Он свежий и прозрачный, уменьшает физи­ческую усталость, успокаивает, регулирует ритм сердца. Красный цвет горячий, энергичный. Коричневый — теплый, успокаивающий, но способный вызывать пасмурное расположение духа, а серый насто­раживает, вызывает беспокойство. Желтый — теплый, веселый цвет, вызывает хорошее расположение духа. Зеленый — успокаивающе действует на нервную систему. Белый — холодный. Серый — деловой, унылый, способный вызывать апатию, скуку. Черный — пасмурный и трудный, резко понижает расположение духа.

Оконные рамы и фрамуги красят в белый цвет, ибо он отражает больше света, чем любой другой (80%). Потолок и стены, в зависимости от характера выполняемой работы и назначения помещений красят в белый и светлые цвета: голубой, желтый (кремовый), зеленый (салатовый).

Для конторских помещений более целесообразным является кремовый цвет, а для механических мастерских белый, светло-голубой. Для комнат отдыха — нежно-бирюзовый, салатовый. Различное оборудо­вание (холодильники, сушильные шкафы, компрессоры) красят в светло­серый и светло-зеленый цвета, термическое оборудования — в алюми­ниевый. В красный цвет красят элементы оснащения, чтобы обратить внимание на существование опасностей или предотвращения их (кнопки «стоп», рычаги отключения, внутренняя поверхность кожухов, огражде­ния, электрошкафы, трубопроводы горячей воды и пара, емкости с горючими веществами и тому подобное).

Желтый цвет применяют для предупреждения опасности и красят им подвижные детали оборудования, ограждения подвижных деталей различных сельскохозяйственных машин, концы тросов волоков и сеток для разгрузки силосной массы с кузова транспортного средства, баллоны с светильным газом. Желтый цвет имеют сигнальные лампы. В желтый цвет с черными полосами красят подвижные части погрузчиков и борта электрокаров.

Нормальный режим работы машин и различного оборудования обозначается зелеными лампами. Синий цвет применяют для окраски указательных символов и знаков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.