Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки психологических особенностей человека. Психодиагностический метод (тестирование)




 

Для оценки психофизиологических особенностей человека исполь­зуют различные методы. К ним относятся общенаучные методы (наблю­дение, психодиагностический метод (тесты), педагогический метод (изучение результатов трудовой деятельности). На современном этапе изучения личности чаще всего используют психодиагностический метод — тестирования.

Термин «тест» (англ.) — это испытание, проба. Как способ исследо­вания тесты используются в различных областях человеческой деятель­ности: в технике, биологии и т. д. Наиболее распространены они в психологии.

Этот способ исследования впервые был введен американским ученым Дж. Кеттелем в 1890 г. для определения уровней развития умственных способностей. Следует, однако, указать, что идея измерения индиви­дуальных психологических особенностей была представлена значительно раньше английским антропологом и психологом, основателем дифферен­циальной психологии Ф. Гальтоном, который изучал индивидуально-психологические различия между людьми.

Психологический тест представляет собой доступную для понимания без соответственной подготовки специально составленную и проверенную на больших группах людей задачу, что дает возможность измерить уровень умственного развития. В зарубежных странах, в особенности в США, тесты широко применяются в учебных и других учреждениях для опреде­ления особенностей развития психических процессов, учебных возмож­ностей, профессиональной пригодности. Для этого используются различ­ные варианты вербальных (словесных), рисуночных или аппаратурных стандартизированных тестов.

Опыт показал чрезвычайно большую эффективность профотбора с применением тестов. Отсев «непригодных» в процессе обучения снизился с 30—40% до 5—8%, аварийность по вине персонала уменьшилась на 40—70%, надежность систем управления повысилась на 10—25%.

Ценность тестов проявляется в процессе их стандартизации, то есть в ходе исследования однородных больших групп детей или взрослых разных профессий и анализа полученных данных с целью установления соответствия содержания и формы каждого теста требованиям основных его критериев — надежности, валидности и прогностичности.

Успешное использование тестов для определения и формирования личности в процессе обучения и воспитания молодежи требует осуществления таких мероприятий:

1. Составление на научной основе психограм личности и профессиограм разных видов деятельности и проработка на их основе разных видов тестов.

2. Стандартизация тестов за их содержанием и формой соответственно к возрастным особенностям подопытных и видов деятельности, адаптации к условиям их жизни и задач формирования активной личности.

3. Гуманизация интерпретирования результатов тестов исследо­вания. Здесь должна быть исключена любая дискриминация личности, что мешала бы ей стремиться к усовершенствованию личных индиви­дуальных качеств.

4. Нужно избегать суждений о способности и возможности личности на основании одноразовых тестовых исследований. Констатированные факты о морально-психологической особенности объекта одноразового исследования должны быть выполнены для профилактически-коррекционных мероприятий, направленных на формирование всесторонне развитой личности.

Психодиагностические тесты можно с успехом использовать как для определения, так и для формирования соответственных умственных и эмоционально-волевых качеств, ибо тест представляет собой препарированный аналог какого-то качества личности — интеллекта, внимания, памяти, находчивости, знаний. Тренируя эти качества можно достичь значительного их развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.